«Медный всадник» как «Петербургская повесть»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • выявить историко-литературное и жанровое своеобразие “Медного всадника”; определить композицию произведения; помочь осмыслить главный конфликт поэмы;
  • развивать умение анализировать произведение;
  • воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.

I. Вступительное слово учителя.

“Люблю тебя, Петра творенье”. О каком творенье Петра пойдёт речь сегодня на уроке? (О Петербурге).

Слайд 2.

Создание Петербурга – своеобразное олицетворение деятельности Петра I, всей его эпохи. “Грозный царь” построил город (как, впрочем, и свое государство) на костях и крови людей, пренебрегая ими, их жизнями, их желаниями. А ведь любое насилие влечет за собой возмездие. Волевым, насильственным образом Петр утвердил среди дикой природы город, который вечно теперь будет подвергаться атакам стихии. Он заложил Петербург “назло надменному соседу”, уничтожив то, что было дорого “финскому рыболову, печальному пасынку природы”. Интересы простых людей не вписываются в его планы величия.

Слайд 3. Сообщение темы урока.

Слайд 4 (монумент Фальконе).

Перед нами Петр Первый, основатель Петербурга. Знаменитый памятник Петру I  установлен в правление Екатерины II. Приглашенный императрицей французский скульптор Этьен Фальконе писал Дидро: “ Монумент мой будет прост... я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как великого победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность создателя, законодателя, благодетеля своей страны. И вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла: он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом – это идея побеждённых им трудностей”.

– Какие черты Петра I подчёркнуты скульпторами?

Этьенн Морис Фальконе изобразил Петра как законодателя и преобразователя государства в виде всадника на дикой скале-пьедестале, поднимающего коня на дыбы. Задние копыта коня попирают змею - традиционный символ зла. Скульптор передал неудержимо стремительное движение всадника, огромную и властную силу утверждающего жеста его правой руки. Голова Петра вылеплена по модели Мари-Анн Калло - ученицы Фальконе. Постамент памятника - "Гром-камень", 1600-тонный гранитный монолит, найденный близ деревни Конная Лахта. Почти полкилометра, отделявших его от моря, его волокли   на особой платформе с полозьями, а затем повезли в Петербург на 54-метровой плоскодонной барже. Камень был обточен по рисунку Фальконе. На постаменте надпись по-русски и по-латыни: "Петру Первому - Екатерина Вторая". В 1778 г. статую отлили, в том же году Фальконе вернулся во Францию. Название "Медный всадник" памятник получил после появления одноименной поэмы Пушкина (1833). Благодаря Пушкину, он стал олицетворением творческой, но беспощадной воли Петра, символом основанного им города.

 Слайд 5 (иллюстрация: "На берегу пустынных волн стоял он дум великих полн...и вдаль глядел... и думал он: здесь будет город заложен").

Сегодня мы вслед за Александром Сергеевичем Пушкиным отправляемся в путешествие в Санкт-Петербург.

Слайд 6.

Величественное зрелище открывает панорама Петербурга – любимого детища Петра, созданная итальянским художником Анжело Тозелли.

Впервые увидев Петербург в 1817 году, Тозелли был поражен размахом строительства и живописным обликом города.

Давайте и мы полюбуемся на Петербург 1820 года.

Слайд 5 с панорамой Петербурга

На 1 гравюре видим изображение величественного Зимнего дворца.

2-3 гравюры – ведущее место занимает Адмиралтейство – главная кораблестроительная верфь России на Балтийском море.

4 гравюра – представлена юго-западная часть столицы. Первый временный мост, который соединял основные части города. С Васильевского острова через мост поток устремлялся на Сенатскую площадь и сразу же оказывался перед монументом Петра Первого работы французского скульптора Фальконе.

5, 6 – здание Двенадцати коллегий

7 гравюра – взгляд художника перемещается на Васильевский остров. Площадь перед зданием Гостиного двора на Васильевском острове

8 гравюра – главное место отведено Бирже на Васильевском острове, возведенной Тома де Томоном в 1805-1810 годах.Биржа в порту, где постоянно заключались торговые сделки.

9 гравюра – Стрелка Васильевского острова.

10 – замыкает панораму гравюра, на которой главное место уделено Неве – основной транспортной магистрали столицы.

Можно сказать, город-музей! Действительно, город прекрасен!

Основание новой столицы – Петербурга – явилось воплощением двойственности петровских преобразований. Город поражал воображение сказочной быстротой и планомерностью создания. В отличие от других городов, выраставших постепенно, он воспринимался как город “вымышленный”.

Построенный на только что отвоёванной окраине земли, он явился открытым вызовом врагам России. Опасность подобного размещения столицы отмечает Дидро: “Чрезвычайно нецелесообразно помещать сердце на кончике пальца”.

Основание Петербурга было и своеобразным вызовом прошлому: новая столица противопоставлялась Москве, оплоту старины.

Петербург создавался и как вызов природе. Он строился на месте, мало пригодном для житья большой массы людей, ценой небывалых усилий и жертв.

Поэтому, чтобы понять поэму, надо рассмотреть те исторические события, которые в ней отразились.

II. Замысел поэмы.

Всю жизнь Пушкин досадовал, что не был участником или очевидцем трех событий: Бородинской битвы 1812 года, в 1824 году – наводнения в Петербурге, а в декабре 1825 года – восстания на Сенатской площади. Бури государственные и буря стихийная как бы нарочно удерживали его на расстоянии. Во время войны он был отроком, во время потопа и бунта – томился в Михайловской ссылке.

Слайд 7.

Внимание к истории государства сказалось и в поэме "Медный всадник". Основой для создания поэмы стали газетные публикации, рассказывающие о наводнении ноября 1824 года:

...В прошедшую пятницу, 7-го сего месяца, здешняя столица посещена была бедствием, коему уже около 50-ти лет не было примера. Река Нева, которой воды беспрестанно возрастали от сильного морского ветра, вышла из берегов своих в 11-м часу утра. В несколько минут большая часть города была наводнена. Ужас объял жителей... Невозможно описать все опустошения и потери...

Газета. 1824 год.

Импульсом творческой фантазии поэта послужило также предание о том, что во время страшного наводнения в ноябре 1824 г. князю Голицыну приснился сон, в котором Медный всадник подъезжает к окнам Зимнего дворца и, обращаясь к Александру, говорит: "Молодой человек! До чего ты довёл мою Россию!.. Но пока я здесь стою, ничего не грозит МОЕМУ городу".

Слайд 8.

На замысел поэмы имели влияние и беседы с польским поэтом Адамом Мицкевичем, который в поэме "Дзяды" проклинал русскую государственность, самодержавие и воплощение их – Петербург. Польша в своей борьбе за независимость дышала ненавистью. Пушкин, любя отечество, не мог не видеть жестокости самодержавия. Мысль Петра Вяземского: "Петр скорее поднял Россию на дыбы, чем погнал ее вперед", - мучила поэта.

Слайд 9.

20 августа 1833 года буря на Неве произвела сильнейшее впечатление на поэта. В письме к жене, написанном по дороге в Болдино, Пушкин описал, что видел: "Нева была так высока, что мост стоял дыбом... Деревья по Царскосельскому проспекту так и валялись. Болота волновались белыми волнами. Что-то было с вами, петербургскими жителями?"

Поэма была начата в Болдине 29 октября и закончена 31 октября 1833 г. Всего за три дня! В другом источнике указано, что начал поэму в начале октября, а закончил в конце октября. Какая концентрация творческой энергии!

Но “Медный всадник” не был напечатан: царская цензура не пропустила. Поэма была настолько дорога Пушкину, что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с пометками высочайшей особы, поэт решил не изменять ни одного слова, тем самым отрезав путь к публикации.

Первоначальный текст поэмы, без поправок, существенно искажающих смысл произведения, был опубликован в 1904 году.

III. Своеобразие жанра

Сам Пушкин, определяя жанровую принадлежность "Медного всадника", называл его петербургской повестью, желая обозначить реальность, может быть, приземленность, типичность описываемого. Современные исследователи относят произведение к поэме, учитывая его лиро-эпическую сущность.

"Медный всадник" – это историческая трагедия и городская повесть (петербургская повесть). Поэма явилась философским размышлением о судьбе человека в движении истории и современном мире; о человеке, его личных интересах и государственной власти; о покорении человеком природы.

Слайд 10.

“Пушкин сопрягает реальные данности жизни: с одной стороны, красоту, стройность, пышность, веселость Петербурга, с другой – его гибельность для судьбы и счастья маленького человека... Это сопряжение противоположных начал не примиряется, так как Пушкин не знает рационального (разумного, правильного) разрешения конфликта” (Ю. Борев).

Пушкин прославляет Петра как выразителя общенациональных интересов, создавшего могущественное государство, но отмечает, что он по своей воле определил историческое развитие страны. Поэт гордится красотой и стройностью Петербурга, но указывает, что Петра интересовали стратегические цели его строительства, император не думал о людях, которым придётся жить в городе, возникшем “из топи плат”.

Во времена, когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже достоянием истории. Остался лишь медный Петр - объект поклонения, символ державности, горделивый истукан, кумир на бронзовом коне. А насилие, которое он совершил, теперь, во времена Евгения, возвращается в виде буйства стихии, мстя не своему обидчику, а его потомкам - невинным жителям города.

IV. Словарная работа.

Слайд 11.

Чухонцы – прежнее название карело-финского населения окрестностей Петербурга

Порфироносный – облаченный в порфиру, мантию пурпурного цвета, надеваемую монархами в торжественных случаях, царственный.

Полнощных стран – полночных, северных

Блат – болот

Отсель – отсюда

Лампада. 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами. 2. Светильник.

V. Прослушивание аудиозаписи поэмы.

Слайды 12-14.

VI. Работа с текстом.

– Зачем дано вступление?

– Почему вступление к поэме начинается с описания природы? Что представлял из себя пейзаж, предшествующий основанию Петербурга?

(Картина дикого пустынного места, широкой реки, на которой виден лишь одинокий челн).

– Как дано описание Невы до строительства города?

– С какой целью Петр строит город на Неве?

– Как описан Петербург, какой стала Нева, что сказано теперь о её течении?

– В чём величие Петра?

Величие Петра в патриотизме, понимании исторической необходимости, Петром руководит идея блага отечества.

Но вот город заложен, утвердился, “вознесся пышно, горделиво”, а с ним утвердилась и слава России, но какой ценой? Замысел реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию ее основного конфликта – истории и личности.

Конфликт повести – это конфликт истории и личности: между “маленьким” человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.

Прошло 100 лет...

– Чем завершается торжественно величавое вступление?

– Как описана Нева перед Наводнением и во время бедствия? Как выглядит город? Чьи дома разрушены?

– Как народ воспринимает бедствие?

– Как относится к разбушевавшейся стихии Александр I?

– Что автор говорит о родословной Евгения? Какова судьба его древнего рода?

– Какие черты характера Евгения раскрываются в его мечтах перед наводнением и во время переправы на остров, где жила Параша?

– Как автор объясняет причину помутнения ума Евгения?

– Почему “Кумир на бронзовом коне” обращён к Евгению спиной?

– Как автор характеризует медного всадника в момент его узнавания Евгением? Какую роль здесь играет примечание Пушкина?

– Какие чувства овладели Евгением в момент прояснения его ума и встречи с властелином судьбы?

– Почему всадник преследует Евгения? Какую роль играет фантастика, вторгшаяся в реальное повествование?

– Прав ли Евгений, обвиняя в своем несчастье Медного всадника?

Меняется отношение автора к Евгению, это уже соперник грозного царя. Бунт Евгения, мятеж оказался недолгим, истукан оживает перед его взором, в его больным воображении. Это уже конфликт не героев, а идеи, конфликтуют государство и личность. Бессмысленная и безрезультативная погоня имеет глубокий философский подтекст: человек и власть всегда связаны между собой. И судьба одного человека зависит от государства, государственной личности. А вы как считаете?

– К какому пейзажу возвращает нас автор и почему? Найдите слова и словосочетания, которые перекликаются с начальными строками поэмы, выделите их.

Слайд 15.

Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко,
по мшистым топким берегам
Чернели избы здесь и там,
приют убого чухонца.
Остров малый
На взморье виден. Иногда
Причалит с неводом туда
Рыбак на ловле запоздалый
И бедный ужин свой варит,
Или чиновник посетит
Гуляя в лодке в воскресенье,
Пустынный остров.
Не взросло
Там ни былинки. Наводненье
Туда, играя, занесло
Домишко ветхий.

Поэма заканчивается описанием все той же природы с ветхим домишкой и рыбаком. Евгений – дитя этого великолепного города – находит свой конец на берегу пустынного острова. Город, детище Петра, отверг бедняка, и его приняла та стихия, которая, бросив вызов городу, явилась непосредственной причиной гибели человека.

– Какую роль играет контраст вступления и финала произведения?

Существуют два мифа о Петербурге – в устной традиции – город сатанинский, обреченный ("быть городу пусту"), и в книжной, официальной, культурной традиции – город бессмертный, чудотворный, созданный с помощью Бога.

– Почему, в народе, в устной традиции, Петербург представлялся сатанинским городом? (Гибель тысяч людей на строительстве каменного города, староверчество как протест против петровских реформ, сопровождавшихся жесточайшей эксплуатацией народа).

VII. Итог урока.