Урок русского языка по теме «Текст-описание». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Программа: “Начальная школа ХХI века”.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 4 класс С.В.Иванов, М.И.Кузнецова
  • Проектор
  • Толковые словари
  • Наглядный и раздаточный материалы.

Цели: обучающие:

  • Повторить виды текста
  • Повторить части речи
  • Повторить стили речи

Развивающие:

  • развивать умение исследовать, анализировать, обобщать

коммуникативные навыки

  • воспитывающие: прививать чувство ответственности при работе в группах

Ход урока

Этапы Содержание
Орг. Момент Организационный момент. Настрой на работу.

Цель: создать общий настрой на работу; дать понять учащимся, что они значимы для учителя, вселить веру в их силы. Все услышали звонок, поспешили на урок.

Всех я рада видеть вас,
Улыбнёмся же друг другу,
Добрый день и в добрый час.

Введение в тему - Что Это? (слайд №3) - текст: Передо мной игрушка из дерева- конек. Он маленький, вместо ног - колесики. Игрушка темно-коричневая, местами темно-зеленая, с ярким орнаментом. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза черные, сверкающие.

Почему решили, что это текст? - Называют признаки текста - я открываю на доске слова: Информативность, связность, членимость, делимость, ситуативность, общая мысль.

Что означают эти термины, кто забыл - может вспомнить по слайду №4.

А какой у нас текст? (описание). Почему так решили? Какие еще знаете виды текстов? (рассуждение, повествование).

Разложите признаки текстов по соответствующим видам.- в группах сначала, потом самая быстрая группа распределяет на доске.

Кто помнит, что такое сравнение, олицетворение? (литературные приемы).

Какой текст будем сегодня исследовать? (описание)

Что может описывать текст? (предметы,игрушки...)

Посмотрите на слайд №5 - что не назвали?

Какие бывают тексты-описания?

Слайд № 6, 7. - Что изображено? (лес, горы. Тайга?)

Точно определить вам поможет песня (песня Ваенги “Тайга”).

Что же на слайдах? Какие признаки тайги услышали? (не видно звезд, огромные расстояния).

Словарная работа Прочитайте текст - слайд № 8.

Что нового узнали о тайге?

Какие слова непонятны? (слайд №9) - ландшафт, ледник, массив, лекарь.

Найдите по группам значение слов в словаре (каждая группа ищет по 1 слову т пишет на доске, у каждого в тетради должно быть записано 4 слова с объяснением).

Есть что-то особенное в одном из слов. (лекарь - олицетворение)

Теперь вам понятен весь смысл - найдите в тексте и выпишите группы однокоренных слов. Поставьте ударение, выделите корень и подчеркните безударные гласные.

Проверка: группы называют число родственных групп - кто прав - получает балл.

Оцените свою работу в оценочном листе слайд № 10.

Работа по тексту-исследование В русском языке существуют определенные критерии для составления текстов-описаний. Что это за критерии - вы определите сами: задание по группам:

1 гр - выписывает из текста и считает имена прилагательные.

2 гр - выписывает из текста и считает имена существительные

3 гр - глаголы + определяют их лицо и число.

4 гр - однородные члены предложения

Проверка

1 гр - читает слова - остальные проверяют по слайду № 11 (прилагательные - красным цветом).

2 гр - читает существительные (на слайде зеленым цветом)

3 гр - называет глаголы+ лицо и число!

4 гр - называет однородные члены предложения.

Каких частей речи в тексте – описании встретилось больше?

(существительных и прилагательных).

В диаграмме это выглядит так: - слайд № 12.

Какие признаки текста-описания мы встретили? (на доске - однородные члены предложения и олицетворение)

Найдите в тексте сравнение. (его нет)

Почему в таком богатом тексте нет ни одного сравнения?

Он написан определенным языком - научным или бытовым?

Глядя на слайд № 13 докажите, что этот текст написан научным языком. (нет сравнений, есть обобщающие слова: характерны, зоны; нет местоимений и глаголов 1 и 2 лица ед. числа).

Физминутка Физминутка - зарядка под музыку “Богатырская сила”
Работа по учебнику Учебник - с. 113-114 упр.1.

Прочитайте текст.(хором).

Какой это текст? (описание) Описание животного, места, или состояния? (описание животного).

Каким языком написан этот текст - научным или бытовым?

(бытовым - много глаголов, есть сравнение - как шар, как обезьянка).

Закрепление изученного -   составление своего рассказа Посмотрите, какие бывают белки слайд №14 и составьте свой рассказ про белку, используя данные словосочетания.

(у каждой группы набор разных словосочетаний - с их помощью составляют свой рассказ:

1 гр - текст-описание про белку - грызун, подвижная. Очень независимая, совсем не как кошка, запасливая. Очень трусливая.

2 гр - текст-повествование - купил бинокль, бело-зеленые лапки елей щекочут, шарообразное гнездо из веток, встреча с ней - как яркая фотография на долгую память.

3 гр - текст-повествование-бельчонок, выпал, нашел, принес, кормил, крутился как белка в колесе,чтоб достать орехи, семечки; надо кормить 4 раза в день, подрос, отпустил в лес.

4 гр - текст-описание -

Черная белка, в Канаде,

шубка теплей, чем у рыжей;

считают, что может исцелять “нервные” болезни

Таких белок при дворе держит королева Великобритании Елизавета 2

Рефлексия Каждая группа читает свой короткий рассказ-другие группы определяют вид текста-описание или повествование.

Вывод

- Какой текст исследовали? (описание)

- Какие бывают тексты-описания? (животного, места, состояния)

- Что свойственно тексту-описанию? (много сущ и прилаг, сравнения, мало глаголов и местоимений)

Заполните оценочный лист.

Молодцы! - слайд №15.

Д.З Дом задание - составить текст описание в научном стиле о своем питомце.