Применение проектных технологий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС

Разделы: География


Современная школа старается наполнить своих учеников большим объемом информации, а вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить необходимые способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь на свой жизненный опыт, наши школьники еще не умеют.

Проектные технологии направлены на решение данной проблемы. В статье представлена типология учебных проектов, которые можно использовать на уроках географии, даны их особенности и основные этапы работы над ними, предложен материал для практического применения как на уроках с 6 по 10 класс.

Метод проектов, как один из методов обучения учащихся, возник еще в двадцатые годы 20века.

Несмотря на то, что данная технология была разработана практически сто лет назад, она становится очень актуальной и в современном информационном обществе.

Итак, что же такое проектная технология обучения?

Учебный проект по географии – совместная учебно-познавательная, игровая ли творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению конкретной проблемы, значимой для участников проекта.

Для ученика проект – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, результатом которого становится найденный способ решения проблемы, что носит практический характер, и очень значим для самих участников проектной деятельности. А для учителя учебный проект – дидактическое интегративное средство развития, обучения и воспитания своих учеников.

Проектный метод обучения имеет ряд особенностей:

  • наличие проблемы, которую предстоит решить учащимся в ходе работы над проектом
  • проект должен обязательно иметь реально достижимую цель.
  • воплощение проектной работы должен стать проектный продукт, созданный автором в процессе работы над проектом.
  • предварительное планирование работы – определить способы решения поставленных задач и найти для этого необходимые ресурсы.
  • проект обязательно должен иметь отчет о ходе работы, в котором подробно описываются все этапы работы над проектом.
  • важным условием проекта является его публичная защита – презентация результатов работы (не более 7-10 минут).

На своих уроках я стараюсь использовать следующие типы учебных проектов:

  • информационный проект – сбор, оформление и представление информации по определенной учебной теме.
  • исследовательский проект – проекты, требующие проведение эксперимента и анализа результатов
  • творческий проект – позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра.

Работа над учебным проектом предполагает очень тесное сотрудничество и взаимодействие учителя и ученика. Ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его собственное изобретение и тонкость работы учителя заключается в том, чтобы с уважением относиться к точке зрения каждого ученика, принимающего участие в работе, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Взаимодействие учителя и ученика в зоне ближайшего развития при работе над проектом

Сегодня Завтра

Тем не менее, урок географии впервые начинается для учеников только в 5-6 классах, поэтому пяти- и шестиклассники практически на всех этапах работы над проектом в значительной степени нуждаются в обучающей и стимулирующей помощи учителя. Поэтому, для того, чтобы группа успешно справилась с выполнением задания, я выбираю среди учащихся “генератора идей” - тот, кто придумывает, “эрудита”- тот, кто много знает, “критика” - тот, кто всегда сомневается, проверяет и перепроверяет работу всей группы; кроме того должны быть лидеры и исполнители. Но для детей данного возраста есть и определенные ограничения – им трудно осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного периода времени, поэтому я на уроках стараюсь использовать урочные и краткосрочные проектные работы. Всегда кто-то выполняет основную работу, а кто-то уходит на последний план. Поэтому наряду с групповыми проектами я пробую силы детей и в индивидуальной проектной работе. Основные проектные работы, которые выполняют учащиеся 5-6 класса – “Времена года”, “Оболочки Земли в будущем”.

Семи- и восьмиклассники уже самостоятельно могут сформулировать проблему и цель проекта – их учебных знаний и опыта уже достаточно для этого. Самой большой проблемой для этого возраста учащихся является мотив к деятельности – это слабое место подросткового возраста. Поэтому, при ненавязчивом контроле и необходимой помощи учащиеся 7 класса успешно справляются с такими проектами как “Влияние природных условий на черты народа материка” (можно составить проект по данной теме по любому из материков Земли), “Современные исследования Арктики и Антарктиды”, “Вклад отечественных экспедиций в изучение Мирового океана”, “Климат будущего Земли”, “Стихийные природные явления в России”, “Заповедные территории, зачем они нужны?”, “География литературного произведения” и т.д.

Девяти- и десятиклассники уже практически самостоятельно могут работать на всех этапах проекта. Они самостоятельно формируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план работы, разделяют все необходимые роли в группе, разрабатывают подробный план работы, учитывая необходимые ресурсы и имеющийся у себя материал. Но это не значит, что нужно полностью отстраниться от работы. Помощь учителя необходима для обсуждения с учащимися различных гипотез и версий, направления хода работа и т.д. Они как правило сами выбирают темы проектов и работают над ними – например “Народные промыслы регионов России” (9 класс), “Атомная энергетика: за или против”, “Россия в международном географическом разделении труда”, “География международного туризма” (10 класс).

При работе над проектом нужно помнить, что продукт создается не только для себя, но и для любого другого человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект.

Список используемой литературы.

1. Душина И.В.,Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. // Методика и технология обучения географии - М: Астрель, 2012. – с.151.

2. Иванов Ю.А.. Педагогические технологии в обучении географии – Брест, БРГУ им. А. С. Пушкина, 2014.

3. Интерактивное образование (электронная газета) №30, октябрь, 2013.

4. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии, География в школе. – 2013. №2. – с. 38 – 43.

5. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе.-2013. №6. с.37-43.

4.03.2015