Родительское собрание в младшей группе «Хочу понять своего ребенка. Особенности взаимоотношений родителей и детей»

Разделы: Работа с родителями


Цель: Помочь познакомиться родителям друг с другом и с педагогами. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.

Ход собрания

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем собрании.

- Сегодня в своем выступлении мне хотелось бы обсудить с вами одну из важных проблем, которая всегда была актуальна на протяжении всего периода дошкольного детства – это непонимание между родителями и детьми. Практика работы показывает, что многие родители, приходя на консультацию, общаясь с воспитателем говорят, что не понимают почему ребенок в какой-либо жизненной или игровой ситуации ведет себя так, а не иначе. И просят об одном “Помогите разобраться, я не понимаю своего ребенка”!

- Ваши дети еще совсем малыши, поведение которые не вызывает никаких трудностей и не создает особых проблем. Но все приходит с возрастом и в дальнейшем проблемы подобного рода могут появиться и у вас. Поэтому сейчас уже необходимо вооружиться определенными психологическими знаниями, освоить определенную тактику поведения, чтобы предупредить будущие проблемы, а не решать их потом.

- Причины непонимания поведения ребенка, трудностей взаимоотношений с ними у родителей возникают по ряду причин:

  • Отсутствие должного внимания детям со стороны родителей в виду их занятости.
  • Попустительский стиль воспитания – предоставление ребенку полной свободы действий во всем.
  • Разногласия между родителями по поводу вопросов воспитания ребенка.
  • Не соблюдение, игнорирование рекомендаций специалистов и педагогов, работающих с вашим ребенком по вопросам воспитания и развития.
  • Авторитарный стиль воспитания в семье, ограничение прав и свобод ребенка, не предоставление ему самостоятельности.
  • Комплексы родителей из их детства, когда они считают, что они есть и у их ребенка.

- Сегодня в теплой и доброй атмосфере нашего родительского собрания мне хочется поговорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими и заботливыми родителями, и это вполне естественно. Самое главное, что мы чувствуем по отношению к нашим детям теплоту и любовь в душе, но им важно, как мы ее проявляем.

- Чаще всего родители воспитывают своих детей через требования, соблюдение каких-либо правил, дисциплины, забывая о проявлении своих теплых чувств, которые так необходимы ребенку.

Главное понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен не просто это видеть, но и чувствовать.

Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например: что будет делать ребенок на слова: “Не подходи к телевизору”!). Наш запрет – это реакция ребенка наоборот сделать то, что ему запретили.

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

- Сейчас мы практически попробуем ощутить это на себе.

Упражнение “Недетские запреты”

Выбирается 2 участника на роль “ребенка” и 2 участника на роль “родителей”. Участники, выполняющие роль детей садятся на стулья. Родителям раздается по 4 ленточки.

Родителям задаются вопросы:

- Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок убегал из дома, топал ногами, бегал, прыгал? (при положительном ответе родителей предлагается завязать ребенку ноги).

- Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок брал в руки опасные предметы, подбирал мусор на улице? (при положительном ответе родителей предлагается завязать ребенку руки).

- Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок слышал и говорил плохие слова, обзывался, ругался? (при положительном ответе родителей предлагается завязать ребенку рот и уши).

- Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок видел сцены насилия, драки?

(при положительном ответе родителей предлагается завязать ребенку глаза).

После сидящим участникам предлагается встать. Задается вопрос – комфортно ли им находится в таком состоянии, когда он ничего не видит, не слышит, не может встать?

Вопросы участникам, игравшим роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда “родители” сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

- Попытайтесь понять, что может испытывать ваш ребенок в такой же подобной ситуации?

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя” и “можно”! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение “Запрещаем-разрешаем”

Родители делятся на подгруппы по 4-6 человек. Каждой подгруппе раздаются листы ватмана с наклеенным светофором, цвета которого означают:

- зеленый символизирует зону “Полная свобода”, здесь родители отмечают, что они разрешают своим детям делать самостоятельно;

- желтый – зону “Относительная свобода”, здесь родители отмечают, что они разрешают делать своим детям самостоятельно, но под присмотром;

- красный – зону “Запрещено”, здесь родители отмечают, что они запрещают делать своим детям.

Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Упражнение “Солнце любви”

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви. Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Литература

1. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. - М.: АРКТИ, 2004.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? ТЦ Сфера, 2001.

3. Горшенина В. В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Волгоград: Панорама, 2006.

4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 160 с.

5. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) - М.: Линка-Пресс, 2005.