Программа по курсу социального направления «Я и мир вокруг меня»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Я и мир вокруг меня» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет систему социально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

В настоящее время мы живём в условиях глубокого преобразования всех сфер жизнедеятельности общества: изменяются экономические отношения, социальная структура, происходят существенные сдвиги в политической и духовной сферах жизни людей. Усложнение социально-педагогической ситуации связано с дестабилизацией семьи. Снижение воспитательного потенциала многих семей, обусловленное экономической нестабильностью, материально-бытовой неустроенностью, создаёт предпосылки для нарушения развития личности ребёнка.

Диагностические исследования показывают, что практически половина детей, пришедших в школу, нуждаются в коррекции и профилактической работе по развитию личности. У детей наблюдаются нарушения эмоциональной сферы, тревожность, социальный страх, боязнь не соответствовать окружающих, драки, ссоры, грубость или, наоборот, чрезмерная застенчивость.

Современные дети, подобно взрослым, испытывают стрессы и не всегда подготовлены к взрослой жизни.

Общей целью современного образовательного процесса является развитие тех свойств личности, которые необходимы ей для включения в социальную деятельность.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с учителями и одноклассниками, нового вида деятельности, включение в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, взаимопомощь). Младший школьный возраст представляет большие возможности для формирования и развития нравственных качеств личности.

Как помочь маленьким людям с радостью встречать новый день, научить их уважать себя, дружить, сотрудничать, достигать успеха? Как научить ребёнка выбирать, как помочь ему «вписаться» в общество, не нарушая при этом собственное самосознание? Именно эти проблемы лежат в основе процесса социализации, который решается современной системой образования.

Ребёнка необходимо научить позитивному отношению к жизни, иначе говоря, стать оптимистам. Нельзя стать оптимистами по заказу, но можно научить ребёнка видеть многоцветие окружающего мира и выбирать не зло, а добро, не ссору, а дружбу, а не ненависть, а любовь. Ребёнку надо помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь.

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

Цель данного курса: Создание условий для развития у ребёнка индивидуальности на основе свободного ответственного выбора и позитивного взгляда на жизнь.

Основные задачи курса:

  • Формировать у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке.
  • Дать ребёнку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни.
  • Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию внутренней позиции и жизненных ценностей.
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, старшими детьми, сверстниками в решении общих проблем.
  • Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания окружающим.
  • Формировать у учащихся приёмы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности.
  • Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.

Общая характеристика курса

Данный курс даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность проявления доброжелательности и эмоциональной отзывчивости во взаимоотношениях с окружающими, научиться жить в согласии с миром и собой.

В структуре курса можно выделить два направления:

Первое направление: ознакомление с различными социальными понятиями

  • общечеловеческие ценности: добро, добродетель, дружба, удача, любовь, взаимопонимание, этика;
  • выявление нравственной стороны в поступках героев.

Второе направление: формирование приемов и способов конструктивных и коммуникативных видов деятельности

  • самовыражение во взаимодействии с окружающими.

Обучение по данному кусу должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта взаимодействия, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные ситуации – основа занятий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Проведение занятий по курсу основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития социальных умений – школьники анализируют примеры взаимодействия, реализуют свое поведение в соответствии с изученными правилами и законами. Содержание данного курса тесно связано с предметами естественно-гуманитарного цикла: литературное чтение, окружающий мир, русский язык.

Данный курс дает широкие возможности для наблюдений, самонаблюдений, анализа конкретных жизненных ситуаций, решения задач, элементов социально-психологического тренинга, создания проблемных ситуаций и рефлексии, проведение ролевых игр, драматизаций, экскурсий, групповых дискуссий. Кроме того, используются такие формы, как моделирование ситуаций, школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных творческих работ.

Особенности организации внеурочной деятельности

Данный курс состоит из системы дидактических и развивающих игр, специальных тренинговых упражнений и заданий. Материал каждого занятия рассчитан на 35 – 40 минут. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Работа над разделом проходит в несколько этапов:

1 этап. Введение в понятие проходит в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации.

2 этап. Обсуждение темы в классе подкрепляется обсуждением в семье. Это интервью, совместное рисование игры.

3 этап. Обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Это групповая дискуссия, моделирование ситуаций, тестирование, драматизация.

4 этап. Анализ различных жизненных ситуаций с одноклассниками, учителем, родителями.

5 этап. Анализ и обсуждение жизненных ситуаций. Составление правил, законов, выработка алгоритмов, действий.

6 этап. Работа по реализации плана действий детей в виде позитивного решения проблемных ситуаций, нахождение конструктивных способов взаимодействия в повседневной жизни. Предусмотрены задания в виде дневников, писем благодарностей.

7 этап. Формирование нового отношения к понятию.

В конце раздела и занятия проводится совместная рефлексия по поводу того, какое впечатление осталось у ребенка от работы. Важно гибко реагировать на высказывания детей, быть готовым обсуждать интересующие детей вопросы. Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Учитель может выбирать задания, соответствующие социальному опыту учеников класса и отображающие проблемы, которые существуют в данном классе.

Результаты освоения курса «Я и мир вокруг меня».

Безусловно, результаты изучения курса «Я и мир вокруг меня» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты.

Личностными результатами изучения курса является формирование у учащихся следующих умений:

  • объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
  • оценивать и объяснять поступки с позиции общечеловеческих нравственных ценностей
  • высказывать позитивные правила поведения.
  • самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Уметь высказывать своё предположение (версию)
  • Уметь работать по предложенному учителем плану.
  • Уметь отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Уметь совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • Учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, строить рассуждения на заданную тему.
  • Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: моделировать ситуации и составлять их словесное описание
  • Обобщать, делать несложные выводы;
  • Определять последовательность событий в заданных ситуациях;
  • Судить о противоположных явлениях;
  • Разыгрывать диалоги,
  • Сочинять их продолжение на заданную тему;
  • Давать оценку невежливому поведению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса является формирование у учащихся следующих умений:

  • Пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
  • Учить наизусть стихотворения, прозаический фрагмент
  • Выразительно читать диалоги в текстах. 

Контроль и оценка планируемых результатов

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика с учителем.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде.

Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и. Во 2 классе – частично второго уровня, в 3-ем классе – второго уровня и частично третьего, в 4-ом классе – достижение результатов 3 уровня.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень воспитанности учащихся по методике Капустина.

Текущий:

  • пролонгированные наблюдения за выполнением учащимися правил поведения во взаимоотношениях со сверстниками с позиции общечеловеческих нравственных ценностей
  • рефлексивный контроль, содержащий конструктивную оценку, показывающий ребенку положительные перспективы его развития.
  • контроль по результату, который проводится после введения правил и законов взаимодействия методом сравнения фактических результатов с установленными в группе.

Итоговый контроль в формах

  • анкетирование
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль (взаимооценка и взаимоконтроль) определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления взаимодействия в повседневной жизни.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества выполнения требований ребёнком и не допускается сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в «Оценочном листе» учителя. В рамках накопительной системы – создание портфолио.

Критерии эффективности занятий

Формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков:

  • усвоение основных понятий курса;
  • освоение навыков анализа жизненных проблем;
  • освоение основных технологий решения конкретных проблем в ситуации игры, и в ситуации, моделирующей реальную деятельность;
  • освоение технологии коллективного обсуждения и принятия решений;
  • формирование позитивной психологической установки учащихся на сотрудничество;
  • перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
  • показателем эффективности данных занятий может быть повышение культуры общения у учащихся при взаимодействии со сверстниками, умение самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах, какой поступок совершить.
  • показателем эффективности занятий по данному курсу является позитивная динамика измерения уровня воспитанности обучающихся в вопросах социального взаимодействия (осуществляется всеми участниками образовательного процесса: в 1 и 2 классах – ученик совместно с родителями и учитель, в 3-4 классах – ученик самостоятельно, родители, учитель)

Содержание курса

Уроки социальной жизни – это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.

Ученик на занятиях научится:

  • оценивать социальные ситуации на основе собственного опыта;
  • терпимо относится к мнениям и оценкам других;
  • осознанно делать выбор при решении жизненных проблем.

Раздел 1. Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?

Понятие «жизнерадостность». Взаимосвязь между своим состоянием и состоянием других. Умение дарить окружающим хорошее настроение. «Поделись улыбкою своей». Нравственная сторона в поступках литературных героев. Детские песни по теме.

Раздел 2. Любить или ненавидеть?

Человек среди людей. Общечеловеческие ценности: любовь. Дари любовь и заботу окружающим: любовь к маме, семье, близким. Любовь и бережное отношение к природе своего края и страны. Необходимость и важность бережного отношения к окружающему миру на примере литературных произведений. Культурное наследие предшествующих поколений.

Раздел 3. Дружить или ссориться?

Общечеловеческие ценности: дружба. Отношение к дружбе. Дружба верностью сильна. Когда людям хорошо быть вместе. Как научиться быть другом. Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. Способы конструктивной, коммуникативной, познавательной деятельности. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Как не ссориться и как мириться. Мой класс – мои друзья.

Раздел 4. Верить в успех или надеяться на удачу?

Понятие «успех» и «удача». Нужно ли добиваться успеха. Роль удачи в достижении успеха. Кого можно считать удачливым. Необходимость веры в себя. «Успех» и «удача» в жизни литературных героев. Примеры достижения успеха в жизни.

Раздел 5. Стремиться к цели или ждать чуда?

Понятие «мечта» и «цель». Значение цели для исполнения мечты. Необходимость наличия «цели» для любого человека. Алгоритм действий для достижения цели. Целеустремленный человек – это хорошо или плохо. Целеустремленность как важное личное качество в поступках литературных героев.

Раздел 6. Творить добро или разрушать то, что сделали другие?

Общечеловеческие ценности: доброта. Отношение к понятию «доброта». Что такое «добродетель». «Не стесняйся доброты своей. Будь там, где нужна твоя помощь». Когда бывает стыдно. «Добро» и «Доброта» в пословицах и поговорках. Нравственное поведение литературных героев. Твое нравственное поведение среди окружающих людей.

Раздел 7. Что такое этическая грамматика?

Человек в мире правил. Зачем нужны правила общения. Какие правила общения ты знаешь. Простые правила этикета. Вежливость и речь. Какие правила общения нарушаются. Слова, которые унижают и оскорбляют. Наш школьный этикет.

Тематическое планирование «Я и мир вокруг меня».

1 класс

№ п/п

Тема

 Теория

Практика

Основные виды учебной деятельности

Раздел I. Радоваться жизни или жаловаться на судьбу? (5 часов)

1

Когда и почему мы радуемся?

0,5

0,5

Наблюдения, анкета, игры

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

2

Как мы проявляем радость?

0,5

0,5

Беседа, анализ ситуаций драматизация Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

3

Что мешает человеку радоваться жизни?

0,5

0,5

Беседа, анализ ситуаций рисование. Игра

Интервьюировать одноклассников

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

4

Как можно изменить плохое настроение?

0,5

0,5

Чтение и анализ художественных текстов

Драматизация

Вести дискуссию, отстаивать точку зрения

5

Как улучшить настроение близким людям? «Поделись улыбкою своей».

0,5

0,5

Рисование, групповая дискуссия

Моделирование ситуаций, разыгрывание ситуаций .

Вести дискуссию, отстаивать точку зрения

 

Раздел II. Любить или ненавидеть.(4)

6

Как мы понимаем, что любим?

0,5

0,5

Тестирование, групповая дискуссия

моделирование ситуаций

Объяснять значение слов и выражений.

7

Как проявить свою любовь с помощью действий, слов, мыслей?

0,5

0,5

Драматизация и анализ ситуаций, игра

Определять главное и существенное на основе и упражнений, проведения дидактических игр.

8

Можно ли заставить любить?

0,5

0,5

Беседа, ролевые игры Инсценирование

Демонстрировать осмысленное наблюдение, умение вести диалог

9

От любви до ненависти 1 шаг?

0,5

0,5

Чтение, наблюдения, игры

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

 

Раздел III. Дружить или ссориться?(6)

10

Есть ли у дружбы законы?

0,5

0,5

Составление законов дружбы, их обсуждение групповая дискуссия

Составлять правила, инструкции

11

Как научиться быть другом?

0,5

0,5

Беседа, анализ ситуаций Драматизация

Составлять небольшие рассказы, сочинять сказки.

12

Можно ли сохранить дружбу на всю жизнь?

0,5

0,5

Составление правил, законов Ролевая игра

Составлять правила

13

Из-за чего возникают ссоры?

0,5

0,5

Беседа, чтение текстов, обсуждение Интервью, ролевая игра

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

14

Как не ссориться или как мириться?

0,5

0,5

Чтение, наблюдения Интервью, ролевая игра

Составлять рассказы, сочинять сказки

15

Можно ли стать другом всем?

А себе?

0,5

0,5

Тестирование, рисование, игра

Демонстировать умение вести дискуссию, наблюдения

Раздел IV. Верить в успех или надеяться на удачу?(5)

16

Нужно добиваться успеха?

0,5

0,5

Беседа, интервью, ролевая игра

Определять главное и существенное на основе дискуссии

17

 

Как поверить в себя?

0,5

0,5

Конструирование и анализ способов взаимодействия. Ролевая игра

Определять главное и существенное на основе и упражнений, проведения дидактических игр.

18

Кого мы считаем удачливым?

0,5

0,5

Групповая дискуссия, моделирование ситуации. Разыгрывание

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

19

Почему хочется получить всё сразу?

0,5

0,5

Беседа, чтение и анализ ситуации.Ролевая игра.

Определять главное и существенное на основе проведения дидактических игр.

20

Правда, что одним людям везёт, а другим нет?

0,5

0,5

Групповая дискуссия, анализ ситуации Игры

Выделять черты сходства и различия

Раздел V. Стремиться к цели или ждать чуда?(5)

21

Нужна ли человеку цель в жизни? Зачем?

0,5

0,5

Беседа, наблюдения, моделирование цели

Тренинговые упражнения

Объяснять закономерности.

22

Что такое целеустремлённость?

0,5

0,5

Моделирование, ролевая игра

Объяснять значение слов и выражений.

23

Как стать целеустремлённым?

Почему это трудно?

0,5

0,5

Конструирование и обсуждение законов

Интервью

Объяснять закономерности.

24

Что мешает человеку идти к цели?

0,5

0,5

Чтение и анализ текстов, беседа, ролевая игра

Объяснять закономерности.

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

25

К какому человеку цель стремится сама?

0,5

0,5

Моделирование и анализ ситуаций, игра

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Раздел VI. Творить добро или разрушать то, что сделали другие?(6)

26

Что такое «добродетель»?

0,5

0,5

Беседа, анкетирование, игра.

Объяснять значение слов и выражений.

27

Что значит делать «просто так»?

0,5

0,5

Тестирование, ролевые игры

Объяснять смысл метафорических выражений.

28

Добро побеждает зло?

0,5

0,5

Интервью, моделирование и обсуждение ситуаций

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

29

Почему создавать трудно, а разрушать легко?

0,5

0,5

Беседа, анкетирование, игра

Объяснять закономерности с помощью переговоров

30

Когда бывает стыдно?

0,5

0,5

Групповая дискуссия, рисование

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

31

Можно ли исправить то, что сделано?

0,5

0,5

Анкетирование, ролевые игры

Объяснять закономерности с помощью дискуссий

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Раздел VII. Что такое этическая грамматика? (2)

32

Зачем нужны правила общения?

0,5

0,5

Групповая дискуссия, составление правил общения. Инсценирование

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

33

Какие правила общения чаще всего нарушаются?

 

1

Моделирование и обсуждение ситуаций

Определять главное и существенное на основе и упражнений, проведения дидактических игр.

 

Итого – 33 часа

16

17

 

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. –
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст]: пособие для учителя; М.: Просвещение, 2008 . – 85 с.
  3. Демидова М.Ю. [ и др.]; Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  4. Курамшина О.Н., Железкина А.М. «Школа оптимизма. Уроки социальной жизни для младших школьников»: пособие для учителя «Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы». – Москва: «ВАКО», 2009 г. – с.156.
  5. Лопатина А., Скребцова М. Ступеньки мудрости: 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми младшего и среднего возраста: пособие для учителя; М. 2009
  6. Петровский В.А., Учимся общаться с ребенком: пособие для учителя./ под ред. Петровского В.А.. М.: 2010.
  7. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М. :2010