Диагностика и профилактика в психологической игре "Продавец крыльев"

Разделы: Школьная психологическая служба


Представляемая в статье игра была придумана как одна из тематических процедур специально для работы с шестым классом, куда психолога пригласили в связи с происшествием – несколько мальчиков принесли в класс насвай и попробовали его в присутствии других детей. Цель, поставленная классным руководителем, состояла в “недопустимости повторения” подобного. После позитивного переформулирования запрос приобрел следующий вид: “чтобы дети подружились и стали коллективом, свободным от наркотиков”. Пожелание, скажем прямо, масштабное. Для себя я сформулировала цели следующим образом: оптимизация психологической атмосферы в коллективе и повышение осознанности в поступках детей.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – деятельность многоаспектная. В современном понимании она включает в себя и пропаганду здорового образа жизни, и улучшение качества жизни детей, и своевременную помощь в кризисе, и многое другое. В числе прочего профилактическое действие оказывает и обучение детей осознанному выбору. Игра “Продавец крыльев” даёт возможность участникам осознать, как именно они совершают свои выборы.

В своей работе с классом, продолжавшейся в течение второго учебного полугодия, я выделила следующие шаги:

1 - установить хороший контакт с классом и с большинством учеников лично, особенно с теми, у кого есть опыт проступков;

2 - актуализировать связи внутри класса, включая ребят в общий игровой процесс и его обсуждение;

3 - проработать с ними тему о том, как мы совершаем выборы и какие получаем последствия, на примере психоактивных веществ и мелких шалостей;

4 – эффектно, ярко завершить программу для закрепления результата.

Игра “Продавец крыльев” реализовывалась мною на третьем шаге. Дети к тому времени были мне уже хорошо знакомы, охотно посещали занятия, у меня успели накопиться наблюдения за каждым и диагностические данные. Игра, как и все остальные занятия с этим классом, рассчитана по времени на один урок, так как режим работы школы не позволял занять больше времени.

В начале процедуры класс был поделён на две части по принципу “аквариума”, используемому в работе обучающих и психотерапевтических групп. Одна часть – в неё вошла так называемая группа риска – Оля, Артём, Кирилл, Лиза, Семён и другие дети, непосредственно задействованные в описанном выше инциденте с насваем либо вызывающие беспокойство классного руководителя, принимала непосредственное участие в игре. Это и был “аквариум”. Вторая группа стала наблюдателями и получила “Персональные листы наблюдения”, где должна была отметить особенности поведения конкретных участников в игре. Эти листы были придуманы с двоякой целью: во-первых, чтобы способствовать развитию рефлексии у детей, а во-вторых, чтобы усилить вовлечённость тех ребят, кто в игру не попал.

Уже на стадии деления на группы, происходившего по неведомым детям критериям, класс был заинтригован. “Листы наблюдения” некоторыми были восприняты как инструменты контроля и власти и воодушевили наблюдателей.

Психолог с “аквариумом” составили в центре класса три стола и сели вокруг. Ребята за столом были насторожены.

На столе психолог поставил стаканчики, большую коробку сока и тарелку с печеньем, поясняя, что разговор пойдёт серьёзный и возможно захочется подкрепиться. Далее ведущий объяснил свой выбор тем, что все приглашённые за стол - люди смелые и даже рискованные, открытые всему новому, а ему необходимы как раз такие, ведь речь пойдёт о невиданных возможностях. Таким образом, ведущий, используя приёмы психологического давления и манипуляции (которые рассматривались на прошлых уроках) [3], изобразил навязывание детям некоего волшебного вещества, дающего способность летать.

Несмотря на успешно проведённое знакомство с манипуляцией и даже мини-сочинения по этой теме, все участники “аквариума” угостились печеньями и соком, с удовольствием выслушали необоснованную лесть в свой адрес и только после первой покупки кое-кто стал распознавать отдельные приёмы.

Всего ведущим было предпринято 4 попытки. После первой, игроки, согласившиеся попробовать, получили синие карточки с надписями, демонстрирующими участникам их успех:

- У тебя получилось приподняться! Супер! Приятное ощущение невесомости! И др.

Настроение у играющих поднялось, настороженность уменьшилась, у некоторых исчезла.

Для тех, кто решился на вторую попытку, карточки оранжевого цвета содержали тексты, подчёркивающие их превосходство над другими:

- Только тот, кто летает как ты, по-настоящему понимает, что такое скорость! Жги и не останавливайся! И т.п.

Большинство участвующих мальчиков отреагировали бурно, радостно, демонстрируя победные жесты и восклицания. В этот момент включенность игроков достигла максимума, а вот энтузиазм наблюдателей значительно упал, многие ощутили себя обманутыми и забыли вести листы наблюдения. На будущее необходимо учесть их реакцию и оказать наблюдателям поддержку.

Совершавшим третью покупку, попались белые карточки с предупреждением:

- Сегодня ты завис воздухе перед школой и не смог приземлиться. Пришлось на уроке держаться за парту, чтобы учитель ничего не заметил. И др.

Не все смогли заметить предупреждение, кое-кто воспринял содержание карточки как ещё одно приключение.

Те, кто совершил четвёртую покупку, получали печальные последствия, некоторые из которых были сформулированы весьма жёстко:

- Жизнь без полётов потеряла интерес. Родители попросили тебя переехать… и др.

Здесь настроение игроков, участвующих в покупках, снижается. Преобладающее чувство – разочарование. Важно начать обсуждение игры безотлагательно, с тех, кого наиболее сильно зацепил негатив, чтобы не дать ребятам уйти в защиты.

После окончания процесса покупок, каждый участник получил возможность высказать свои ощущения, возникшие на разных этапах игры. На основании самоотчётов детей и наблюдения за ними было обсуждено несколько стратегий поведения в ситуации выбора.

Стратегия № 1. Оля совершила только одну первую покупку. После игры она сообщила, что сразу распознала в действиях ведущего приёмы манипулирования, которые изучались на предыдущих занятиях, но на одну покупку решилась из любопытства. Продолжала подозревать ведущего в корысти до конца игры и обрадовалась в конце тому, что избежала неприятностей и вовремя приняла правильное решение. Таким образом, Оля показала, что она чувствительна к социальной ситуации, ориентирована на успех, интересуется другими людьми – эти качества можно считать хорошей защитной “прослойкой” между подростком и правонарушением [1].

Стратегия № 2. Кирилл сделал две покупки и у него возникла ассоциация с неким фильмом, где подобным образом персонаж попал в зависимость от негодяя. Кирилл остановился и с интересом наблюдал действия других участников.

Стратегия № 3. Лиза совершила три покупки, белая карточка её насторожила, и она остановилась. В конце игры девочка была довольна своей проницательностью. В действиях ведущего ничего предосудительного не заметила. Лиза – увлекающаяся, но осторожная. Обсудив с ней, какие проявления характера помогают ей, мы пришли к выводу, что чувство тревоги помогает ей остановиться.

Стратегия № 4. Артём и Женя совершили по четыре покупки. В начале испытывали азарт, в конце игры были разочарованы, чувствовали себя неловко. Артём признался, что хотел после игры быстро уйти и не участвовать в обсуждении. При анализе своего поведения и самочувствия в игре (в том числе с помощью листка наблюдений, который заполнила на него одноклассница), Артём самостоятельно определил, что мог бы избежать отрицательных чувств в конце игры, если бы достаточно внимательно отнёсся к информации на белой карточке.

Стратегия № 5. Семён совершил четыре покупки. Эмоциональные проявления минимальны, утверждает, что настроение к концу игры не изменилось. Сообщил, что игра неинтересная. Наблюдатель отметил, что Семён совершал покупки очень быстро, не задумываясь. В этих реакциях скорее проявились характеристики мальчика, увеличивающие фактор риска противоправного поведения – игнорирование негативных последствий своих поступков [1] и возможное безразличие к мнению группы (даже друзей) о нём (хотя здесь может иметь место психологическая защита, информации о мальчике мало).

Поведение остальных участников игры было близко к какому-то из уже описанных.

На примере Артёма и Жени класс принял активное участие в обсуждении “знаков”, которые предшествуют неприятным событиям. Чувство неловкости у ребят в результате неудачи, постигшей их перед одноклассниками, указывает на наличие просоциальных установок у этих подростков. Кроме того, они не ожидали подвоха от ведущего и не выразили обиды в конце игры, то есть не склонны рассматривать действия других как преднамеренное причинение им вреда. Эти проявления также указывают на определённый ресурс, сдерживающий развитие антисоциальных тенденций.

Итак, кроме личных приобретений и открытий участников, эта игра дала возможность оценить риск антиобщественных действий для каждого игрока. И хотя выражен этот риск оказался только у одного ученика, обладающего к тому же невысоким статусом среди одноклассников, профилактическая работа с классом была продолжена.

Игра своим сюжетом очень прозрачно намекает на ситуацию вовлечения молодёжи в злоупотребление ПАВ и формирование других зависимостей. Поэтому естественным её продолжением на следующем занятии стала тема “Зависимость и независимость”, где особенно подробно разбиралась представленная в игре схема “легкий успех – чувство превосходства- предупреждение – печальные последствия” и её проявления в возникновении различных зависимостей как от веществ, так и от людей, видов досуга и т.п.

Важно подчеркнуть, что психологической может стать практически любая игра, если она создает своё собственное пространство [2] и в результате участники осознают что-то значимое для себя, или изменяются, или приобретают новые возможности. Поэтому самое главное в проведении психологических игр – это помочь детям использовать игровые психологические ресурсы: провести обсуждение, которое для шестиклассников ещё представляет значительные сложности, обратить их внимание на собственные поступки и поступки других, научить осмыслять пережитое в игре.

Литература:

  1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С."Введение в психологию" Под общений редакцией В.П.Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.
  2. “Практикум по психологическим играм с подростками” под ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, 2006.
  3. Родионов В., Лангуева Е. “Манипуляция: игры, в которые играют все”. – газета “Школьный психолог”, 2005 г., № 2-3

Приложение

Содержание карточек для 4 выборов.

Синие карточки:

  1. У тебя получилось приподняться на 20 сантиметров! Супер!
  2. Всего лишь небольшое головокружение. Попробуй ещё разок.
  3. Ты выше всех!!! Получи скидку на вторую покупку!
  4. Нет эффекта? В чём же дело? Попробуй ещё!
  5. Приятное ощущение невесомости, однако!
  6. Ну, вот, молодец! Всегда нужно использовать возможность попробовать что-то новенькое! Оказывается, в жизни есть сюрпризы!

Оранжевые карточки:

  1. Всё лучше и лучше получается! Ты почти летишь!
  2. Да, получается! Продолжай!
  3. Бонус! Дополнительная покупка – бесплатно!
  4. Ты крут! Создай команду летунов!
  5. Только тот, кто летает как ты, по-настоящему понимает, что такое скорость! Поздравляем!
  6. И ты ещё сомневался, стоит ли тебе подняться в воздух?! Жги и не останавливайся!

Белые карточки:

  1. Ты что же так долго не летал? Разучишься! Нужно повторять каждый день!
  2. Родители говорят, что ночью ты приподнимаешься над кроватью.
  3. Сегодня ты завис в воздухе перед школой и не смог приземлиться. Пришлось на уроке держаться за парту, чтобы учитель ничего не заметил.
  4. Родители боятся за тебя, они считают, что летать – ненормально.
  5. Нелетающие друзья обиделись на тебя за то, что ты слишком высокомерен с ними.

Зелёные карточки:

  1. У тебя нашли рак кожи. Нужна операция. Говорят во всём виновато летательное вещество.
  2. Родители попросили тебя снять отдельную квартиру и не приходить к ним. Они страдают, видя, что ты не можешь приземлиться.
  3. Из-за постоянной невесомости у тебя атрофировались ноги. Они больше не слушаются. Прощай бег, ходьба, футбол и танцы. Придётся летать до конца жизни.
  4. Как-то скучно стало жить. Ничего не радует, даже полёты надоели. Говорят, это депрессия. Что же делать?
  5. Нелетающие друзья больше не общаются с тобой. А в воздухе так редко кого-то встретишь…
  6. Чтобы купить ещё летательного вещества ты украл у мамы деньги из кошелька. Она плакала, думая, что потеряла.