Инновации в управлении детским оздоровительно-образовательным центром сезонного действия

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Инновационному детскому оздоровительно-образовательному центру сезонного действия надо суметь преодолеть собственные внутренние ограничения роста, создавая демократические механизмы принятия решений, когда учитываются все мнения и позиции, кризисные ситуации разрешаются в рамках открытых и доброжелательных дискуссий. Успешность деятельности детского центра зависит от культуры управления, от способности управляющей структуры стать открытой и гибкой, от её установки на сотрудничество.

Значительно изменились условия работы современного детского оздоровительно-образовательного центра сезонного действия.

В настоящее время все большее количество руководителей детских оздоровительно-образовательных центров вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций в управление. Объективными тенденциями развития управленческой деятельности выступают следующие:

  • нарастающее усложнение деятельности руководителя и появление в ней новых функций; основная проблема при этом в деятельности управленческих кадров – несоответствие имеющихся ресурсов и целей, которые возникли перед организациями и их руководителями;
  • преобразование управления в творческий вид деятельности, требующий принятия руководителем отнюдь не простых решений; напротив, прогнозируя изменяющиеся индивидуальные условия ситуационный подход, чаще обязывает прибегать к нестандартными действиям.

Современному детскому оздоровительно-образовательному центру сезонного действия нужны руководители нового типа: имеющие собственные замыслы и проекты, разрабатывающие стратегию развития детского оздоровительно-образовательного центра и находящие механизмы ее успешной реализации, что связано, как показывают результаты многих исследований в этой области, с внедрением инноваций в управление.

Важнейшим направлением в решении данного вопроса является перестройка воспитательного процесса в учреждении. Изменения происходят как в педагогической теории, так и практике воспитательного процесса. Появляются новые рабочие программы. Сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает право педагогическим коллективам заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога и подростка.

Воспитательные системы функционируют и развиваются не стихийно. Происходящие в них процессы имеют упорядоченный и целенаправленный характер благодаря управлению и самоуправлению.

Управление детским оздоровительно-образовательным учреждением важнейшая часть, подсистема его образовательной технологии. Оно осуществляется путём прямого и косвенного взаимодействия руководителя учреждения с персоналом и с подростками, обеспечивая реализацию общественных и индивидуальных потребностей.

Управление воспитательным процессом есть система целенаправленных воздействий руководителя на педагогический коллектив и подростков путём научно обоснованного планирования, организации и контроля их деятельности.

В настоящее время все большее количество руководителей детских оздоровительно-образовательных заведений вовлекается в процесс поиска и внедрения инновационных подходов в управлении, содействующих достижению оптимальных результатов.

Инновационными считаются программы, на основании которых в детском оздоровительно-образовательном центре разрабатываются и реализуются иные, чем принятые в массовой (традиционной) практике:

  • психолого-педагогические подходы к пониманию ребенка, его воспитания и развития;
  • педагогические идеи построения содержания и методов воспитания, отражающиеся в новых воспитательных программах учреждения;
  • новые формы организации жизни и деятельности ребенка в центре, а также новые формы организации деятельности педагогов, внутрилагерного управления и самоуправления, взаимодействия центра с родителями.

Развитие детского оздоровительно-образовательного центра в целом и прогресс в отдельных направлениях его работы могут осуществляться только как инновационные процессы: путем использования новых идей, технологий, замены устаревших и неэффективных педагогических средств новыми и более эффективными для данных условий.

Разумеется, внедрение инноваций в сферу управления не означает радикальных изменений, а предполагает постепенное обновление и совершенствование некоторых форм и методов управления.

Система управления инновационным заведением связана с определением способов (методов) влияния на коллектив, его звенья, на отдельных сотрудников и подростков. Исходя из целей управленческого воздействия по содержательному принципу, все применяемые методы могут быть разделены на три группы: психолого-педагогические, организационно-распорядительные и экономические. Применение разнообразных организационно-педагогических методов в самых различных сочетаниях зависит от условий функционирования заведения, профессиональной компетенции руководителя и обстоятельств.

Под инновациями в управлении нами понимается нечто новое, творчески привнесённое в цели, формы, методы и средства управленческой деятельности, позволяющее повысить ее эффективность.

Классификация инноваций в управлении учреждением отдыха и оздоровления детей сезонного действия.

Существует множество попыток классифицировать инновации исходя из разных критериев, но все они достаточно сложны и многослойны.

Инновации в учреждении можно разделить на:

  • технология обучения (метод проектов в кружковой работе, тематические проекты, введение системы методов и приемов поддержки мотивации достижений на занятиях в кружках);
  • воспитательный процесс в целом;
  • самостоятельная познавательная деятельность.

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности, в частности: маркетинговые исследования.

Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации, а также новые программы переподготовки кадров.

На практике сложилось два пути обновления, инновационного изменения любых участков жизнедеятельности детского учреждения:

  • совершенствование (модернизация, рационализация, модификация, оптимизация) уже имеющегося опыта самого лагеря;
  • создание новой практики воспитания через проведение научно обоснованного и методически обеспеченного эксперимента, исследования.

Каков же объем и содержание маркетинговой деятельности в учреждении? Спектр решаемых вопросов достаточно широк и включает:

  • анализ окружающей оздоровительно-образовательной среды;
  • анализ внутренней оздоровительно-образовательной среды;
  • разработку предложений о расширении, открытии (сокращении, сворачивании) семинаров, кружков, секций и т.д.;
  • обоснование необходимого материально-методологического обеспечения услуг в реальных условиях лагеря;
  • планирование оперативно востребованных оздоровительно-образовательных услуг, основанное на прогнозируемом спросе потребителя;
  • эффективную систему взаимодействия лагеря и органов управления для обеспечения правового статуса предоставляемых оздоровительно-образовательных услуг (своевременное лицензирование, аттестация, формирование документации финансовой отчетности и т.д.);
  • систему подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка;
  • рекламно-информационную деятельность;
  • планировании цен;
  • заключение договоров о взаимодействии с потребителями – родителями, фирмами и т.д.;
  • систему обратной связи с потребителем;
  • систему контроля качества услуг.

В последние десятилетия наряду с термином “управление” в педагогической науке и практике стал применяться термин “менеджмент”.

Термин “менеджмент” несколько шире термина “управление” и включает как научный аспект, так и процессуальную сторону понятия. Смысл термина “менеджмент” ближе к термину “технология управления”.

Педагогический менеджмент — как деятельностная система включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы: цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат), субъект деятельности (директор, его заместители, воспитатели, вожатые, руководители кружков, отдыхающие и т.п.), объект деятельности (он же второй субъект) — исполнитель распоряжений руководителя (подростки отдыхающие в детском лагере, воспитатели, вожатые, заместитель директора по ВР и т.д.), содержание деятельности (оздоровительно-образовательная, управленческая и иная информация), способы деятельности (методы и стиль взаимодействия воспитателя и ребёнка, руководителя с воспитателями и детьми и т.д.).

Основой оптимального управления является педагогический анализ, содержание и направленность которого определяются конкретными целями и задачами, что позволяет говорить о различных видах анализа.

Первая функция – назовем ее производственной – подчиняется социальному заказу на оздоровление детей. Она включает в себя организацию воспитательного процесса и создание не обходимой для этого материальной базы (организационно-педагогические и хозяйственные функции).

Вторая функция – социальная – ориентирована на интересы самих педагогов, на удовлетворение их материальных и духовных запросов прежде всего путем создания на работе комфортных условий труда, благоприятного микроклимата.

Управление подчиняется целевым функциям, существует ради них, т.е. оно направлено на организацию эффективного воспитательного процесса и удовлетворение потребностей педагогических кадров. Но эти “заглавные” цели достижимы только тогда, когда педагогический коллектив организован, сплочен, активен, постоянно совершенствуется, активно участвует в управлении. В свою очередь каждая операционная функция подчинена непосредственно социально-психологическим функциям. Суть планирования (принятия решений), инструктирования и контроля – в том, чтобы организовать и сплотить педагогический коллектив, стимулировать их трудовую активность, обеспечить постоянный рост их профессиональной и общей культуры, вовлечь педагогов в управление.

Таким образом, управление представляет собой информационный процесс, характеризующийся замкнутым циклом передачи сигналов, и включающий контроль за подведением объекта. От управляющего органа (воспитатели, руководитель) к управляемому объекту (вожатые, дети) поступают сигналы обратной связи, несущие сведения о фактическом состоянии управляемого объекта.

Особо значимой является организующая функция контроля, сущность которой заключается в поддержке творческой инициативы педагогических кадров, оказании им помощи и создании условий для разработки и внедрения в практику ими адаптированных, модифицированных или авторских программ, современных воспитательных технологий.

Поэтому важным направлением в деятельности администрации становится овладение методами сбора информации и её обработки.

Для каждого руководителя принципиально важным является умение предвидеть результаты своего управленческого воздействия, умение прогнозировать развитие конкретного явления или процесса.

В качестве инноваций в управлении современным детским учреждением нами особо выделяются изменения в содержании управленческой информации.

Лишь слаженная работа всех участников воспитательного процесса как команды (взаимодействие и взаимная ответственность администрации, педагогического коллектива, детей, родителей, общественности, органов управления образованием), умение аккумулировать информацию, систематизировать ее, искать взаимоприемлемые решения в условиях значительной неопределенности, свойственной гуманитарным системам, – может приблизить нас к решению этой общественной проблемы.

Таким образом, определенную значимость приобретает информация о степени удовлетворенности организацией и результатами воспитательного процесса всех его участников: детей, педагогов, родителей, как социальных заказчиков, специалистов органов управления образованием. Причем собираемая информация должна касаться различных аспектов организации учебного процесса и его результативности; системы воспитания микроклимата в коллективах (детском и педагогическом) в учреждении в целом; организации досуговой деятельности, включая раздел пожеланий и ожиданий; информированности о целях деятельности, о приоритетных направлениях развития учреждения всех участников процесса.

Такая информация рассматривается нами как инновационная по своему содержанию, позволяющая осуществлять управление учреждением в соответствии с требованиями социального заказа.

Учет разносторонней информации, ее анализ предполагает в свою очередь совершенствование модели управленческой деятельности и особенно такого ее компонента, как внутрилагерный контроль.

В нашем понимании внутрилагерный контроль – это прежде всего систематическая проверка состояния воспитательной работы педагогического коллектива, получение знаний о ходе и результатах деятельности педагогов и детей, основной источник информации для анализа состояния воспитательного процесса. Это – проведение руководителем учреждения и администрацией наблюдений и обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением педагогами законодательных и иных нормативных актов.

Тем самым мы подошли к выводу о том, что внедрение инноваций в систему внутрилагерного контроля влечет за собой привнесение изменений в содержание управленческой информации и, наоборот, разноплановая информация инновационного характера требует принятия новых управленческих решений и, прежде всего, совершенствования внутрилагерного контроля. Становится очевидной необходимость привнесения в него некоторых новшеств, так как традиционные формы и методы контроля уже не справляются в полной мере с теми задачами, которые стоят сегодня перед современным детским учреждением. В свою очередь изменения в содержании управленческой информации, формах и методах внутрилагерного контроля целиком подчинены новой цели деятельности современного детского оздоровительно-образовательного учреждения.

Поиск новых решений требует прежде всего управления инновационной деятельностью самих педагогов, что обусловливает необходимость определения роли руководителя детского лагеря как инноватора, основным направлением деятельности которого становятся: своевременная коррекция педагогического процесса с учетом происходящих изменений; планирование внедрения инноваций и создание для этого условий; определение способов их внедрения и т.д.

Внедрение инноваций в практику управления, как показывает анализ литературы и опыт работы, будет целесообразным по следующим направлениям:

  • сбор и обработка управленческой информации инновационного содержания;
  • использование нетрадиционных форм и методов внутрилагерного контроля.

Реализация инноваций в управлении, безусловно, должна осуществляться в соответствии с концептуальной моделью его целостного развития и с учетом педагогических условий, обеспечивающих эффективность его функционирования и развития.

Для эффективного осуществления процесса управления необходимо иметь систему информационно-аналитического обеспечения, благодаря которой руководители детских лагерей могли бы получать информацию о состоянии и развитии процессов, на которые они призваны оказывать управленческое воздействие.

Резюмируя сказанное, в сделанном нами анализе литературных источников и опыта работы мы приходим к выводу, что, несмотря на многочисленные публикации, в том числе из опыта руководителей детских оздоровительно-образовательных центров, выдвинутая нами проблема актуальна и представляет интерес для руководителей данных учреждений, находящихся в режиме развития.