Где зимуют птицы?

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (4,8 МБ)


1. Орг.момент

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,

Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и подарите частичку своего хорошего настроения.

Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши.

2. Устный опрос.Актуализация знаний

- Что у меня в руках? (глобус),

- Что это это? - уменьшенная модель Земли.

– Какие районы есть на Земле? (Холодные и теплые.)

– О каких холодных районах Земли мы узнали? (о Северном Ледовитом океане и Антарктиде.)

– Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом.)

– Кто живёт на Северном Ледовитом океане, кто в Антарктиде?

– В каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу.).

Давайте вспомним, какие животные живут в саванне, какие в тропическом лесу?

Сегодня у нас 2 ученика вернулись из путешествия, и пришли на урок, не с пустыми руками, т.к. были они далеко от дома - там, где живут слоны.

Что же интересного они узнали?

1-й ученик

Я был в жарких странах, там, где есть саванна.

Саванна – открытое пространство, которое заросло травой (африканская степь). (показ саванны –слайд)

Здесь водятся носороги, львы, зебры, самая крупная в мире птица– страус, африканские слоны и др. животные. Африканским слонам грозит уничтожение, т.к. их бивни (зубы) очень ценятся. У них большие уши - лопухи. Они ими обмахиваются, когда жарко. Животные в саванне живут группами, они осторожны и очень быстро бегают, потому что спрятаться негде.

2-й ученик

Я путешествовал по тропическому лесу (джунглям). Встретился с обезьянами, павлинами, черепахами, крокодилами, питонами и индийскими слонами.(показ презентации с животными) .

Индийский слон — лесной, живет в джунглях, кустарниковых зарослях. По характеру индийский слон более добродушен, и люди его одомашнили.

3. Работа в парах. (раздаю карточки)

Соедини стрелками, кто - где живёт?

  • Африканский слон (Саванна)
  • Зебры
  • Жирафы
  • Страус
  • Павлин
  • Питон
  • Индийские слоны (Тропический лес)
  • Крокодил
  • Мартышки
  • Носорог
  • Черепахи

(проверка)

- Молодцы!

- К какой группе животных относятся слоны? Почему? (звери- животные, тело которых покрыто шерстью).

4. Изучение нового материала

- Сейчас, я вам буду загадывать загадки, вы должны их отгадать и сказать, к какой группе относиться следующие животные?

1) (презентация). (слайд 2 -6)

получили своё название за мелодичное посвистывание.

Свиристели)

(Дети отгадывают и говорят, что это группа птиц)

- Чем отличается эта группа животных от других групп? (тела покрыты перьями)

- Скажите, птицы, которых вы назвали, где зимуют? (в наших краях).

- Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Где зимуют птицы?)

- Помимо дятла, синицы, свиристели, снегиря, воробья, вороны, каких ещё птиц вы знаете, которые зимуют у нас? (голубь, галка). Раз они остаются зимовать, то как их можно назвать? (зимующие).

2) Презентация о перелётных птицах?( слайд 7 -12)

- Посмотрите на экран и попробуйте отгадать название других птиц по описанию

1.

Угадайте, что за птичка-
Темненькая, невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)

2. Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, “зябкое”, как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ.

3.

Что за весенняя черная птица 
Любит за плугом ходить и кормиться? 
Что за весенняя черная птица 
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

4.

Длинногий, длинношеий, 
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них Лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

5.

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый …(Скворец)

6.

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней,
Кто же это? (Соловей)

- Дети, скажите, а эти птицы остаются зимовать в наших краях? (нет)

- А что они делают? (улетают в тёплые края, а когда у нас становится тепло, обратно прилетают)

- Когда прилетают, в какое время года? (весной)

- Как называют таких птиц, которые улетают , а потом с наступлением весны возвращаются?(перелётными).

Вывод: На какие группы делят птиц? (зимующие и перелётные)

(слайд 13- 14)

3) Работа по учебнику с. 16.

На этой странице дан рисунок с птицами. Вы должны синенькими кружочками отметить зимующих птиц, а красными кружочками перелётных птиц)

(проверка с учителем с.84-85)

Ребята, как вы думаете, а где зимуют перелетные птицы? (высказывание детей).

Перелётные птицы улетают в тёплые страны на очень далёкое расстояние:

  • жаворонки – в Африку,
  • грачи – во Францию,
  • некоторые утки – в Северную Америку,
  • скворцы – в Италию,

а, некоторые птицы добираются даже до Австралии и Южной Америки.

В пути много бед ждёт перелётных птиц. Не все птицы долетают до тёплых стран. Почему перелётным птицам приходиться преодолевать далёкое расстояние. Не лучше ль им остаться и перезимовать здесь?

- В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой.

Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.

- Вывод: Куда же они летят? (в тёплые страны).

4). Страничка любознательных

– Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной.

Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.

У. – А как они это сделали? Подумайте.

(презентация слайд 15-18)

Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. Давайте рассмотрим эти кольца (экран) и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся)

На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.

5) Работа в группе.

Я предлагаю вам поработать в группах. (Класс делится на 6 групп). Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. Одной группе необходимо выбрать карточки только “перелетных птиц”, а другой – карточки “зимующих птиц”.

Перелетные птицы: зяблик, кукушка, лебедь, ласточка, соловей, грач, скворец.

Зимующие птицы: синица, дятел, поползень, филин, воробей, снегирь, сорока.

-1,3,5 группы – перелётные птицы (крепят к солнышку).

-2, 4,6 группы – зимующие птицы (крепят к ёлочке).

(проверяем всем классом).

- Вывод: Итак, какие группы птиц вы запомнили?

- Почему же одни птицы остаются на зиму, а другие улетают?

Птицам не хватает корма, а зимующие птицы ухитряются добывать еду даже в очень снежные зимы. И всё-таки им тяжело.

6) Просмотр фильма

– Сейчас мне хочется предложить вам посмотреть небольшой фильм о птицах, зимующих в наших краях.

- Назовите птиц, о которых шла речь?

- Как же мы можем помочь братьям нашим меньшим?

Презентация (слайд 19 -21)

4. Итог. Рефлексия

Ребята, вы очень хорошо работали. Молодцы.

У вас на партах лежат листочки, на которых изображён снегирь. Лакомство снегиря зимой какое? (ягоды рябины)

Кому из вас урок понравился, было на уроке всё понятно, интересно, то нарисуйте красную ягодку рябины возле клювика снегиря. А если урок не понравился, было неинтересно и непонятно, то чёрную.

Технологическая карта урока.

Приложение "Зимующие птицы"