"Правописание суффиксов -ек, -ик". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока

  • предметные: формирование умения грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами,подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
  • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование: карточки для парной и групповой работы; презентация.

Ход урока

Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас гости. Пожалуйста, поприветствуйте гостей. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку мне. Спасибо. Садитесь. Урок русского языка.

II. Актуализация опорных знаний

Прочитайте запись. Слайд 2.

Подумайте и скажите, что здесь “лишнее”? Обоснуйте свой выбор. (Лишнее слово суффикс, так как это часть слова, остальные слова обозначают части речи)

- Вспомним, что такое суффикс. Работаем в парах. Возьмите белый лист с заданием и выполните его.

  • Суффикс - это часть слова.
  • Суффикс - это значимая часть слова.
  • Суффикс стоит перед корнем.
  • Суффикс находится в основе слова и стоит после корня.
  • Суффикс служит для образования новых слов.
  • Суффикс служит для связи слов в предложении.

- Проверим, какие утверждения вы выбрали. (Ответы детей.)

- Сделаем вывод, что же такое суффикс? Слайд 3.

III. Постановка учебной задачи

- Ребята, предлагаю вам побывать в роли конструкторов. Используя данные слова и суффиксы ИК, ЕК запишите новые слова в тетрадь, выделите суффиксы. Слайд 4.

Мяч, горох, билет, баран, платок.

- Какой оттенок придают суффиксы ИК, ЕК словам? (Уменьшительно-ласкательный оттенок)

- Проверим, как вы записали слова? (Учитель записывает слова на доске под диктовку учеников)

- Что скажете? Почему мнения разошлись? (Мы не знаем эту орфограмму)

- Назовите тему нашего урока. (Суффиксы -ик, -ек.) Какова цель нашего урока? (Научиться правильно писать слова с суффиксами -ик, -ек.)

IV. Открытие нового знания

Работа в группах. Слайд 4

- Ребята, вы хотели бы раскрыть секрет написания суффиксов -ик, -ек? Вам предстоит побывать в роли исследователей и сделать великое открытие. Объединитесь в группы и выполните задание. Будьте внимательны!

Исследуйте пары слов и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется суффикс -ИК, а когда – суффикс -ЕК.

орешек – орешки ёжик - ёжики
чулочек – чулочки кирпичик– кирпичики

- Ребята, проверим ваши выводы. (Ответы детей) Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек? Что для этого надо сделать? Слайд 6-7.

- Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 125. Что скажете?

- С такой же проблемой столкнулся герой сказки Л. Гераскиной “В стране невыученных уроков” Витя Перестукин. Давайте заглянем в сказку и посмотрим, как решал проблему мальчик. (Просмотр отрывка мультфильма) Что скажете, ребята?

V. Первичное закрепление

- Ребята, вернёмся к нашим словам и объясним их написание. (Мячики – мячик, горошки – горошек, билетики – билетик, барашки – барашек, платочки - платочек)

Самостоятельная работа

- Сейчас работаем самостоятельно. Выберите задания по уровням и выполните его. (Первый уровень – лист голубого цвета, второй уровень – розового цвета.)

1 уровень

Спиши слова, вставляя пропущенную букву.

Ковр . к, замоч . к, клубоч . к, прут . к, луч . к, бараш . к, веноч . к, кармаш . к, ключ . к, дожд . к, фонар.к.

2 уровень

Найди в словах ошибки, исправь их. Запиши слова в тетрадь правильно.

Слоник, хвостек, овражик, птенчек, шарфик, дождек, листик, сухарек, ящичек, кирпичик, щеночик, шалашек.

Самопроверка. Слайд 8

- Проверьте свою работу и оцените себя.

Творческая лаборатория

- Представьте, что вы корреспонденты школьной газеты. Вам нужно составить небольшой текст на тему и записать его. Составить текст вам помогут опорные слова. Предлагаю поработать в группах. Слайд 9.

Слова для справок: Жорик, Толик, дождик, кустик, шалашик, ёжик, рябчик, зайчик.

VI. Рефлексия Слайд 9.

- Прочитайте слова, на какие две группы их можно разделить?

Галстуч...к, бант...к, словар...к, человеч...к, клубоч...к, букет...к, выкр...к.

замочек ключик
человечек словарик
клубочек прутик

- Что скажете про слово выкрик? (-ик находится в корне слова)

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

  • На уроке мне было легко. Я чувствовал себя комфортно.
  • Я, но справился с ними. Мне на уроке было интересно испытывал затруднения.
  • На уроке было трудно. Мне необходимо поработать над темой.

VII. Итог урока

- Важна ли вас тема сегодняшнего урока? Почему вы так думаете?

- Ребята, запишите домашнее задание.

задание: выучить правило; найти загадки, в которых слова-отгадки имеют суффиксы -ик, -ек.

- Урок закончен. Ребята, спасибо за работу.