Проектная деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Игровой проект "Азбука безопасности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире. Ведущая роль в обучении детей правилам безопасного поведения отводится воспитывающим взрослым – родителям и педагогам.

Организация работы по обучению детей правилам безопасного поведения должна осуществляться с учётом возрастных возможностей детей. В среднем дошкольном возрасте воспитатель создаёт условия для активной совместной деятельности, организуя сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, дидактические игры по данному направлению.

Дети среднего дошкольного возраста узнают об основных источниках и видах опасности быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Участвуя в различных проблемно-игровых ситуациях, знакомятся с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях и о том, как позвать на помощь взрослого в соответствующих обстоятельствах.

Наиболее продуктивным в обучении дошкольников навыкам безопасного поведения является метод проектов, основанный на сотрудничестве детей, родителей и педагогов ДОУ. Для осуществления проектной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста можно использовать краткосрочные игровые мини-проекты. Принимая участие в проекте, ребёнок ощущает себя активным субъектом происходящего и приобретает необходимые ему практические навыки.

В ноябре 2014 г. в МБДОУ “ЦРР – детский сад №99” г. Воронежа с воспитанниками средней группы №12 был реализован игровой мини-проект “Азбука безопасности”. В ходе осуществления проекта в игровой форме дети познакомились с опасными ситуациями в быту и в общении с незнакомыми людьми, закрепили навыки безопасного поведения в различных опасных ситуациях.

Завершился проект ярким и необычным мероприятием на тему: “Мой дом – моя безопасность”, в котором приняли участие родители вместе со своими детьми. Дети и взрослые дружно разгадывали загадки об опасных предметах и принимали активное участие в конкурсах. Развеселил присутствующих сказочный персонаж – Незнайка, который сопровождал мальчишек и девчонок в течение всего проекта.

Хочется надеяться, что совместная деятельность взрослых и детей, организованная в ходе реализации проекта, даст положительные результаты и поможет предотвратить опасные ситуации в жизни!

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Тип проекта: игровой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, специалисты ДОУ, родители воспитанников.

Проблема.

Поведение детей дошкольного возраста зачастую сопряжено с возникновением опасных ситуаций. Это связано с психофизиологическими особенностями детей, неспособностью оценить реальный уровень возникающей опасности и неготовностью предотвратить причины её возникновения, недостаточным контролем со стороны взрослых. Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях.

В ноябре 2014 г. в МБДОУ “ЦРР – детский сад №99” г. Воронежа было проведено анкетирование родителей воспитанников среднего дошкольного возраста (в опросе приняли участие 20 родителей) с целью выяснения заинтересованности родителей проблемой ознакомления детей с правилами безопасного поведения. (Приложение 1)

По результатам анкетирования приоритетными направлениями по обучению детей основам безопасного поведения были определены: правила безопасного поведения в быту и общение с незнакомыми людьми.

Выяснилось, что ведущую роль в подготовке детей к возможной встрече с опасностями в первую очередь должны играть родители, а затем уже педагоги и другие специалисты.

Для ознакомления детей с правилами безопасности родители в основном проводили беседы, игры, читали сказки.

Родители воспитанников единодушно ответили, что им необходима помощь со стороны педагогов ДОУ в ознакомлении ребёнка с правилами безопасного поведения.

Среди предложенных форм ознакомления детей с правилами безопасного поведения родители отдали предпочтение совместному детско-родительскому проекту.

Полученные результаты подтвердили вывод о необходимости проведения специально организованной работы, направленной на формирование навыков безопасного поведения в быту и в общении с незнакомыми людьми детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, учитывая мнение и пожелания родителей воспитанников, была определена тема проектной деятельности с воспитанниками среднего дошкольного возраста по данному направлению.

Цель: создать условия для формирования представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности в быту и в общении с незнакомыми людьми.

Задачи.

1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми.

2. Ознакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях в быту и в общении с незнакомыми людьми.

3. Сформировать навыки безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях в быту, при общении с незнакомыми людьми в условиях специально организованной (игровой) и самостоятельной деятельности детей.

4. Выработать у дошкольников привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасных ситуаций в быту и при общении с незнакомыми людьми.

5. Развивать коммуникативные навыки детей.

6. Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении правил безопасного поведения.

7. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в проектную деятельность ДОУ.

Предполагаемый результат:

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям в быту и в общении с незнакомыми людьми;

- развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, в общении с незнакомыми людьми;

- сплочение детского коллектива;

- развитие интереса к коллективной, командной работе с детьми, коллегами и родителями (со всеми участниками воспитательного процесса);

- повышение уровня активности родителей в сотрудничестве с ДОУ.

Роль родителей в организации проекта:

- включённость в проект и заинтересованность в оформлении памяток по безопасности, участие в детско-родительском собрании “Мой дом – моя безопасность”.

Участие специалистов и сотрудников ДОУ:

- помощь инструктора по физической культуре в проведении эстафет и весёлых стартов;

- беседа медицинского работника о правилах оказания первой помощи;

- беседа заместителя заведующей по АХЧ об опасных предметах.

Работа с воспитателем:

- помощь в реализации проекта, совместное проведение итогового мероприятия.

Продукт проектной деятельности: коллективная работа воспитанников – коллаж “Азбука безопасности”.

Форма проведения итогового мероприятия: совместное детско-родительское собрание “Мой дом – моя безопасность”. Презентация деятельности воспитанников, конкурсы для родителей и детей. (Приложение 2).

Организация игровой проектной деятельности

Этапы проектной работы Задачи этапа Содержание проектной деятельности Продукт проектной деятельности
1 этап

Погружение в проект

1. Обозначить и ввести проблемную ситуацию.

2. Вызвать интерес детей к обозначенной проблемной ситуации.

3. Принять проблемную ситуацию.

1. Введение игровой проблемной ситуации.

2. Изучение осведомлённости воспитанников по проблеме.

3. Проблемно-игровая ситуация “Что мы знаем об опасных предметах?”.

4. Анкетирование родителей.

Объявление для родителей, обработка анкет
2 этап

Организация деятельности

1. Определить направления деятельности по решению проблемы.

2. Разработать план реализации проекта.

1. Дидактическая игра “Раз, два, три, что может быть опасно – найди”.

2. Проблемно-игровая ситуация “Электроприборы дома”.

3. Проблемно-игровая ситуация “Помоги Незнайке”.

4. Экскурсия в медицинский кабинет.

Оформление памяток по безопасному поведению, папка-передвижка “Если ребёнок дома один”
3 этап

Осуществление деятельности

1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми.

2. Привить навыки работы в группе.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников.

1. Разгадывание загадок об опасных предметах.

2. Рисование “Соедини по точкам”

3. Дидактическая игра “Что спрятано?”

4. Дидактическая игра “Так и не так”

5. Чтение рассказа Е. Казакова “Чик-чик ножницами”

6. Чтение стихотворения М.Тахистовой “На кухне”

7. Дидактическая игра “Высоко-низко”

8. Игра-тренинг “Вам позвонили в дверь”

9. Просмотр мультфильма “Петушок-золотой гребешок”

10. Проблемно-игровая ситуация “Опасный огонь”

11. Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова “Кошкин дом”

12. Просмотр мультфильма “Кошкин дом”

13. Игра-тренинг с телефоном “Звоним 01”

14. Моделирование ситуаций:

“Один дома”, “Мама ушла в магазин, мы остались одни…”

Выполнение рисунков “Соедини по точкам”, коллективная работа – коллаж “Азбука безопасности”, оформление выставки детских работ
4 этап

Презентация   результатов

1. Способствовать сплочению детского коллектива, оптимизации детско-родительских отношений.

2. Закрепить навыки выполнения основных правил безопасного поведения в быту, в общении с незнакомыми людьми

3. Привлечь родителей воспитанников к участию в проектной деятельности.

Конкурсы для детей и их родителей. Проведение детско-родительского собрания на тему: “Мой дом – моя безопасность”

Литература

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: “Детство-Пресс”, 2011.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

3. Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область “Безопасность”. Как работать по программе “Детство”: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, М.: ТЦ “Сфера”, 2012.

4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2011.

4.03.2015