Газета для родителей и педагогов «Логопедическая копилка»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (658,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


“И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь”

Правильная речь – одна из основ культуры современного человека

К сожалению, сегодня приходится констатировать факт, что правильная речь постепенно теряет свое значение. Ей на смену приходит смесь иностранных слов, жаргонных выражений и неологизмов, появление которых обусловлено техническим прогрессом и развитием науки. Современный человек не уделяет должного значения развитию речевых навыков, а в школах формирование правильной речи у детей отошло на задний план. Результат весьма плачевный – мы утрачиваем навыки речи, на которой говорили наши соотечественники еще несколько десятков лет назад, демонстрируя исконную красоту русского языка тем, кто не знаком с его особенностями.

Комплексный подход к коррекции звукопроизношения.

Коррекция звукопроизношения – одна из важнейших задач работы логопеда. Необходимость именно комплексного подхода к коррекции звукопроизношения назрело особенно остро в современных условиях, когда использование только одного-двух методов логопедического воздействия дает слишком медленную положительную динамику. А также руководствуясь собственным опытом, могу сказать, что в условиях дошкольных учреждений дается ограниченное время для логопедических занятий. И количество детей нуждающихся в логопедической помощи с каждым годом растет.

Практика показывает, что необходимо подключать комплекс приемов и методов для успешной коррекции. А также, немаловажную роль играет помощь и активное участие родителей в работе логопеда. Выполнение домашнего задания, играет большую роль, и положительная динамика видна быстрее.

Составляющие комплексного подхода.

  1. Логопедический массаж.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Развитие фонематического восприятия.
  6. Нейропсихологическая коррекция.
  7. Речедвигательная ритмика.
  8. На некоторых из них я бы хотела остановиться подробнее.

Логопедический массаж.

В настоящее время нарушения произношения так осложнены, что, редко, когда можно обойтись без логопедического массажа. К логопедическому массажу можно отнести специальные приемы массажа языка, лица, воротниковой зоны, массаж рук. Существуют различные виды данного массажа: ручной, зондовый, точечный и другие. Современному учителю-логопеду необходимо овладеть навыками логопедического массажа для эффективной коррекции тяжелых речевых нарушений.

Из своего опыта могу сказать, что в настоящее время встречаются в основном нарушения речи, осложненные неврологической симптоматикой. Одно из которых – стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая в следствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Детям с такими осложненными нарушениями просто необходимо включать в комплекс мероприятий логопедический массаж, который поможет на этапе вызывания какого-либо звука расслабить или наоборот привести в тонус мышцы артикуляционного аппарата.

Немаловажную роль в процессе коррекции звукопроизношения артикуляционная гимнастика.

“Сказка о веселом язычке”.

Хочу предложить начальный комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме, которая очень понравится детям дошкольного и раннего школьного возраста и поможет родителям весело и легко сделать необходимые упражнения. Это “Сказка о веселом язычке”:

Сказку, подобную этой, логопед может придумать к каждому комплексу упражнений.

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Слушать, чтобы говорить

Еще одна составляющая, которая входит в понятия “комплексный подход” - это развитие фонематического восприятия, на котором я бы хотела остановиться подробнее.

"Плохо говорит...", "Не произносит шипящие звуки...", "Во рту будто каша", "Пропускает звуки, слоги", "Заменяет многие звуки речи другими" - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.

При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

Развитый речевой слух позволяет:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  • успешно освоить письмо и чтение.

 Давайте вместе поиграем

“НАЙДИ И НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО”

Взрослый предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. звук "C" Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа. Домик над рекою, Светлой полосою В окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев. “ На берегу”) звук "З "На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи. Почему собака лает На того, кого не знает? Потому она и лает –Познакомиться желает. (А. Власов. “Почему?”) Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.

Это интересно!

Развитие мелкой моторики детей с помощью су-джокмассажеров

Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было еще во 2 веке до н. э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают все большее внимание. Су- джок терапия – одна из них ( “Су”-по-корейски – кисть, “джок” - стопа). Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су - джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук.

Применяются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.

С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

“Массаж Су – Джок шарами” 

(дети повторяют слова и выполняют круговые движения шариком по ладошке)

Села кошка на ладошку,
Поцарапалась немножко,
Поиграла, поиграла,
И куда- то убежала.

(Сначала выполняют круговые движения шариком по ладошке, затем катают по каждому пальчику, начиная с большого)

Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!

“Массаж пальцев эластичным кольцом”

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
-С этим братцем щи варил,
-С этим братцем кашу ел,
-С этим братцем песни пел
Этот пальчик хочет спать.

Стихов для пальчиковых игр очень много, и с любым можно провести маленький массаж.

“Использование Су – Джок шариков для развития памяти и внимания”

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. Таким образом, развивается внимание, память и умение работать по инструкции, что очень важно для успешности в школе.

С маленькими детьми начинать массаж лучше с мягкими “кошачьими” шариками.

Если небрежно, расслабленно выполнять упражнения, то никакого эффекта не будет. Нужно уделять особое внимание тренировке движений, которые мы не делаем в повседневной жизни. Именно такая тренировка детских пальчиков дает видимый и быстрый эффект.

Су-джок терапия это еще один из методов подготовки дошкольников к обучению письму.

Наша задача сделать логопедические занятия интересные и продуктивные для детей и взрослых!

22.02.2015