Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта

Разделы: МХК и ИЗО


Слайд №2

Цель: выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства, через образы священных животных Древнего Египта.

Слайд №3

Задачи:

  • дать более широкое представление о декоративно- прикладном искусстве Древнего Египта с помощью образов священных животных;
  • сформировать представление о символике украшений у египтян;
  • воспитывать эстетический вкус и уважение к культуре другого народа;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование:

  • зрительный ряд: творческие работы учащихся;
  • таблицы с элементами и оберегами Древнего Египта;

ТСО: мультимедиа проектор, компьютер, презентация.

Материалы и инструменты: краски, кисти, фломастеры, альбом.

Задание: нарисовать украшение Древнего Египтянина в виде священных животных.

Форма организации: индивидуально - групповая

План урока

Оргмомент.

Сообщение темы урока и изучение нового материала (беседа о священных животных Древнего Египта, сопровождающая показ презентации, в ходе которой ученики знакомятся с характерными особенностями образах священных животных в украшениях египтян и предметах быта).

Актуализация знаний

Практическая работа

Итог урока

Ход урока

Оформление: Перед учащимися развешены таблицы, работы учащихся с искусством Древнего Египта. Включена презентация.

Оргмомент

Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка подготовленности классного помещения (рабочих мест учащихся и учителя) к уроку. Организация внимания.

Сообщение темы изучения нового материала

Учитель:

Слайд №4

“Благодари судьбу за счастье,
Кто видел родину чудес,
Край, где неведомо ненастье,
Страну безоблачных небес...”
Романов

Ребята! Сегодня мы с вами немного попутешествуем. Наш Путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей. Животные и птицы считались “душами богов” и жили при храмах. Даже после их смерти жрецы заботились о них – бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах при храмах.

Слайд №5

Но не только “души” божеств олицетворяли животные. Само изображение богов было причудливой смесью человека с животными.

И это архаическое представление существовало на протяжении тысячелетий. Но может загадка обожествления кроется в другом? Ведь Египет достаточно пустынная страна с довольно бедным животным миром.

Слайд №6

Наверное, поэтому в этой древней религии было так много почитаемых животных, от которых во многом зависела жизнь людей. Что нам необходимо узнать для успешного выполнения работы?

Учащиеся: Нам необходимо познакомиться с почитаемыми животными древнего Египта, какие виды украшений носили египтяне, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.

Актуализация знаний: Наше с вами путешествие мы начнем с самого известного - египетских украшений.

Слайд №7

Учитель: Египет считают родиной ювелирных изделий.Они занимают особое место в искусстве. К ювелирным изделиям относятся предметы быта, культа, личные украшения, выполненные из драгоценных металлов в сочетании с драгоценными камнями. Вельможи, жрецы, фараоны окружали себя великолепными произведениями искусства.

Слайд №8

Личные украшения были одновременно и предметами культа: обереги, талисманы. Ребята, вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?

Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье, кольца.

Демонстрация плакатов с образцами декоративного искусства  Древнего Египта.

Учитель: Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями.

Слайд №9

Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела. Как вы думаете, как выглядели украшения древних египтян?

Украшения древнего Египта

Слайд №10

Учащиеся: Наверно это были ожерелья, кольца или браслеты.

Учитель: А теперь давай познакомимся с искусством древних ювелиров, работавших при царском дворе. Виды украшений мало чем изменились в наше время, изменились материалы, из которых они изготовлялись и техника исполнения.

Слайд №11

У египтян сложилась своя четкая система декоративной символики. Символическими были и элементы украшений в виде образов: Лотос, Скарабей – был богом утреннего солнца. Глаз, Шар – солнечный диск. Ладья – символ неба.

Слайд №12

Лотос – олицетворял собой красоту, бессмертие, вечную жизнь.

Слайд №13

Глаз – защищал от любой беды и символизировал жизнь после смерти.

Эти символы использовались в нагрудных украшениях (пекторали), подвесках, серьгах и украшали не только женщин, но и мужчин.

На них можно увидеть знаки – обереги, знаки – пожелания, древние символы богов и царей, выстроенные в узоры- тексты с символическим значением. Давайте посмотрим на них. Украшения бедных людей были сделаны из стекла, керамики, кости, но по красоте не уступали ювелирным изделиям.

Ремесла древнего Египта

Следующая остановка нашего путешествия это ремесла древнего Египта. В городах Древнего Египта процветали ремесла. Искусные мастера - гончары, камнетесы, резчики, литейщики, ткачи, ювелиры создавали великолепные произведения декоративного искусства, поражающие непревзойденной тонкостью работы, высоким художественным мастерством.

Слайд №14

Вот массивная подвеска – пектораль великолепной работы с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны.

Слайд №15

Такое нагрудное украшение клали на грудь умершему фараону. Рядом золотая серьга с соколом. Цвет тоже имел символическое значение: золотисто-желтый обозначал солнце, белый - луну, зеленый - символизировал воскресение природы и ее плодородие, синий - небо и воду.

Декоративно- прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

Слайд №16

А теперь вопросы:

  1. Что привлекло ваше внимание (ребята отвечают на вопрос.)
  2. Что можно сказать об их форме и декоре.
  3. Но не только такой символикой уподоблялись египтяне, а огромное значение для них имели животные, но они их занесли в раздел священных.

Священные животные древнего Египта

Учитель:

Наиболее распространёнными были культы быка, ибиса, сокола, коршуна, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея; культы остальных животных носили локальный характер. Часто бывало так, что животное, считавшееся священным в одном номе, не считалось таковым в другом номе: там его могли убить, и это нередко влекло за собой вражду между жителями разных областей. На ибиса, коршуна и сокола охота была запрещена всегда и везде, на львов - только в дни праздника богини Баст. В некоторых областях убивали крокодилов, если их разводилось слишком много и они начинали представлять опасность для людей и скота.

Умершее священное животное, если смерть наступала в номе - центре его культа, бальзамировали, клали в саркофаг и предавали погребению, обычно при храме. Мёртвых кошек хоронили в Бубастисе, в специальном священном склепе, ибисов доставляли в Гермополь, быков хоронили в том месте, где они умирали, на западном берегу Нила, мёртвых коров бросали в Нил. Среди археологических находок встречаются саркофаги жуков, ихневмонов, змей, рыб.

Слайд №17

Культ быка связан, прежде всего, с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия, и естественным образом почитание тех богов плодородия, которые имели господствующее значение в данной области, сливалось с культом быков. Коровы также почитались как подательницы пищи; кроме того, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлением о небе как о Небесной Корове.

Слайд №18

Крокодилам поклонялись во многих местах, но особую значимость культ их приобрёл в Фивах и в Фаюме - оазисе в ливийской пустыне, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось водохранилище и развелось множество крокодилов. Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами Реки, приносящими на поля плодородный ил.

Слайд №19

Бараны почитались повсеместно. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в представлениях египтян с душой Ба.

Слайд №20

Кошка, священное животное богини Баст, почиталась повсеместно, но особенно в Бубастисе. О культе кошек упоминает Геродот, культ их связывался с тем, что они истребляют грызунов - врагов урожая. Умерших кошек бальзамировали и хоронили в особом святилище при храме богини Баст в Бубастисе.

Слайд №21

Почитание гиппопотама связано с культом Таурт, изображавшейся в виде беременной самки этого животного, однако, несмотря на популярность Таурт, культ гиппопотама особого распространения не получил: гиппопотамы почитались только в Папремитском округе и ещё в некоторых местах. Иногда гиппопотамы считались священными животными Осириса.

Слайд №22

Свинья в Египте считалась нечистым животным, ассоциировалась с Сетом, но в, то, же время с древнейших времён ассоциировалась с небом, и в виде свиньи с поросятами-звёздами на животе иногда изображалась Нут.

Слайд №23

Ихневмон (мангуст), зверёк, обладающий иммунитетом против змеиного яда, истребитель гадов и грызунов, почитался, прежде всего, как змееборец; в одном из мифов Ра побеждает Апопа в образе ихневмона. Ихневмоны легко приручаются, их часто держали в домах для защиты от змей и крыс. Священным животным ихневмон стал считаться с периода правления XXII династии, однако упоминания его в религиозных текстах встречаются и раньше. Ихневмоны посвящались Солнцу, Ра и Уаджет.

Слайд №24

Ёж почитался как змееборец и ассоциировался с Ра. Культ ежа был распространён повсеместно. В виде этого животного часто изготовляли сосуды для возлияний.

Слайд №25

Лягушка почиталась из-за своей плодовитости (что символизировало плодородие); ей приписывалась власть над разливами Реки, от которых зависел урожай. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладает способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением после смерти. Иногда лягушку рисовали под Ладьей Ра; она считалась священным животным богини Хекет. Культовые центры лягушки - Харвер и Абидос.

Слайд №26

Священным считался навозный жук - скарабей. Культ его связывался с культом Хепри. Существовало поверье (как и относительно лягушки), будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти. Из насекомых почиталась также ядовитая многоножка Сепа, священное насекомое Атума.

Культ рыб возник ещё в Додинастическую эпоху. Священными в Египте были оксиринх и лепидот. Лепидот - чешуйчатая (ныне вымершая) рыба - считался священным животным Мехит; был посвящен богу Хапи. Культовый центр Лепидота - Тис греч. Лепидотополь в VIII верхнеегипетском номе.

Слайд №27

Египетская кобра вследствие своей эффектной внешности и исключительной силы яда привлекала внимание людей с самых древних времен. У египтян она считалась символом могущества, ее изображением украшали головной убор фараона. Яд этой змеи применяли в античное время как “гуманный” способ казни. Приговоренным к смерти преступникам укус аспида назначался в качестве “милости” взамен публичной расправы. Клеопатра, потеряв надежду вырваться на свободу, избавила себя от римского плена при помощи укуса этой змеи. Египетская кобра, подобно индийской, часто используется заклинателями змей в их уличных представлениях.

Мы с вами закончили наше путешествие по Древнему Египту. Давайте сейчас вспомним, в каких видах искусства мы побывали (ребята перечисляют остановки) Молодцы!

Слайд №28

А сейчас внимательно посмотрим на доску и вспомним, какие же знаки символы были у древних египтян (учащиеся перечисляют).

Практическая работа:

Слайд №29

Задание: Выполнение эскиза ювелирного украшения Древнего Египтянина.

Давайте попробуем нарисовать какое ни, будь ювелирное украшение (на выбор), используя древнеегипетскую символику, через образы священных животных. Работаем простым карандашом. На этом уроке вы должны нарисовать линейный рисунок, а на следующий урок будем работать красками.

Слайд №30

К примеру, как же можно нарисовать египетскую кошку?

Вам понадобится:

  • обычная бумага;
  • простой карандаш;
  • ластик;
  • краски (темпера, гуашь, акварель).

Этап 1: Начните рисовать животное с наметок (линии, которые будут основой скелета всего образа).

Этап 2: Голову кошки нарисуйте в виде небольшого круга, а туловище и лапы в форме наклонных удлиненных овалов.

Этап 3: По линиям круга и овалов объедините контуры аккуратными плавными линиями, так получился силуэт кошки. Вверху головы изобразите треугольное острое ухо. От туловища нужно провести линию изогнутого хвоста.

Этап 4: Необходимо провести ровные линии, виде подставки: на ней будет сидеть ваша кошка.

Этап 5: Закончив рисунок, ластиком сотрите все вспомогательные линии. Тщательно прорисуйте все детали кошки черно-серой краской, предавая ей объем, учитывая затененные и освещенные участки. Тени могут быть более контрастны. Прорисуйте тонкими штрихами мелкие детали. Ее грудь должна изящно изгибаться, при этом переходя в переднюю лапку. Боковые лапы мы не видим, они не прорисовываются.

Этап 6: Сложный этап в рисовании мордочки кошки. Посмотрите картинки и фотографии с ее изображением, чтобы понять “выражение лица”. Нужно нарисовать кошачий глаз в виде галочки, ведь мы на него смотрим с боку. Также его можно изобразить в форме треугольника. Прорисуйте чуть ниже нос в виде маленького овала. Затем необходимо прорисовать контуры скул мордочки и подбородка.

Этап 7: Пришло время, чтобы приобрести кошке нужные очертания и грациозный стан. Детализируйте рисунок. Добавьте тени в виде штриховки, где это нужно. Нарисуйте ворсинки шерсти.

Вот и все, творите, у вас получится!

Убедившись, что ребята поняли задание, им разрешается приступить к самостоятельной работе. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качествам выполненной работы.

Итог урока:

Слайд №31

Выставка работ учащихся (за два урока):

Слайд №32

Вопросы для повторения:

  1. Какие виды украшений предпочитали носить древние египтяне?
  2. Какие символы использовали мастера-ювелиры в своих произведениях?
  3. Вспомните и назовите священных животных в Древнем Египте.
  4. Почему в египетской религии так много божественных животных?
  5. Что олицетворяла богиня Басет и почему египтяне считали кошку священным животным?
  6. С чем связан культ жука скарабея?
  7. Что египтяне делали с умершими быками?

Слайд №33

Домашнее задание. Найти дополнительный материал по данной теме.

Слайд №34

Творческих успехов!