"Бинарные соединения". УМК О.С. Габриелян, 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: 8 класс


Тип урока: комбинированный урок

Оборудование:

периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева;

карточки с алгоритмом “Составление формул” (одна на парту) приложение № 1;

компьютер и мультимедийный проектор, презентация приложение № 2.

Цель: знакомство с понятием “бинарные соединения”, формирование принципа номенклатуры бинарных соединений, определение понятий: оксид, сульфид, гидрид, галогенид, нитрид.

Задачи.

Предметные:

- создать условия для формирования понятия “бинарные соединения”, виды бинарных соединений: “оксиды”, “сульфиды”, нитриды”, “карбиды”, “гидриды”; химической грамотности в составлении формул веществ, использования приобретённых знаний в практической деятельности и повседневной жизни человека.

Метапредметные:

- содействовать в формировании умения работать с информацией, преобразовывать информацию из Периодической таблицы Д.И. Менделеева в данные для составления формул;

- анализировать, сравнивать и выявлять сходства и различия;

-  выстраивать устные и письменные высказывания;

- развивать коммуникативные способности учащихся (умение вести диалог и монолог, слушать высказывания других учеников).

Личностные:

создать условия для формирования культуры умственного труда, адекватной самооценки деятельности.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

Участие в формировании критически и адекватно мыслящей личности, способной сформулировать свою точку зрения.

Метапредметные:

Создание условий для анализа и сравнения информации, содержащей химические формулы, способствование умению формулировать высказывания, устанавливать причинно-следственные связи “степень окисления – состав вещества”, формулировать выводы.

Предметные:

Формирование понятий “бинарные соединения”, “оксиды”, “сульфиды”, нитриды”, “карбиды”, “гидриды”; развитие навыка составления формул по степени окисления.

Методические рекомендации:

При проведении урока, возможно, выдавать жетоны за верные ответы. Тогда при подведении итогов урока и выставлении отметок использовать другую градацию (если выдавать жетоны и за все устные ответы и все письменные задания). Слайд №9 можно скрыть, но если ученики затрудняются в устных названиях веществ можно содержимое обсудить еще раз. (Это материал из предыдущего урока)

Характеристика этапов урока

Этапы урока Деятельность
Учителя Учеников
Организационный этап Приветствие учеников. Приветствие учителя.
Актуализация знаний Формулировка задания для анализа содержимого слайда №2. (Формулы бинарных соединений)

Проанализируйте формулы веществ и найдите общее в формулах?

Эти вещества и являются предметом для изучения.

Проводят анализ формул и находят общий признак.

Состоят из двух элементов (Предполагаемый ответ учеников)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Формулировка задания для постановки цели.

Используя материал прошлого урока, сформулируйте, что вам необходимо узнать о веществах?

Формулируют тему урока “Бинарные соединения” (запись в тетрадь).

- Состав, выраженный формулой и называть.

Задачи: научиться записывать формулы веществ и знать их названия; разделить вещества на группы по различным признакам.

Слайд № 3. Задание:

“Дайте характеристику веществ по формулам”

Проводят анализ формул и находят общий признак.

Это бинарные соединения, один из которых кислород со степенью окисления - 2.

(Предполагаемый ответ учеников)

Эти соединения называются оксиды. Самостоятельно формулируют определение оксидов. (Запись определения оксидов)
Задание: “Сравните формулы оксидов и найдите различие в составе”. Мотивируйте свой ответ

? - На какие группы делятся оксиды? По какому признаку?

Прочитайте формулы, дайте название веществам.

? – Какое слово повторяется при названии каждого вещества?

(Оксид)

Учитель поясняет принцип построения названий ВСЕХ бинарных соединений.

Латинский корень + ИД (чего?) русское название химического элемента и (переменная степень окисления)

Сравнивают состав и делают вывод: Представлены оксиды, образованные металлами и неметаллами.

Запись в тетрадях:

Классификация оксидов по составу: оксиды металлов и оксиды неметаллов

(Слайд № 4)

Читают формулы, дают название.

Самостоятельно формулируют принцип в названии оксидов.

Первичное усвоение новых знаний. Задание: “Составить формулы водорода и следующих металлов лития, магния, алюминия”

Самопроверка “ Формулы на слайде 5”

Для тех, кто ошибся взять “Алгоритм составления формул” (раздаточный материал см. Приложение 1)

Все, кто составил верно формулы, ставят на полях по1 балл за каждую

Составление формул и запись в тетрадь: LiH, MgH2, AlH3

Самостоятельная проверка и выставление баллов на полях

Первичная проверка понимания Задание: “Составить формулу бинарного соединения водорода и азота” (см. приложение №1)

Самопроверка “Слайд № 5”

Все, кто составил верно формулу, поставить на полях 1балл

Решить проблему: “Какой элемент записать на первом месте: азот или водород”.

Верный ответ: H3N

Самостоятельная проверка и выставление баллов на полях

Первичное закрепление Задание: “Составить формулы бинарных соединений водорода и следующих элементов: углерода, серы, хлора”

Все, кто составил верно формулы, ставят на полях 1балл за каждую.

Самопроверка “Слайд № 5”

Запись формул: H4C, H2S, HCl

Самостоятельная проверка и выставление баллов на полях (слайд № 5)

Задание: “Найти общее в формулах водородных соединений, найти отличие” Классифицируют водородные соединения по степени окисления водорода на: гидриды и летучие водородные соединения
Задание “Найти общее в формулах бинарных соединений”

Слайд № 6

Слайд №7, 8

Фронтальная устная работа

Запись в тетрадь “Номенклатура бинарных соединений”

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Задание: “Составить формулы веществ по степени окисления”.

Слайд № 10

Проверять каждую формулу отдельно.

За каждую верно составленную формулу – 1 балл.

Максимальное количество баллов за задание - 10

Составляют формулы и осуществляют самопроверку.

Слайд №10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнения 1) Выучить номенклатуру бинарных соединений

2) § 18

Запись в дневник
Рефлексия (подведение итогов занятия) Выставление отметок за урок за устные ответы и комментирование.

Ознакомление учеников с переводом баллов в отметки.

Максимальное количество баллов – 17 (за каждую верную формулу -1 балл)

17-15 баллов – отметка 5

14-12 баллов – отметка 4

11-9 баллов – отметка 3

Подсчет баллов на полях и выставление отметок

Список литературы

1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, 8-е издание, стереотипное, М: Дрофа. 2011.

2. Учебник. О.С.Габриелян, Химия. 8 класс. - М.: “Дрофа”, 2012.

3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

4. Габриелян О С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.

5. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 8.” - М.: Дрофа, 2005-2012.

Приложение 1

Приложение 2