Авторская программа «Букваренок» по дополнительной платной услуге познавательно-речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста (занятия по развитию речи)

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Паспорт программы

Наименование дополнительной платной образовательной услуги

Программа «Букварёнок» по дополнительной платной услуге познавательно-речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста (занятия по развитию речи).

Основание для разработки программы

Запрос родителей воспитанников.

Заказчик программы

Родители воспитанников старшего дошкольного возраста

Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 78 «Серебряное копытце»

Целевая группа программы

Дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Цель программы

Формирование первоначальных навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Активизировать навыки фонематического восприятия в процессе ознакомления со звуковым составом слова.
  3. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
  4. Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.

Ожидаемые результаты

Увеличение доли детей с высоким уровнем развития навыка чтения за 1 год обучения не менее чем на 30%.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2-е возрастные категории детей:

  • Старший возраст (5-6 лет);
  • Старший возраст (6-7 лет).

Каждый возрастной период включает следующие этапы:

1 этап – организационный (май – август). Комплектование групп. Подготовка раздаточного материала.

2 этап - практический (сентябрь – май) Предполагает реализацию программы.

  • учебный год – 1 год обучения для детей старшего возраста (5-6 лет);
  • учебный год – 1 год обучения для детей старшего возраста (6-7 лет).

3 этап – аналитический (июнь). Анализ результатов работы. Корректировка программы при необходимости.

II. Пояснительная записка

В наш век технического прогресса и информатизации населения все острее встает вопрос: когда и как учить ребенка дошкольного возраста читать? Школы предпочитают набирать первоклассников, умеющих читать. Умеющему читать ребенку открывается доступ к безграничному морю закодированной в буквенных символах информации. Самостоятельное чтение расширяет возможность познавательного и интеллектуального развития дошкольника, позволяет пополнять знания, обращаясь к разнообразным источникам и носителям печатного слова, что чрезвычайно важно в век информатизации, когда умение ее добывать, становится одной из ключевых личностных компетентностей. Чем раньше ребенок научится читать, тем больше у него шансов поступить в престижное учебное заведение, безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, успешно освоить программу начальной школы.

Чтение – сложный процесс, и обучение чтению требует определенной физической, психической, социальной, языковой и читательской зрелости ребенка: достаточно высокого уровня развития восприятия, мышления, воображения, памяти, эмоциональной сферы и произвольного поведения, связной речи и словаря, широкого кругозора и социальной компетентности, потребности в овладении навыками чтения, обретении независимости от взрослых в общении с книгой. По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание детей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый их них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не принуждающих ребенка.

В.А. Сухомлинский сказал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!». Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Данная программа разработана на основе программы Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме», а также с использованием букваря Н.С. Жукова, рекомендованным Министерством общего и профессионального образования РФ.

Цель программы: формирование первоначальных навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Активизировать навыки фонематического восприятия в процессе ознакомления со звуковым составом слова.
  3. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
  4. Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы: увеличение доли детей с высоким уровнем развития навыка чтения за 1 год обучения не менее чем на 30%.

Процесс обучения чтению строится на следующих принципах:

  1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»).
  2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
  3. Принцип доступности и посильности: предполагает деление изучаемого материала на этапы и преподнесение его детям последовательными блоками и частями; учет индивидуальных особенностей детей.
  4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Особенности проведения занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.

Время проведения занятий: 18.30–19.00.

Занятия строятся с учетом принципа развивающего обучения. В содержание занятий включены поисковые вопросы, приемы сравнения, различные способы работы с наглядностью, множество загадок. Эти приемы развивают воображение, активизируют словарный запас, формируют быструю реакцию на слово. Для отдыха и снятия напряжения проводятся физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия.

Форма организации занятий – групповая. Фронтальные занятия проводятся в соответствии с учебным планом и возрастными особенностями детей.

Содержание занятий 1-го года обучения

1 этап - гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э. Понятие «звук», «гласный звук», «слово», «буква».

2 этап - согласные звуки и буквы: П, Б, Т, Д, С, З, К, Г, Ф, В, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц, М, Н, Х, Л, Р. Чтение открытых (прямых) и закрытых (обратных) слогов. Понятия «согласный звук», «глухой звук», «звонкий звук», «открытый слог», «закрытый слог». Усвоение правописаний сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

3 этап - гласные звуки и буквы Я, Е, Ю, И, Е. понятия «твердый звук», «мягкий звук». Чтение открытых слогов с согласными, противопоставленными по твердости – мягкости.

Содержание занятий 2-го года обучения

1 этап - чтение односложных и двусложных слов. Чтение трехбуквенных слогов, односложных (СГС) и двухсложных слов типа УСЫ (ГСГ), МАКИ (СГСГ), БАТОН (СГСГС). Закрепление понятия «слог», «слово».

2 этап – буква Ь (обозначение мягкости согласных). Чтение односложных, двусложных (СГСГС, СГССГ) слов с мягким знаком, чтение предложений с помощью взрослого: начальное слово пишется с большой (заглавной) буквы, в конце предложения ставится точка, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.

3 этап – мягкий и твердый разделительные знаки.

4 этап – мягкий согласный звук «Й», буква Й. Чтение слов со стечением согласных (СГССГ).

5 этап – чтение слов различной слоговой структуры. Развитие умения обнаружения в читаемых слогах и словах нескольких согласных букв, стоящих рядом.

6 этап – дифференциация согласных в словах. Выработка навыка правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твердости – мягкости, различие свистящих и шипящих, соноров, аффрикатов; совершенствование чтения слов различной слоговой структуры. Уточнение и обогащение словаря детей.

7 этап – чтение предложений и коротких текстов. Закрепление правила оформления предложений. Развитие умения передавать в устной форме содержание небольшого прочитанного текста.

Учебный план

Занятия Объем недельной нагрузки Объем нагрузки в год
    2 занятия 72 занятия

Контроль за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель заведующего по воспитательно-методической работе 1 раз в квартал по следующим вопросам:

  • Ведение документации.
  • Оснащение предметно-пространственной среды.
  • Организация и проведение занятий.

III. Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Приложение 1.

IV. Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Приложение 2.

V. Мониторинг освоения программного материала. Требования к уровню подготовки воспитанников

Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 2 раза в год: первичный – в сентябре, итоговый – в мае.

Для оценки результативности работы использовались элементы следующих диагностических методик - Н.Д. Трубниковой «Учебно-методическое пособие», Е.П. Кольцовой, О.А. Романович «Психоречевая диагностика детей 3-7 лет».

Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем уровням: высокий, средний, низкий.

  • Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.
  • Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.
  • Низкий уровень – задание не выполняет.

Критерии оценивания детей

Критерии оценивания Содержание задания Речевой и наглядный материал
Слышит и различает звуки речи на слух 1. Повтори за мной.
2. Хлопни, если услышишь звук.
3. Отбери картинки на заданный звук.
Речевой материал, картинки
Определяет место звука в слове 1. Назови первый звук в слове, последний.
2. Определи место звука в слове – начало, середина, конец.
Речевой материал
Определяет последовательность, количество звуков в слове, дает им характеристику 1. Определи количество звуков в слове. Назови их по порядку.
2. Определи сколько гласных, согласных звуков в слове.
Речевой материал
Различает и называет буквы 1. Назвать указанную букву Буквы разрезной азбуки
2. Найти букву, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам) П, Б. С, З, Ж, Ш, Р, Л, С, Ц,, К, Г.
3. Назвать буквы, написанные разными шрифтами. А, а, А, а,
4. Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением.  
5. Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами.  
6. Найти среди сходных по начертанию букв нужную. ла, лм, лд, вр, вз, вы, гт, ге, кж, гп, пш, ею, со, ни, ор.
Читает слоги 1. Прочитать прямые слоги. са, шу, ха, ну, ос, ры, да.
2. Прочитать обратные слоги. ум, ах, ор, ын, ус, ат.
3. Прочитать слоги со стечением согласных. ста, кро, тру, гло, цви.
4. Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными. та-ты, ка-кя, зу-зю, ло-ле, са-ся.
Читает слова различной слоговой структуры и понимает смысл прочитанного 1. Прочитать Слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи). рак, осы, яма, сажа, луна очки. Санки, дятел, снежок.
2. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел это предмет? Что им делают?». бровь, журавль, кастрюля, белка, баран, банки.
3. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания:
А) прочитать слово, найти его изображение по картинке и положить соответствующую надпись.
Картинки с изображением предметов, животных и т.д.; карточки с надписями к этим картинкам.
Б) прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку. Картинки и карточки с надписями к этим картинкам.
В) Прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинку, соответствующие слова-паронимы. Зуб – суп, Жук – сук, Пап – баба, Коза – коса и т.д.
Г) Прочитать слова с пропущенными буквами. Руч…а, …апочки и т.д.
Читает предложения и понимает смысл прочитанного 1. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие. Карточки с заданиями: «Покажи глаз», «Возьми ручку» и т.д.
2. Прочитать предложение, найти соответствующую карточку (предлагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы. Сюжетные картинки и карточки с предложениями: «лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки» и.т.д.