Достижение результатов, соответствующих требованиям ФГОС, посредством решения жизненных задач

Разделы: Математика


С изменением содержания КИМов единого государственного экзамена по математике учителя математики столкнулись с проблемой: учащиеся 11 классов без ошибок решают логарифмические уравнения, но не могут справиться с задачей практического характера. Знания и умения, которые получили школьники за 11 лет учебы, остаются знаниями и умениями, оторванными от жизни. Эта проблема подтверждается и результатами международных исследований.

Данную проблему помогают решить Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС задают  качественно новое представление о том, каким должно быть содержание основного образования и его образовательный результат. Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.   В значительной степени достижение образовательного результата связано с развитием предметных, метапредметных, межпредметных универсальных учебных действий.

Какими методами достичь образовательный результат? С помощью предметного содержания, технологий, внеурочной деятельности. Большое внимание уделяется внеурочной деятельности. На учебном занятии не всегда хватает времени для решения задач с практическим содержанием, а внеурочная деятельность предоставляет такую возможность.

Примером внеурочного занятия является занятия по решению жизненных задач.

Жизненная задача - это модель реальной ситуации, для разрешения которой необходим набор математических знаний, небольшой жизненный опыт. При этом жизненная задача отличается от привычных всем школьных учебных задач. Это отличие заключается в том, что для её решения ученикам может понадобиться дополнительная информация, которую придется добывать самому ученику, причем, какая нужна информация, он должен решить сам и самостоятельно искать источник информации, проанализировать информацию и отбирать её. В случае затруднения ученик может обратиться к старшим товарищам, учителям-предметникам, родителям, родственникам. Для решения жизненной задачи необходимы знания не только из области математики, но и других изучаемых ребятами областей (как это и происходит в реальной жизни).

Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации, и ее общая избыточность, способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом входит в перечень регулятивных учебных действий.

Небольшое количество жизненных задач имеется в учебниках Образовательной системы “Школа 2100”, но этого не достаточно. Поэтому задачи такого типа может придумать учитель. Пример одной из таких задач:

Ситуация. Изготовление коктейля.

Ваша роль. Калькулятор в кафе.

Описание. Фирменным напитком кафе является клубничный коктейль. Для его приготовления используется молоко, ванильное мороженое и клубничный сироп. Молока в этом коктейле на 60 г больше, чем клубничного сиропа, а мороженого на 40 г меньше, чем молока. Продукты закупаются в торговой сети “Эссен” или “Агат” г. Сарапула УР. Стоимость торговой наценки на готовую продукцию составляет 100%.

Задание.

  1. Определите массу каждого ингредиента на 1 порцию, если масса порции 200 г.
  2. На основе закупочных цен и торговых наценок рассчитайте стоимость 1 порции коктейля массой 200 г. Выберите наиболее дешевый вариант.
  3. Определите массу каждого ингредиента, если нужно изготовить коктейль для вашего класса.
  4. Сколько заплатит класс за коктейль, если каждый мальчик выпьет по 2 порции, а каждая девочка - по 1 порции?

Жизненные задачи решаются в свободное от уроков время в группах или индивидуально. Задачи, которые я составила, позволяют вести работу по профессиональной ориентации учащихся. В процессе работы над задачей учащиеся проживают различные роли, которые связаны с профессиями. В приведенном примере происходит знакомство с профессией “Калькулятор”. Информацию по данной профессии ребята находят в справочниках или других источниках и заполняют карточку по пяти пунктам:

Чем занимается Калькулятор? На основе рецептур, закупочных цен и торговых наценок рассчитывает стоимость продукции, реализуемой в организациях общественного питания. По заявкам шеф-повара определяет количество продуктов, необходимых для приготовления блюд, полуфабрикатов, кондитерских изделий и напитков. Затем полученные данные вносятся в специальные калькуляционные карточки, которые регистрируются по установленной форме и обновляются по мере изменения рыночных и отпускных цен. Кроме того, калькулятор ведет оперативный учет приготовленной для продажи продукции, выписывает ярлыки цен, принимает участие в составлении меню.
Специфика профессии калькулятора: Необходимо знать правила пользования сборниками рецептов блюд и кулинарных изделий, нормы раскладки готовой продукции, правила образования торговых наценок, особенности выхода готовых продуктов при холодной и тепловой обработке мяса, рыбы, овощей, фруктов и напитков разных сортов и видов. Калькулятор должен выполнять свои служебные обязанности в строгом соответствии с положениями, инструкциями, рекомендациями и другими документами, определяющими порядок реализации готовой продукции в организациях общественного питания.

Где работает калькулятор: Рестораны, кафе, бары, столовые, кулинарии. 

Личные качества: интерес к кулинарии, склонность к ведению расчетов и учетной документации, аккуратность, пунктуальность. 

Как стать калькулятором? Профессиональные курсы: "Технолог-калькулятор", "Бухгалтер-калькулятор".

Общие рекомендации по работе с задачами

Шаги Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 - выдает учащимся задачу;

- отвечает на вопросы, возникшие у учащихся в процессе знакомства с условием задачи;

- устанавливает срок, к которому учащиеся готовят итоговый продукт и его защиту;

- определяет время консультаций.

- анализ условия задачи

(осмысление ситуации, отраженной в задаче, выделение условия и требования, выделение величин и зависимости между ними);

- поиск пути решения и составление плана решения: прописывают последовательность действий (см. карту уровня сформированности УУД к задаче в приложении).

2 - проводит консультации (не пускайте работу с задачами на самотек).

- заполняет таблицу (см. карту уровня сформированности УУД к задаче в приложении).

- поиск информации, необходимой для решения задачи;

- осуществление плана решения задачи (выполнение всей последовательности действий);

- подготовка итогового продукта (оформление решения задачи с элементами творчества).

3 - проводит рефлексию (рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы). Вопросы для беседы:

- установить, правильно ли понята задача;

- выяснить, не противоречит ли полученный ответ всем другим условиям задачи;

- какие трудности возникли при решении задачи;

- какие знания понадобились, из каких областей

- что нового узнали при решении задачи;

- пригодится ли этот опыт в жизни?

- проверка решения задачи;

- защита итогового продукта;

- ответы на вопросы учащихся и учителя.

4 - оценивает по уровням (см. карту уровня сформированности УУД в приложении). По результатам решенной задачи учитель может оценить не только метапредметные умения, но и знания и умения по различным предметам (напр., математика, география, экология и т.д.). - оценка по уровням (см. карту уровня сформированности УУД в приложении).

Таким образом, систематическое решение жизненных задач дает возможность не только углубиться в математику, увидеть взаимосвязь математики и других предметов, но и совершенствоваться в умении самостоятельно работать с информацией.

Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Литература.

1. ФГОС ООО, утвержден приказом МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г., № 1897.

2. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: о действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя /под. ред. А.Г. Асмослова. – М.: Просвещение, 2010.

Приложение