Занятие по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему «Как колосок на стол хлебом пришел»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: сформировать знания детей о том, что хлеб ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить детей о способах выращивания хлеба на Руси и в современное время, рассказать об умных машинах, которые люди придумали себе в помощь;
  • Развивать: согласованную работу в группах между ребятами, развивать умения анализировать, сравнивать, продолжать формировать исследовательские действия.
  • Воспитывать: уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: проектор для показа презентации “ Как колосок на стол хлебом пришел”; подносы с колосками и зёрнами пшеницы и ржи; макет мельница; жернова,карточки для проведения игры.

Предварительная работа: чтение стихов, пословиц, рассказов о хлебе”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”. Чтение рассказов М. Глинской "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб".

Ход занятия

Сюрпризный момент.

Воспитатель:

Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Отгадав загадку вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Слайд 1)

“Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — чем?” (Хлебом)

Ребята говорят отгадку. Воспитатель объявляет тему занятия (Слайд 2)

Воспитатель:

Хлеб - это наше богатство, мы и представить себе не можем стол без хлеба. (Слайд 3).

Чтение стихотворения.

Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

Воспитатель:

Сегодня я вас во время нашего путешествия, мы познакомимся с тем как хлеб выращивали раньше и как выращивают сейчас. Какие умные машины пришли на помощь людям? Вы узнаете, какой долгий путь приходится пройти зёрнышку, чтобы оно попало на нас стол хлебом.

- Как же вырастить хлеб?

- Где выращивают хлеб?

- Из чего выращивают хлеб? (Слайд 4)

Воспитатель:

У вас на подносах лежат колоски пшеницы и ржи, а в них находятся зерна. Рассмотрите их, потрогайте, сравните.

- Все ли зёрна одинаковые? (Слайд 5)

Ответы ребят.

Воспитатель:

Основные наши кормильцы – пшеница и рожь. Зерна пшеницы - округлые, а зерна ржи - длинные. Колос пшеницы потолще, а ржи — потоньше. Из пшеничной муки делают белый хлеб, булки, печенье, баранки и манную крупу. Из ржаной муки – чёрный хлеб.

(Слайд 5)

Хлеб появился более 15 тысяч лет назад, когда человечество находилось на первобытной стадии своего развития.  Люди ели зерна диких злаковых культур сырыми. До 12 века на Руси пекли только пшеничный хлеб. Но затем на столе наших предков появился ржаной, который тут же стал очень популярным.

- Как вы думаете, что нужно зернам, чтобы они выросли, и мы могли собрать хороший урожай?

Ответы ребят.

Воспитатель:

Для этого нужна мягкая рыхлая земля, теплое солнце, ласковый ветер и добрый дождь. (Слайд 6)

Сейчас мы, продолжим наше путешествие.

Перенесемся с вами в прошлое и узнаем, как же выращивают хлеб.

- Какое животное помогает людям в поле?

Подготовка земли под посев – работа тяжелая.

“Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения. Всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить” (С. В. Максимов).

Чтобы земля “ожила”, надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом.

- Что же помогает людям? Отгадайте загадку.

Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Зеркалом сверкает.
(Плуг)

Пахали в те давние времена плугом.
Плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. (Слайд 7)
После того как поле вспахано, надо его “причесать”.

Делали - при помощи вот какого орудия (загадка)

На весенних полях 
Бродит стадо черепах, 
И совсем не на ногах, 
А на собственных зубах.
(Борона)

Это борона (Слайд 8). Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. “Модернизированная” борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

Сейчас все тяжелые работы делают удивительные машины.

И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Может быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.

Главная машина – (загадка)

И картошку он сажает,
И дорогу расчищает,
Землю рыл ковшом он как-то –
На все руки мастер...
(Трактор)

Эта машина заменила лошадь.

- Почему главная?

Ответы ребят.

Воспитатель:

Трактор – удивительная машина.
Трактор не просто машина – это вездеход.

- Как вы думаете, почему трактор можно назвать “вездеходом”?

Ответы ребят (он “везде ходит” — и по дороге, и по вспаханному полю).

Работает трактор в поле с ранней весны до поздней осени. Много работы выполняет, а помогают ему (плуг и борона).

- Кто им управляет?

Ответы ребят.

Воспитатель:

После пашни начинался сев.

На Руси день сева был – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с “тайной неслышной молитвой”. После сева зерна нужно было заборонить.

- Что же произойдет с зернышком дальше?

Ответы ребят: (оказалось зернышко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба)

Физкультминутка "Ветер веет над полями":

Ветер веет над полями, и качается трава
(дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами, словно белая гора,
(Потягивания, руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья-
Вправо - влево, взад - вперед, а потом наоборо
(наклоны вправо - влево, вперед - назад.)
Мы взбираемся на холм
(ходьба на месте.)
Там немного отдохнем
(садятся на стульчики.)

Воспитатель:

(слайд 11)

В давние времена людям в ручную приходилось собирать урожай. Работа была нелёгкая. Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. Мужчины привозили колосья на гумно (это большое помещение с крышей) там молотили специальным орудием, которое называлось цеп, состоящей из длинной деревянной ручки и била соединенного сыромятным ремнём (т.е. выбивали из колосьев зерна), потом зерно сушили и собирали в мешки.

А сейчас на помощь людям пришли машины, которые помогают нам собирать урожай (загадка)

Шумело на просторе
Золотое море.
Пароход пришел —
Выпил море и ушел.
(Комбайн)

(слайд 12)

Правильно, облегчают их труд “зерноуборочные комбайны”.

Комбайн-это очень умная машина. Она срезает колосья, молотит пшеницу, выбрасывает солому, а чистые зерна ссыпает в грузовик, который едет рядом. Потом зерно увозят на гумно сушиться.

Дружно взялись все за дело
И работа закипела!
С ранней зорьки и до ночи
Комбайна двигатель клокочет...

Он колосья жнёт умело,
Зерно ссыпает в грузовик!
Как благородно это дело!
И хлебороб к труду привык!

Зерно высохло.

- Как вы думаете, что делают потом?

Ответы.

Потом зерно везут на мельницу (слайд 13). Там его растирают, мелют. Получается мука.

На Руси использовали жернова (два плоских камня) между ними перетиралось зерно и ссыпалось на расстеленный холст. После помола муку просеивали и отделяли крупный помол от мелкого.

В современное время, т. е. сейчас зерно отвозят на мукомольный завод и размещают зерно в элеваторы, потом зерно перемалывается и засыпается в мешки.

- Куда же мука попадает дальше?

Ответы ребят (в пекарни и на хлебозавод) (слайд 14)

- Что там с ней делают? Ответы ребят.

Воспитатель:

В старину не было пекарен, и каждая семья выпекала хлеб сама. А сейчас хлеб пекут на заводах и развозят по магазинам, где мы его с вами и покупаем (слайд 15).

- А что ещё делают из муки?

Ответы ребят.

Воспитатель:

Но не все зерно отвезли на мельницу, часть зерен - самых лучших - оставили, чтобы посеять в следующем году и потом снова собрать урожай.

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Наш народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много пословиц существует о хлебе.

- Какие вы знаете пословицы о хлебе?

Ответы ребят

  • Хлеб всему голова.
  • Без хлеба - нет обеда.
  • Не шуба греет, а хлеб.
  • Хлеб - батюшка, вода – матушка и др.

Воспитатель:

Его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье;

Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения.

Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и я надеюсь, что вы будете с уважением относится к труду людей его создающих и самому хлебу.

Игра “От зерна до хлеба”.

Дети делятся на две команды, каждой раздаются карточки.

  • 1 команда: составляет цепочку “Как в старину выращивали хлеб?”
  • 2 команда: составляет цепочку “Как выращивают хлеб сейчас?”, (Приложение 1)

Воспитатель:

Золотые бытуют в народе слова,
Этих слов забывать не имеем мы права.
Хлеб всему голова! Хлеб всему голова!
Он основа и нашей великой державы.
Хлеб в войну нас кормил, он победу ковал,
Из руин и из пепла подняться дал силы.
Так пусть будет всегда он на наших столах
Хлеб, который и космос нас первыми вывел.
Будет хлеб, значит будет богата Земля
Он в труде и во всём наши силы умножит.
(Евгений Кожевников)