Интегрированный урок окружающего мира по теме "Что это за листья?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Планируемые результаты

Метапредметные.

Коммуникативные:

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи:

- ориентация на партнера по общению;

- преодоление эгоцентрической позиции в межличностных отношениях при распределении ролей при оформлении картины из листьев;

- умение договариваться.

Регулятивные:

- целеполагание - постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- коррекция - внесение необходимых дополнений в план и способ действия;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилению, преодолению препятствий.

Познавательные:

- Общеучебные:

- закреплять знания о приметах осени;

- научиться отличать листья деревьев, распространенных в нашей местности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Сравнивать и группировать листья по разным признакам;

- синтез – составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Личностные:

- проявлять учащимися познавательный интерес к новому учебному содержанию;

- проявлять любовь и уважение к окружающей нас природе.

Деятельность учащихся

Учащиеся, в совместной деятельности с учителем, одноклассниками и родителями получат возможность:

- наблюдать за осенними изменениями окраски листьев;

- распознавать листья, распространенных пород деревьев;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- учиться видеть прекрасное в осеннем пейзаже;

- развивать читательский интерес;

- сотрудничать с одноклассниками и родителями.

Оборудование урока:

  • учебник А.А.Плешаков “Окружающий мир 1 класс”;
  • А.А.Плешаков атлас-определитель “От земли до неба”;
  • рабочая тетрадь часть №1;
  • тест “Проверим себя”;
  • офисная программа Microsoft Word;
  • электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова “Окружающий мир 1 класс”
  • персональные компьютеры на партах учащихся;
  • презентация урока;
  • электронная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • классная доска;
  • DVD диск “Осень”, сюжет “Золотая осень” из сборника “Двенадцать месяцев”;
  • DVD диск “Лето”, сюжет “Зеленая мозаика листьев” из сборника “Двенадцать месяцев” (фрагменты);
  • песня “Ах, какая осень!”;
  • засушенные листочки с деревьев;
  • клей, ножницы, лист формата А3.

Ход урока

I этап

Организационный момент.

Учитель:

Снова осень, снова птицы
В теплый край лететь спешат.
Сегодня осенний праздник
Пригласил в наш класс ребят.

Родители (загадки)

Сидит-зеленеет,
Падает-желтеет,
Лежит-желтеет? (Лист)

Он с весны висел на ветке
Был зеленый - пожелтел,
Только дунул слабый ветер,
Он уже и полетел. (Лист)

Падают с ветки золотые монетки. (Лист)

Учитель: Слайд №1. Презентация

- Ребята, догадались? О чем сегодня будем говорить?

- Тема урока “Что это за листья?”

- Будем учиться определять с какого дерева листья.

- Учиться работать в парах, в группах.

- Выполним творческую работу из осенних листьев.

II этап

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Самоопределение к деятельности.

Учащиеся:

  • Работа с учебником с.28-29.

- Прочитайте тему урока, его учебную задачу.

  • Поиск информации о деревьях в атласе-определителе с.85-87. (Береза, липа, вяз, дуб, рябина.)

Физкульпауза (гимнастика для глаз).

Дополнительная информация о деревьях.

Клены – отличные медоносы. Пчелы – при благоприятных условиях собирают с них до 200 кг меда. Кленовый сок очень полезен, он применяется в народной медицине при лечении заболеваниях печени и почек. Из него изготавливают кленовый сахар, который, по мнению ученых, гораздо полезнее свекольного.

Клены – формируют плотную крону, которая защищает от летнего солнечного зноя и городской пыли, а также является хорошим шумопоглотителем. Слайд №2 Дуб – мощное, крупное дерево, издавна считавшийся самым крепким и могучим деревом, сравнивается с силой, мудростью и здоровьем.

Дуб – это символ вечности, его в течение многих столетий используют в строительном деле. Слайд №3

Липа. Русское название имеет древнее происхождение и происходит от слова “липати” - липнуть, из-за липкого сока и клейкости молодых листочков.

Древние славяне считали липу деревом богини любви и красоты Лады, вокруг старых лип, девушки водили хороводы. Слайд №4

Вяз – это крупное дерево с округлой, раскидистой, густой кроной. Вязы не выносят сильного затенения, носами дают довольно густую тень. В молодости растут сравнительно быстро. Для успешного роста требуют свежую, рыхлую почву, но переносят и крайне засушливые условия. Слайд №5

Рябина. С глубокой древности полюбил русский народ рябину, издавна сажали люди ее около своих домов. В старинном народном календаре есть особый день, посвященный этому дереву – “Петр-Павел рябинник”. Он приходится на конец сентября. Принесенные из леса гроздья рябины связывали пучками и развешивали под крышами домов и сараев. Промерзшей рябиной – вкусной и ароматной – по праздникам лакомились ребятишки русских лесных деревень. Слайд №6

Береза – символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Слайд №7

Видеосюжет “Золотая осень”

III этап

1) Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач).

Работа в парах. Рабочая тетрадь с.16-17,  №1.

Практическая работа “Определяем деревья”.

- Нарисуйте деревья, о которых рассказали родители (2-3 дерева).

- Поделитесь результатами с товарищем по парте.

- Узнайте, какие деревья нарисовали они.

2) Работа по теме урока.

На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные учащимися во время прогулки.

- По каким признакам можно разделить листья? (По форме, цвету, размеру).

- Давайте, посмотрим, как выглядели наши листочки летом. (Сравним их по цвету, форме, размеру)

3) Просмотр видеофрагментов о листьях (DVD диск “Лето”, сюжет “Зеленая мозаика листьев”).

- Какую форму имеют листья клена?

- А что скажите о листочках осины?

- Чем интересны листики дуба?

- На что похожи листья рябины?

4) Работа в парах. Рабочая тетрадь с.18, №2.

- По своим наблюдениям, используя информацию видеосюжета, раскрась листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней.

Физкультмитутка. Слайд №8

Используя строчки стихотворения, учащиеся произвольно выполняют движения.

Осенние листья на солнце горят,
О лете, ушедшем, они говорят.
И дождик струится, по листьям скользя.
К зеленому лету вернуться нельзя.
И вот журавли потянулись на юг,
Немножечко грустно становится вдруг.
Но сколько же осень несет красоты!
Как радуют поздние эти цветы:
Прекрасные липы и кисти рябины,
И веточки дуба и гроздья калины.
А с кленов к нам листья, как письма летят.
Собой, устилая любимый наш сад.

IV этап

Закрепление изученного материала.

1) Работа на компьютерах (электронное приложение к учебнику).

Задание №1 (определите деревья по их листьям).

Задание №2 (найдите и отметьте листья осины).

2) Творческая работа в группах.

Учитель:

- Скажите, ребята, как можно и зимой любоваться осенними листочками?

- Правильно, сделать из них различные поделки. Слайды №9–12.

Учащиеся в группах выполняют работу на листах А3 “Осенние пейзажи” и т.п.

Звучит мелодия “Ах, какая осень!”, учащиеся выполняют работу и поют.

Выставка работ у доски. Фотографирование работ родителями.

V этап

Рефлексия. Итог урока.

Выполнение теста из пособия “Проверим себя” с.7. коллективная проверка.

- Сможете теперь определить с какого дерева листья?

- Что расскажите об уроке своим близким и друзьям?

Учитель. Слайд №13

- За окнами сейчас осень. По-разному мы называем ее: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной. Все же осень – прекрасное и очаровательное время года.

Спасибо за урок. Слайд №14

Песня “Ах, какая осень!”

1. Где ты, где ты, милая осень,
Целый год тебя мы ждём!
В лес осенний по тропинке
Мы тебя встречать пойдём.

Ах, какая осень,
Ах, какая!
Вся из жёлтых листьев,
Золотая,
И дождя серебряные
Капли
Песенки поют!

2. В паутинках между берёзок,
Прячет солнышко лучи.
Ягоды, грибы и орешки
Ты для нас прибереги.

Ах, какая осень,
Ах, какая!
Вся из жёлтых листьев,
Золотая,
И дождя серебряные
Капли
Песенки поют!

3. Ветер с осенью танцует,
И кружиться листопад.
Разноцветные листочки
В вальсе радостном летят.

Ах, какая осень,
Ах, какая!
Вся из жёлтых листьев,
Золотая,
И дождя серебряные
Капли
Песенки поют!