"Отечественная война 1812 года – важнейшее событие российской и мировой истории XIX века. Роль вологжан в войне". Урок истории. 8-й класс

Разделы: История и обществознание


Данный урок проводится в 8 классе общеобразовательной школы через учебный курс «История России XIX век». Также может использоваться в 10 классе средней школы. Материал будет интересен для студентов первого курса университета, изучающих историю Отечества. В данном конспекте представлен материал в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекта по Отечественной истории в IV разделе «Российская империя в XIX–XX веках (в первом подразделе Россия на пути к реформам 1801-1861 г.г.).

В Приложении 1 к статье предложена презентация к уроку. Также поможет педагогу Приложение 2, в котором предлагается творческая работа в виде эссе на тему «Сыны Отечества. Тотемский купец Илья Холодилов».

Базовый учебник: История России. XIX век. А.Н. Боханов. Русское слово, 2010.

Тема урока: Отечественная война 1812 года – важнейшее событие российской и мировой истории XIX века. Роль вологжан в войне.

Цель урока: выяснение причин, основных событий, источников победы, значение победы, последствий для России.

Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:

  1. познавательные УУД – определить характер войны; понять причины, повод к войне; выявить основные крупные сражения, последствия;
  2. коммуникативные УУД – через работу в парах (работа над основными событиями);
  3. регулятивные УУД – выбор группы, картографические умения и навыки;
  4. личностные УУД – таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), задания на выбор, самооценка и взаимооценка, написание эссе, рефлексия.

Тип урока: комбинированный урок.

Необходимое оборудование: учебник, карта «Отечественная война 1812 года», атласы, контурные карты, цветные карандаши (для работы в контурных картах), линейка (для составления таблицы «Знаю, Хочу узнать, Узнал на уроке»), простой карандаш, ручка, тетрадь, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, компьютер, экран.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Приветствие учителя.

Подготовка рабочих мест.

Регулятивные УУД

2.

Актуализация знаний УУД и

постановка цели урока в начале урока (цель общая и индивидуальная для каждого ученика в графе «Хочу узнать»).

Постановка лично-значимой проблемной ситуации, ответ на вопрос «ПОЧЕМУ НАПОЛЕОН НА О.ЭЛЬБА СКАЖЕТ: «БОРОДИНО – ЭТО БИТВА ГИГАНТОВ?»

(учителю презентация слайд 2 Приложение к уроку 1).

Презентация слайды 2-6

Заполнение таблицы «ЗХУ» или «Знаю. Хочу узнать. Узнал» в ходе всего урока поэтапно.

Выявление причин войны (заполнение графы в таблице «Знаю»), постановка темы, цели и задач урока.

Изучение материала «Этапы становления личности Наполеона», ответ на вопрос «Как стать генералом. Императором?»

Изучение материала про Александра I, Кутузова М.И.

Заполнение графы в таблицу «Хочу узнать» (индивидуальный план работы ученика на урок).

Личностные УУД

(ученик определяет сам, что ему интересно в графе «Хочу узнать» и решает эти цели через выполнение учебных задач в рабочем листе.

Познавательные УУД

3

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Показ слайдов в Презентации (слайды 7-11)

Заполнение графы «Узнал на уроке»: основные события, запись даты.

Познавательные УУД

Динамическая пауза

Организация работы с картой, с учебным материалом.

Показ на большой карте, нахождение в атласе битв, нанесение основных событий на контурную карту.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД,

Регулятивные УУД

3

усвоение нового теоретического учебного материала

Краеведение.

Организация работы с учебником по истории края. Показ презентации слайды 12-20

Заслушивание эссе ученика (Приложение 2) или слайд 14.

Заполнение графы в таблице в рабочем листе ученика

«Узнал на уроке»: Источники победы.

Познавательные УУД

5

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Организация работы в группах, с текстом учебника, дополнительным материалом.

На доске нарисован «ПАУК» с лапками, необходимо наполнить содержимым (положительные и отрицательные последствия войны).

Показ презентации слайд № 21 ( ответ на вопрос из газеты АИФ).

Выполнение задания – динамическая пауза, стратегия «Паук» на доске. Кто быстрее и правильнее найдет в тексте учебника, документах, дополнительном материале и запишет на доске положительные и отрицательные последствия для России.

Заполнение таблицы «Узнал на уроке»:

Значение победы.

Ответ на лично-значимую проблемную ситуацию: «ПОЧЕМУ НАПОЛЕОН НА О.ЭЛЬБА СКАЖЕТ: «БОРОДИНО – ЭТО БИТВА ГИГАНТОВ?»

(свой вывод в тетрадь)

Коммуникативные и регулятивные УУД

Личностные УУД

6

Рефлексия деятельности

Нарисуйте смайлик либо отметьте цветом в тетради:

С улыбкой – на уроке все усвоил, могу научить другого (зеленый цвет).

Довольный – материал понял, но надо повторить (красный цвет).

Грустный – ничего не понял, материал сложный (синий цвет).

Ответь устно на вопросы:

Нарисуй смайлик, который соответствует уровню усвоения нового материала.

Меня удивило на уроке…

Мне было трудно, потому что…

Теперь я знаю, что….

Теперь я всем расскажу, что….

Личностные УУД

7

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

В течение всего урока после каждого задания:

Картографические ЗУН.

Умение обобщить и сделать вывод.

Рефлексия (определение степени успешности).

Работа в группе.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

17.02.2015