Развивающие возможности легоконструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

 Для воспитателей детского сада  конструктор Лего является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений. Конструктор Лего способствует решению задач всестороннего развития, воспитания, образования, а также оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка:

–  Мышление: речь, анализ,    синтез, классификация, обобщение, сравнение, логика;
–  Память: формирование процессов запоминания;
–  Внимание: концентрация, переключаемость, объем, распределение;
–  Восприятие: цветовое (зрительное), цветоощущение, пространственное восприятие;
–  Воображение: творческое (фантазия, мечты, ассоциации);
–  Способности: художественно-эстетические, творческие, интеллектуальные;
–  Личностная сфера: развитие индивидуальности, общение, поведение;
–  Эмоционально-волевая сфера: темперамент, характер;
–  Познавательная деятельность: развитие речи, математических представлений, конструирование, ознакомление с окружающим;

Современные конструкторы «Лего» обладают большим разнообразием:  есть варианты и для самых маленьких, и для старших  дошкольников. Для каждого возраста подобраны удобные по размеру детали (крупные — для малышей, более мелкие — для детей постарше). Возможна постройка домов и конструирование различной техники. На занятиях дети знакомятся с тремя правилами архитектуры: постройка должна быть прочной, удобной и красивой. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. В процессе игры с конструктором у ребенка  развивается:

  • Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
  • Концентрация внимания.
  • Мелкая моторика.
  • Умение следовать образцу.
  • Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
  • Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
  • Положительная  мотивация  к обучению, активная включенность  в процесс игры, создается  основа  формирования  учебных навыков.

 Для детей  дошкольного возраста лучше всего использовать базовые наборы крупного конструктора LEGO DUPLO и базовые наборы мелкого конструктора LEGO DACTA, тематические наборы: «Водный зоопарк DUPLO», «Зоопарк DUPLO», «Динозавры DUPLO», конструктор сотовый и  блочный STELLAR, геометрический конструктор Лего. Кроме того, что ребенок работает с конструктором, необходимо, конечно же, использовать видеофильмы о мире животных и развитии техники, энциклопедии, книги, иллюстрации. Все это позволяет знакомить ребенка с окружающим миром и приобщиться к нему, в том числе через конструирование.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

1.  Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
2.  При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для  кошки должен быть маленьким, а для  коровы — большим).
3.  Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми открываются широкие возможности для конструктивной деятельности. Дети ставятся в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления. Занятия с конструктором Лего носят познавательный характер:

  • тема «Мир вокруг нас» (обсуждение таких тем, как «Насекомые», «Пауки», «Черепахи», «Кошки», «Собаки», «Лошади» и т.д.);
  • тема «Бионика» (дети изучают животных и учатся создавать их технические аналоги);
  • тема  «Архитектура» (дети пробуют работать с чертежами и самостоятельно решать творческие задачи);
  • тема «Мир космоса» (дети знакомятся с историей освоения космоса, строением Солнечной системы в доступной для них форме).

Таким образом, можно сказать, что легоконструирование дает возможности реализовывать многие задачи в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Используемая литература:

1. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO », Линка-Пресс, Москва, 2001.
2. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Лего-мозаика в играх и на занятиях», Москва, Мозаика-Синтез, 2005.