Урок литературного чтения по теме «Крошечка Хаврошечка» (русская народная сказка). 4-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели урока:

  • Знакомство со сказкой “Крошечка-Хаврошечка”.
  • Продолжить работу по развитию умений понимать прочитанное.
  • Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
  • Воспитывать доброе отношение, желание помогать друг другу, любовь к русским народным сказкам.
  • Научить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинном русском быте;
  • Расширить лексический запас за счет знакомства со сказочными словами и выражениями, со словами и оборотами народной речи;
  • Воспитывать любовь к труду, близким.

Учебные материалы: Учебник “Литературное чтение”. (4 класс) (авт. Чуракова Н.А.); проектор для показов слайдов; тексты, пословицы для творческой работы; словарь Ожегова, сигнальные карточки; изображение-макет дерева с отрывными бумажными яблоками.

Словарная работа: Прясть, Ткать.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

Учитель: Проверьте свою готовность урока и соседа по парте (Дети поднимают сигнальные карточки, которые сигнализируют об их подготовленности к уроку)

II. Сообщение и постановка целей урока:

Учитель:

- Чему мы научимся на данном уроке?

Дети: Прочитав сказку “Крошечка-Хаврошечка”, мы научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки. 

Учитель: Что узнаем нового? (Приложение 1: Слайд № 2; Слайд № 3; Слайд № 4. Цели урока)

Учитель: При каких условиях мы достигнем целей урока?

Дети: Если будем внимательны на уроке, и будем активно участвовать в обсуждении сказки.

Учитель: Для чего определяем цели урока?

Дети: Для того чтобы обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята дерево это волшебное, а яблочки символизируют правильность Ваших ответов. За правильный ответ – срывайте яблоко (на доске представлен вспомогательный материал в виде плаката с изображением дерева с отрывными яблоками).

Учитель: Какое задание вы выполняли?

Дети: Читали русскую народную сказку Сивка-Бурка, выбирали отрывки, доказывающие, что эта сказка является волшебной (Приложение 1:слайд № 5).

Учитель: У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания? (Сигнальные карточки) (дети поднимают карточки с цветом, обозначающим насколько им удалось выполнить и разобраться с домашним заданием).

Учитель: Давайте обратимся к словарю Ожегова, чтобы разобраться что такое “волшебство”.

Дети: Определение по словарю Ожегова, что значит “Волшебный” (Приложение 1: Слайд № 6). Волшебный - действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.

Учитель: А теперь вновь вернемся к сказке и зачитаем волшебные моменты.

Дети: Зачитывают отрывки доказывающие, что произведение является волшебным. (Ученики оценивают ответы своих одноклассников и готовность к уроку, поднимая сигнальные карточки (если согласны красного цвета, если нет, то желтого и поясняют почему).

Учитель: Почему эти отрывки являются волшебными? (Выслушать мнение учеников с использованием сигнальных карточек).

Приложение 2.

IV. Открытие новых знаний.

Учитель: Сейчас вы прослушаете сказку “Крошечка - Хаврошечка” в исполнении профессиональных актеров. В ней слова вышедшие из употребления: прясть и ткать.

Учитель: В древности готового полотна не было. Не было материала, из которого мы сейчас можем шить себе красивое платье, рубашку. Все это нужно было делать руками. Сначала нужно было прясть. (Приложение 1: Слайд №7.)

Значение слов: (Приложение 1: Слайд № 8)

Готовое полотно весной белили на снегу, чтобы этот холст был белым. Потом складывали или катали в трубы. А только потом можно было из этого полотна сшить одежду. Сколько нужно было работать, чтобы получить красивое платье или рубашку! (Приложение 1: Слайд №9, Слайд № 10.)

Учитель: А теперь вы внимательно слушаете сказку и думаете над вопросом: “Есть ли в сказке волшебство?”. (Приложение 1: Слайд № 11). Звучит аудиозапись: Приложение 2.

V. Анализ произведения.

Учитель: Какие моменты волшебства присутствуют в сказке? (Приложение 1: Слайд № 12)

Выслушиваем и комментируем ответы обучающихся. За правильный ответ ученик срывает яблоко.

Дети: Волшебных (фантастических) моментов в народной сказке немного: “Одноглазка”, “Триглазка”, говорящая рябая корова, троекратное “Хаврошечкино” путешествие из одного уха в другое и выросшая из коровушкиных косточек яблоня, ветви которой не дают сестрам  сорвать яблочек. 

Физкультминутка: (Приложение 1: Слайд № 13)

Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали.
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет дружный класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз- кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.

VI. Работа по учебнику.

Учитель: Мы читаем это произведение вслух по “цепочке” и думаем над вопросом: “Почему у девочки такое необычное имя?”

Дети читают.

VII. Работа в группах.

Класс делится на группы. Каждая группа обсуждает вопрос, поставленный учителем перед чтением произведения. Происходит обмен мнениями.

Дети отвечают. "Крошечка" именно потому, что маленькая хрупкая девочка.

Учитель: Зачитайте волшебные моменты вслух (работа в группах).

Дети отвечают.

Учитель: А теперь для каждой группы свое задание. Вы его видите на доске. За каждый правильный ответ ученик срывает яблоко с нашего “волшебного” дерева. (Приложение 1: Слайд 14).

1 группа – Положение девочки в семье.

Дети: В семье, где живет “Хаврошечка”, её не любят, и всячески ей вредят, высмеивают.

Учитель дополняет:“Несказочным” в самой сказке также является момент, когда сирота обретает приемных родителей. В “Хаврошечке” откомментирован этот факт: чужие люди девочку взять-то взяли, выкормить выкормили, но на свет Божий не пустили. Хаврошечка была у них на положении пленницы, дешевой рабочей силы. 

2 группа – Что связывает девочку с “ Коровушкой - матушкой”?

Дети: С помощью коровы “Крошечка Хаврошечка” справляется с труднейшими заданиями мачехи. Перевоплощаясь из животного в волшебное дерево, коровушка продолжает помогать девочке и благодаря этой помощи девочка находит достойного суженого.

Учитель дополняет: Путешествие  “Хаврошечки” из одного коровьего уха в другое представляет собой  встречу девочки с матерью в трансцендентальном (изнаночном) мире. Коровушка – ее  тотем, в жизни она ей мать, защитница. Остро ставится тема о неразрывности родительских уз.

3 группа – Как купец выбирал себе невесту?

Дети: Барин мимо проезжая,
Перед садом встал и рад.
Яблочки к земле свисали,
Он отведать пожелал,
Девушки вокруг гуляли,
Им тогда он так сказал:
“Яблочки в саду прекрасны,
Кто из вас мне поднесёт,
Та из вас, девицы - красны,
Замуж за меня пойдёт!”
Сёстры к яблоне вдогонку,
Веточки все поднялись,
Сбить пытались – всё без толку,
Листья лишь вокруг вились.

Сучья косы расплетали,
Яблочко им не достать,
Только руки изодрали,
Злобу не могли унять.
Барин молод, кудреватый,
Ждал невесту на коне,
Несказанно был богатый:
“Кто же яблочко даст мне?”
Крошечка подходит близко,
Листья яблоньки звенят,
Ветви к ней пригнулись низко,
Лучшее отдать хотят.

VIII. Работа в парах. (Приложение 1: Слайд 15).

Дети делятся на пары.

Учитель: Какая из пословиц на Ваш взгляд выражает основную мысль сказки и объясните почему? (Приложение 1: Слайд 15)

  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Сделав худо, не жди добра.
  • В одно ухо слушает, а в другое выпускает.
  • За добро добром и платят.

Дети отвечают. За правильный ответ срывают “волшебное яблоко”

Учитель дополняет: Что редко для волшебной сказки, так то, что начинается она не с экспозиции (“жили-были” или “в некотором царстве…”), а с  нравственной оценки целого разряда людей: Вы знаете, что есть люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся”. Собственно, это и есть мораль сказки.

IX. Итог урока (Слайд № 16).

Учитель: Давайте вернемся к началу урока и вспомним цели, которые мы поставили перед собой (Приложение 1:Слайд №3, 4).

Учитель: Как Вы думаете, мы достигли целей урока?

Дети: Да мы достигли целей урока. Мы читали осознанно и выразительно вслух. Определили тему и главную мысль произведения

Учитель: Какие Ваши действия помогли получить эти знания и умения?

Дети: Мы характеризовали героев произведения. Сравнивали характеры героев этой сказки; выявили отношение автора к герою; обосновывали свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждая его фрагментами или отдельными строчками из произведения.

Учители: Вам понравилось работать в паре? В группе?

Дети: Да нам понравилось работать в паре, мы научились делиться своим мнением и принимать совместное решение при ответе на поставленный учителем вопрос.

Дети: Да нам понравилось работать в группе, мы с удовольствием обсуждали произведение, и научились оценивать ответы друг друга.

Учитель: В чем смысл нашей работы?

X. Выставление оценок.

Учитель: Оцените друг друга, учитывая количество яблок?

Домашнее задание.

  • Прочитать сказку “Крошечка-Хаврошечка” и подготовить подробный пересказ.
  • Найти и подготовить 5 пословиц о добре
  • Нарисовать рисунок к той части (абзацу), который вам понравился.

Завершение урока.

Учитель: Спасибо мне сегодня было приятно с Вами приятно работать. Вы показали отличные результаты. Урок окончен.

8.03.2015