Повышение уровня познавательной активности учащихся при изучении русского языка в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Познавательную активность учащихся необходимо контролировать, всячески стимулировать и развивать на уроках, на внеклассных мероприятиях в течение всего периода обучения детей в школе. Но особенно актуальна эта проблема в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю, а именно в пятом классе. Опыт общения с детьми десяти – одиннадцати лет (а это пятиклассники) показывает, что в этом возрасте наблюдается пик интереса ребёнка к окружающему миру. И от того, как учитель – предметник, работающий в пятом классе, организует свою работу, работу с классом и с каждым учеником в отдельности над повышением познавательного интереса, зависит успех всего дальнейшего сотрудничества с этими ребятами. Ведь в противном случае через несколько лет неудовлетворённый познавательный интерес угасает, а невостребованная активность учащихся переключается с познавательной области на какую – либо другую, не всегда позитивную. А отсюда – и проблемы с успеваемостью и дисциплиной. Поэтому в пятом классе в особенности необходимо всемерно поддерживать интерес каждого ребёнка к русскому языку и повышать уровень его познавательной активности.

Реализация этой проблемы применительно к курсу русского языка в пятом классе предполагает целую систему мероприятий, приёмов и форм работы. Прежде всего не следует забывать о преемственности систем обучения русскому языку в начальной и основной школах. Учителю, предполагающему преподавать в пятом классе, необходимо детально проработать содержание курсов русского языка в начальных классах; определить, что должны знать и уметь учащиеся на выходе из начальной школы, какие лингвистические термины и условные обозначения вошли в их речевую и языковую практику.

Не менее значимым моментом в системе мер по повышению познавательной активности учащихся является определение исходного уровня подготовленности ребят к изучению русского языка. Это снимает некоторые психологические барьеры, объективно возникающие при переходе из начальной школы в среднюю, при смене учителя, стиля ведения урока, требований к реализации разного рода компетенций учащихся: языковой, лингвистической, речевой, культуроведческой, коммуникативной и других. С этой целью я провожу анкетирование учащихся на второй неделе обучения в пятом классе. Анкета предполагает самоанализ каждым учеником пятого класса своих способностей, потенциальных возможностей, перспектив, круга интересов и реального положения дел по предмету. Затем анкеты обрабатываются, сведения систематизируются и обобщаются, делаются выводы по степени подготовленности класса в целом и каждого учащегося в отдельности к усвоению программного материала по русскому языку в пятом классе. В течение первой четверти проводятся диагностические работы; повторяется материал, изученный ребятами в начальной школе; проходит период адаптации школьников к новым условиям. Все выводы и наблюдения фиксируются учителем в “Карте готовности учащегося 5 класса к усвоению русского языка”, которая заводится на каждого ученика и отражает его успехи, достижения, потенциальные возможности, приоритеты, затруднения, проблемы. Эти знания помогают учителю грамотно выстроить систему сопутствующего повторения, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать пробелы в подготовке некоторых учащихся к изучению русского языка в пятом классе. Также владение ситуацией помогает создать комфортную среду для реализации каждым учащимся своих возможностей на уроках русского языка и во внеурочное время. Разрабатывается индивидуальный маршрут изучения русского языка для каждого школьника с учётом степени его подготовленности. Далее этот маршрут постоянно корректируется, уточняется. Такое внимание к каждому ученику, заинтересованность учителя в успешности каждого пятиклассника снимает множество проблем и способствует развитию познавательной активности учащихся в условиях комфортной образовательной среды. А учителю собранные им сведения и наблюдения помогают грамотно построить каждый урок, подобрать такой информативный материал, чтобы многим ребятам было интересно, комфортно на уроке и чтобы каждое занятие было эффективным.

Очень важным этапом в работе над повышением познавательной активности учащихся являются уроки изучения нового материала. Некоторые ребята испытывают страх перед новой темой, боятся не успеть, не справиться, что-то не так понять. На что следует обратить внимание, чтобы раскрепостить ребят и активизировать их познавательный интерес к новой теме? Этой цели соответствуют следующие приёмы и формы работы:

  • мотивационная установка на новую тему: показать её значимость в курсе русского языка, в плане коммуникации и в системе дальнейшего обучения детей;
  • актуализация опорных знаний учащихся по предложенной теме: когда есть опора на имеющиеся знания, умения и навыки, легче усваивается новый материал и быстрее можно достичь успеха в освоении темы;
  • участие детей в определении целей урока и формулировании задач на урок и на период изучения темы;
  • интересная содержательная часть урока: тексты и предложения из сказок, приключенческой литературы, стихотворений, исторических источников, краеведческих материалов;
  • использование презентаций: яркая наглядность, музыка, лаконичные определения, выразительные примеры способствуют повышению уровня мотивации школьников к изучению русского языка;
  • смена форм работы на уроке: коллективная работа (чтение соответствующего параграфа учебника, составление его плана, беседа по его содержанию и т. д.), самостоятельная работа (написание лингвистических сообщений, отработка новой темы на отдельных упражнениях), работа в парах (взаимопроверка упражнений, пересказ параграфа, вопросы – ответы по новой теме);
  • обязательное вовлечение всех учащихся в процесс познания с использованием дифференцированного подхода к разным категориям школьников: продумать формы работы для особо активных и подготовленных по предмету ребят (написание лингвистических миниатюр, творческие диктанты, упражнения повышенной сложности), разработать систему упражнений для “слабых” ребят (упражнения с подсказками; карточки с заданиями по аналогии, с образцами выполнения, с правилами);
  • записи ключевых моментов новой темы в рабочих тетрадях, выполненные зелёной ручкой, что помогает сконцентрировать внимание на самом главном, быстрее его запомнить и вернуться не раз к нему впоследствии;
  • составление алгоритма применения правила: этот вид работы помогает развить логическое мышление, упорядочить полученные знания, выстроить стройную систему их применения на практике;
  • использование визуально – графических или опорных схем, отражающих суть параграфа учебника (обычно они составляются коллективно на уроке, реже – предлагаются учителем в готовом виде как основа для пересказа параграфа или подготовки лингвистического сообщения). Мы их называем “паучками”. Такие схемы дают наглядное представление об изучаемом материале, их построение вырабатывает навыки самостоятельной работы с учебником, помогает установить связи между лингвистическими понятиями и грамматическими категориями.

Такую интересную, многообразную, грамотно выстроенную и продуманную работу в психологически комфортных условиях для каждого ребята очень любят, стремятся продемонстрировать свои успехи. Во второй части такого урока почти все ученики желают отвечать у доски, потому что они уверены в себе, им интересно применить свои знания на практике, получить хорошие оценки и продемонстрировать свою успешность. Особенно эта ситуация успеха важна для тех детей, которым трудно учиться, овладевать новыми знаниями, которые испытывают невероятные сложности в общении с одноклассниками (а таких детей в школе – интернате немало).

В качестве домашнего задания после уроков первичного усвоения знаний и закрепления новой темы учащиеся получают творческие задания: подобрать свои примеры из художественных произведений для иллюстрации новой темы, сделать памятку или карточки, составить интересные вопросы к параграфу для взаимного блиц - опроса в парах, подготовить лингвистическое сообщение по изучаемой теме, придумать лингвистическую игру, изготовить в составе группы кроссворд и другие.

Ребята в пятом классе очень любят играть на уроках русского языка, с нетерпением ждут такие минуты и обстоятельно к ним готовятся. Ведь все уроки русского языка необычайно насыщенны по содержанию и требуют от учащихся напряжённой интеллектуальной работы. Поэтому важно использовать такие приёмы и формы работы на уроке, которые способствовали бы решению и основных задач обучения, и снимали бы излишнюю напряжённость, давали бы эмоциональную разрядку, заинтересовывали бы детей, мотивировали бы на успех. В этом случае уместно поиграть на уроке. А состязательный момент в игре, стремление быть победителем – это тоже важный стимул для активизации и повышения уровня познавательной активности учащихся в процессе изучения русского языка.

На уроках русского языка используются самые разнообразные лингвистические игры:

“Аукцион” (игра строится по принципу: кто последний назовёт слово). Например, предлагается по условию игры подобрать максимально возможное количество синонимов к слову “красивый”. Побеждает тот, кто назовёт последний синоним. К этому слову ребята подобрали 48 синонимов. Такая игра эффективно работает на расширение словарного запаса детей, а в итоге – развивает речевую компетенцию учащихся.

“Переводчик” (кто быстрее в предложении найдёт иноязычное слово и заменит его русским аналогом).

“Соколиный глаз” (кто быстрее всех и больше всех подберёт слов в переносном значении).

“Эрудит” (узнавание слов по их лексическим значениям). Побеждает тот, кто узнает большее количество слов.

“Бумеранг” (извлечь из памяти и возвратить учителю слово). Например, учитель называет: “Простой человек”. Ученик отвечает: “Бесхитростный”. Простая задача – лёгкая. Простая истина – прописная. Дети учатся толковать слова, грамотно и компактно формулировать их лексические значения.

“Гнёздышко” (предлагается свить “гнёздышко” однокоренных слов). Побеждает тот, у кого получилось самое большое гнёздышко.

Игра – соревнование “Конструктор” (кто быстрее и правильнее образует от предложенных глаголов указанные формы). Например, следует образовать форму 1 лица единственного числа от следующих глаголов: ловить, лазить, обидеть, пылесосить, ненавидеть, победить, чудить, будить, вонзить, гудеть, грезить, мечтать.

“Рифмоплёт” (даются два слова, к ним нужно подобрать рифмы, затем составить четверостишие). Побеждает тот, кто быстрее других справился с заданием и у кого получилось самое интересное четверостишие. Например, даются глаголы: кружиться - ...; проститься - ...

Ролевая игра “Учитель – ученик” (игра в паре: один ребёнок – ученик, второй – учитель, затем они меняются ролями; каждый из них оценивает работу товарища). Например, диктуются существительные (15 слов), необходимо их распределить по трём столбикам по склонениям.

Игра – задачка “Близнецы” (необходимо составить предложение, в котором все слова начинаются с при). Прилежный пристав приостановил приказ.

Учащиеся пятого класса с интересом составляют лингвистические кроссворды и шарады, с неменьшим интересом их разгадывают. А также некоторые из ребят находят в журналах, книгах, в интернет – ресурсах занимательные кроссворды и шарады и предлагают с ними поработать на уроке или во внеурочное время.

Большая проблема современной школы – это низкий уровень речевой активности учащихся, поскольку на смену так называемой контактной коммуникации приходят бесконтактные формы общения: sms – сообщения, разговоры по телефону, контакты в социальных сетях, игры в интернете - и как следствие, ограниченный лексикон, неумение строить монологическую речь, заполнение речевых пауз словами – паразитами. К решению этой проблемы необходимо стремиться, работая в двух направлениях: над активизацией речевой деятельности ребят и над повышением уровня познавательной активности школьников. С этой целью в пятом классе задействуется целый комплекс форм и приёмов работы.

Уроки русского языка являются более эффективными с точки зрения результативности обучения, степени эмоционального воздействия на учащихся, повышения уровня речевой культуры школьников, развития их познавательного интереса, если в основе содержательной части урока (или цикла уроков) находится одна лексическая тема. Методически разрабатываются красивые лексические темы: “Зимнее утро”, “Русская зима”, “Снежные слова”, “Золотая осень”, “Летние радости”, “Весенняя капель” и другие – с использованием стихотворений известных русских поэтов, отрывков из прозаических произведений мировой классической литературы, картин русских и зарубежных художников, ярких презентаций.

Учащиеся пятого класса с удовольствием ведут толковые словарики, куда записывают незнакомые слова, встречающиеся в литературных произведениях; яркие, эмоциональные эпитеты; иноязычные слова; термины; многозначные слова; слова, употребляемые в переносном смысле и так далее. Обязательно даётся толкование каждого слова.

Дети, обучающиеся в среднем звене школы, увлечённо работают с разного рода словарями: толковыми, орфоэпическими, орфографическими, лингвистических и литературоведческих терминов, словарями синонимов, антонимов, иностранных слов и другими. Они читают словарные статьи; сами их составляют; включают интересные или незнакомые слова в словосочетания, предложения, небольшие тексты; делают подборки словарных диктантов; с помощью орфографических словариков занимаются самопроверкой или взаимопроверкой письменных самостоятельных работ.

Большая роль в процессе развития познавательной активности учащихся отводится творческой работе на уроках русского языка. Используются разные виды творческих диктантов: диктант на расширение, диктант на сужение, восстановительный диктант, диктант с заменой, диктант по аналогии, диктант с продолжением, свободный диктант. Обратимся к некоторым образцам творческих заданий, успешно применяемых в пятом классе.

Творческий диктант на расширение текста (на материале рассказа Николая Носова “Приключения Толи Клюквина” из сборника “Витя Малеев в школе и дома”).

Задание. Запишите под диктовку текст, расширив его путём включения определений, делающих описание двора ярким и образным. (При чтении текста опустить слова, выделенные чёрным шрифтом. Полученные ученические тексты сравнить с авторским).

Перед ним, за деревьями, был виден старый кирпичный дом с высокой аркой в стене. Толя пошёл прямо под эту арку, надеясь выйти на улицу, но попал не на улицу, а в другой двор. Здесь было гораздо красивее, чем там, откуда явился Толя. Посреди двора возвышалась огромная круглая клумба с цветущими астрами, георгинами и яркими, как огоньки, настурциями. Недалеко от клумбы была куча песка, обнесённая с четырёх сторон голубым деревянным заборчиком. По обеим сторонам песочной кучи были разбиты газоны с аккуратно подстриженной зелёной травкой. Вдоль газонов стояли удобные лавочки, на которых сидели мамы детей. Они мирно беседовали и следили, чтоб детишки хорошо вели себя. Двор был широкий, большой, окружённый со всех четырёх сторон стенами домов с балконами. На многих балконах пестрели цветы, высаженные в длинных деревянных ящиках. Толя невольно остановился и залюбовался открывшейся перед ним картиной.

Творческое списывание с продолжением (на основе отрывка из произведения Лии Гераскиной “В Стране невыученных уроков”)

Задание. Спишите текст. Продолжите его, ответив на вопросы: почему вопросительный знак называет себя “самым значительным”, а восклицательный знак – “самым замечательным”. Когда они ставятся на конце предложения?

Лентяй и двоечник Витя Перестукин попал в Страну невыученных уроков. Там его встречали знаки препинания. После кавычек вышли Крючок и Палка. Ну и смешная же это была парочка! Крючок запел толстым голосом:

Меня и брата знает всякий,
Мы выразительные знаки,
Я самый значительный –
Вопросительный!
А Палка спел совсем коротко:
Я самый замечательный –
Восклицательный!
Вопросительный и восклицательный! Старые знакомые!

Творческие диктанты применяются с целью формирования и развития основных компетенций учащихся: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Такие диктанты способствуют обогащению словарного запаса учащихся, активизации уже имеющейся лексики, формируют навыки логического мышления и чувство стиля, демонстрируют образцы классической русской речи на примерах лучших художественных текстов. Учащиеся делают первые шаги в создании собственных текстов, в редактировании творческих работ. Важно заметить успехи и достижения каждого ребёнка, похвалить, посоветовать, дать необходимые и своевременные рекомендации. Ситуация успеха должна быть закреплена, и тогда можно рассчитывать не на единичный успех, а на поступательное движение учащихся вперёд в овладении всеми богатствами русского языка. Они станут самостоятельными, думающими, творческими, коммуникабельными, любознательными, активными людьми.

Одно из любимых творческих занятий пятиклассников – это написание сочинений – миниатюр. Берётся любая тема (“Вид из моего окна”, “Осенний парк”, “Белочки – хозяюшки”, “Зимнее утро”, “Первый учебный день” и так далее), в течение 15 минут учащиеся пишут связный текст, состоящий из 8 – 10 предложений. Потом по желанию детей зачитывается несколько работ. Учитель все работы проверяет, оценивает, даёт рекомендации. Лучшие миниатюры дорабатываются, иллюстрируются учащимися и помещаются на сменный стенд “Творческие работы учащихся”. Такая творческая работа учащихся, востребованность их способностей, демонстрация их успешности позитивно сказываются на повышении познавательного интереса школьников.

Участие младших школьников в языковых и литературных проектах на конкурсной основе активизирует творческий потенциал учащихся; повышает уровень мотивации к чтению, к созданию собственных произведений; стимулирует развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций. В 2013-14 учебном году учащиеся пятого класса ГБОУ школы – интерната № 33 г. Москвы приняли участие в дистанционном проекте – Экологическом литературном конкурсе “Природа родного края”, проводимом Экоцентром “Воробьёвы Горы”. Творческая группа пятиклассников выбрала номинацию “сказочная история”. Ребята работали слаженно, увлечённо, старались проявить творческую индивидуальность, выразить свою авторскую манеру письма. Одно из условий конкурса – представить литературные произведения, выражающие красоту, уникальность и хрупкость природы родного края. Каждый из участников проекта показал своё видение темы, использовал богатый запас языковых средств выразительности.

Таким образом, вся работа с учащимися пятого класса в процессе обучения их русскому языку должна способствовать совершенствованию их общей и языковой культуры, формированию интереса к самостоятельному творческому процессу, активизации познавательной деятельности школьников, повышению уровня мотивации к более глубокому изучению русского языка и литературы.