Родительское собрание на тему «Вредные привычки. Как их преодолеть?»

Разделы: Работа с родителями


Цель родительского собрания: обратить внимание родителей на проблему - дети в мире вредных привычек; показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек детей.

ПРОЦЕДУРА 1.

С каким настроением вы пришли? (рука вверх – отличное , рука посередине – хорошее, рука внизу – плохое)

Вы чувствуете себя сегодня...... (родителям предлагается из 22 чувств выбрать то, что им подходит)

ПРОЦЕДУРА 2.

1. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ, НИКОТИН.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:

  • поддержание физического здоровья ;
  • отсутствие вредных привычек;
  • правильное питание;
  • радостное ощущение своего существования в этом мире.

Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”. Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

  • создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу,
  • тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их,
  • повышенное внимание к состоянию здоровья детей.

Ничто так не влияет на микроклимат в коллективе, как экскурсии на природу, подготовка к праздникам, которые обладают большими возможностями и преимуществами по сравнению с учебной работой. Здоровый образ жизни — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.Подрастают наши дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача, помочь им сохранить этот дар природы. Подростковый возраст – это возраст самоутверждения и основной задачей родителей, работающего с подростком, становится – помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.

Задачей школы и родителей является – объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) – это красота физическая, духовная, это здоровье. К нашему большому сожалению, медицинские обследования детей, ежегодно проводимые в школе, выявляют все больше и больше заболеваний у подростков. Наши дети, еще только начинающие жить, зачастую уже имеют целый “букет” достаточно серьезных хронических заболеваний. По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение. Родителям приходится уделять здоровью детей больше времени. Привлечение учащихся этого возраста к занятиям физической культурой и спортом, организация туристических походов на природу – действенная мера. Тем более, что это еще и дополнительная порция общения (а подростки люди общительные), это и формирование коллектива единомышленников. Знаете, как раскрываются дети в походах. Здесь и общение “глаза в глаза”, чего так не хватает часто нашим детям, общение на равных с учителем и своими одноклассниками, заряд положительных эмоций, и здоровье.

Сегодня я хотела бы предложить вам еще раз задуматься и о привычках, здоровых и нездоровых. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков. Возможно, мы не найдем с вами сегодня уникального рецепта, но попытаемся. Привычка – вторая натура. Мы часто слышим эти слова. Привычки – это автоматические действия, которые проявляются у человека независимо от их желаний. Полезные привычки помогают почувствовать себя собранными, готовыми к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. Но есть и вредные привычки и в наших с вами силах сделать так, чтобы у наших детей их было как можно меньше. Как я уже сказала, переходный возраст – возраст самоутверждения. Как просто почувствовать себя взрослым, затянувшись сигаретой или попивая пивко, сидя на лавочке в компании сверстников. Наши дети считают, что таким образом они станут старше, с ними будут считаться. Что же можем сделать мы с вами, именно вместе, а не по отдельности. В школе проблему вредных привычек решают педагоги, психологи, с вредными привычками борются родители. Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, алкоголизма и наркотиков, они уже знают, к чему ведут эти невинные шалости. И, тем не менее, раз за разом мы повторяем детям прописные истины.

И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Это проблема, о которой каждый из нас не хочет думать, считая, что уж нас точно она обойдет стороной. Но Сенека был прав, говоря: “Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Чтобы противостоять злу, надо быть сильнее его”. И проблема эта – наркомания. Мы живем в сложное время, и главное уберечь наших детей от этого зла. К сожалению, возрастает подростковая преступность, чаще мы слышим о наркомании, токсикомании среди подростков (ведь именно они обладают неустойчивой психикой, именно их легче вовлечь в эту авантюру, надавив на “слабо?”). В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют одурманивающие вещества, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.

Итак, наркотики сегодня – реальность, а с ними:

Наркотик – средство, которое постоянно увеличивает потребность в его использовании. Это прием ядов, которые становятся частью обменных процессов в организме, и вызывает привыкание.

Привязанность к наркотикам ведет к деградации личности подростка, резко снижается работоспособность, память, внимание.

Наркотики – это постоянные траты денег, а подросток может либо взять их у родителей либо украсть, отсюда возрастание подростковой преступности.

Специалисты выделяют факторы, способствующие привлечению подростка к наркотикам и родители должны их знать и иметь в виду:

- сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;

- отдельные подростки стараются таким образом привлечь к себе внимание коллектива сверстников любой ценой, из-за того, что привыкли к повышенному вниманию со стороны родителей. Нередко, используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.По данным соцопросов 12% подростков в возрасте до 16 лет хотя бы аз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляет их постоянно. А ведь это – наши дети.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

  • резкая смена друзей
  • резкое ухудшение поведения
  • изменение пищевых привычек
  • случаи забывчивости
  • резкие перемены настроения
  • полная утрата прежних интересов
  • частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

Однако быть внимательным, это не значит пристально следить за каждым шагом ребенка и подозревать его во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его.

И в заключение своего выступления я предлагаю вам сформулировать основные принципы поддержки подростка. Родители работают в группах.

Основные принципы поддержки подростка:

  • терпение
  • внимание
  • тактичность и деликатность
  • точные используемые слова, как важного инструмента в отношениях
  • умение поставить себя на место ребенка
  • гибкая система контроля, не довлеющая, над сознанием ребенка и поддерживающая его
  • ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде вредных привычек.

Нельзя забывать о том, что семья для подростка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношения к самому себе и к окружающим его людям.

ИГРА “КВАДРАТ”

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:

Квадрат пошел влево. - квадрат идет влево.

- Квадрат садится. - квадрат с криками и воплями пытается сесть.

- Квадрат прыгает. - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.

ПРОЦЕДУРА 3.

ВОРОВСТВО

Детское воровство беспокоит и волнует родителей. Часто, столкнувшись с подобным, они представляют будущее своего чада криминальным. Конечно, такое следует пресекать изначально, но в то же время не нужно быть слишком жёстким с ребёнком, учитывая, что нередко дети в возрасте 4-5 лет берут не принадлежащие им вещи, не понимая, что они их крадут. Когда родители замечают, что ребёнок, который вроде бы ни в чём не нуждается, начинает “таскать” деньги у родителей, они начинают паниковать.

Как вы думаете почему ребёнок начинает воровать?( ответы родителей)

Ребёнок может не знать, как правильно распоряжаться деньгами, как тяжело их заработать, о том, что они имеют определённую ценность. Поэтому родители должны выдавая ребёнку карманные деньги, научить разумно ими распоряжаться. Иногда дети воруют для привлечения внимания родителей, причём, чем острее родители реагируют, тем больше удовлетворения получает ребёнок. Такое поведение говорит о том, что ребёнок не получает достаточно внимания, или в семье есть какие – то конфликтные ситуации и воровство является реакцией на эти проблемы.

Бывает и такое, что дети воруют, когда родители пренебрегают их интересами и навязывают своё видение того, как ребёнку одеваться, какой фильм смотреть, какую музыку слушать. И тогда ребёнок начинает “добирать” то, в чём ему было отказано.

Целью кражи может быть и подкуп ровесников, которые согласны общаться с ребёнком тогда, когда он покупает им какие - то вещи, куда- либо водит. В этом случае можно говорить о проблеме одиночества и неумении строить отношения с окружающими.Это особенно свойственно детям, которых не принимают в коллективе из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания. Родители должны научить ребёнка находить общий язык со сверстниками, повысить его самооценку. Это может быть и желание самоутвердиться. Некоторые дети воруют, чтобы не чувствовать себя неполноценным, чтобы убедить себя и окружающих в своей ловкости, хитрости, смелости. Также ребёнок может воровать от безысходности: если у него вымогают деньги или он страдает наркозависимостью.

Профилактика.

Не провоцируйте ребёнка, разбрасывая деньги по квартире, храните их в недоступном для него месте. Эффективным способом профилактики является выделение ребёнку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети разумно распоряжаются карманными деньгами, а лет с девяти начинают копить на крупные покупки.

Как реагировать ?(ответы родителей)

- если вам кто-то рассказал о поступке вашего ребёнка, постарайтесь сдержать эмоции;

- когда справитесь с эмоциями, постарайтесь собрать как можно больше объективной информации;

- не делайте вид, что ничего не произошло, обязательно поговорите с ребёнком. Ни в коем случае не давите на ребёнка. Попросите его самого всё рассказать;

- забудьте фразу: “Мне некогда, давай потом”. Ребёнка надо выслушивать именно тогда, когда он сам хочет раскрыть душу. Помните, что вы не имеете права занимать позицию судьи. Самый подходящий тон для беседы – заинтересованное участие.

- теперь возможны два варианта: ребёнок взял чужое просто так или сознательно украл. В первом случае это вина родителей : ребёнок так и не научился границам дозволенного.Попробуйте разобрать ситуацию, рассуждая от обратного : “ Предположим, твой друг возьмёт твою вещь просто так. Что ты почувствуешь?” Второй случай более сложный. Если это было сделано сознательно, значит у человека нет чётких, нравственных ориентиров и есть чувство глубокой внутренней неудовлетворённости. Разбить нужно каждую позицию, объясняя, что воровство не просто неприличный поступок, но и уголовное деяние.

- воровство не должно оставаться безнаказанным! Это не должно быть физическое наказание. Самое действенное – это публичное раскаяние. Убедите ребёнка попросить прощение и вернуть украденную вещь. Пусть он сделает это не один, а в вашем присутствии. Чувство стыда, испытанное при этом, будет гораздо эффективней ремня и нотаций.

- теперь надо помочь ребёнку справиться с пережитыми отрицательными эмоциями. Скажите, что вы гордитесь его мужеством, т.к. признавать свои ошибки достойно похвалы. А оставшись наедине с самим собой, хорошенько подумайте, что же толкнуло ребёнка на кражу. Может ему не хватает вашего внимания, и он решил восполнить свою неудовлетворённость столь неординарным способом.

ИГРА “МЫ ИДЁМ В ПОХОД”

Участники встают в круг. Начинает игру первый участник, называя своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход. Ведущий начинает : “Меня зовут Катя, я беру с собой калачи”. Всем участникам необходимо догадаться о том, что предмет должен начинаться с той же буквы, с какой и имя. Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор пока все не скажут правильно.

ПРОЦЕДУРА 4

ЛОЖЬ

Почему ребёнок лжёт?

Очень часто в детском вранье виноваты взрослые. Есть несколько причин вранья., которые встречаются чаще всего. Постарайтесь определить, какая заставляет лгать вашего ребёнка?

Ложь или фантазия?

До 4 лет ребёнок не нуждается во лжи. Он ещё не научился смотреть на происходящее глазами взрослого или другого человека, и поэтому делает то, что хочет, не задумываясь о том, как это выглядит со стороны. Но вводя взрослых в заблуждение, ребёнок не врёт, он просто хочет показать, что вырос и стал умным. Розыгрыш не несёт в себе преднамеренного обмана, так же как и детская фантазия. Это правдивый вымысел, к которому малыш прибегает, чтобы украсить свои мысли и поступки. То есть в этом возрасте враньё ограничивается обычно мелким жульничеством или невинными проказами (спрятался, чтобы не идти в садик).

Преднамеренная ложь.

Начиная с 4 лет ребёнок начинает задумываться, за что и почему его наказали или похвалили, и старается с помощью обмана либо избежать наказания, либо получить желанную, но незаслуженную похвалу. Теперь уже можно говорить о том, что ложь его преднамеренная. Задача родителей – разобраться, почему ребёнок лжёт и какую выгоду он хочет получить. Обратите внимание защищается ребёнок с помощью лжи или нападает. Бывает, что ребёнок лжёт, не понимая, что это плохо, и заслуживает осуждения. Он не видит разницы между ложью и выдумкой. Сознательно дети начинают себя вести, как правило, после 6 лет, а до этого в их поведение присутствует как невинная ложь, так и настоящая, преднамеренная ложь, особенно, если родители склонны из каждого поступка ребёнка сделать большую проблему. Ребёнок лжёт, чтобы избежать наказания за мелкую проказу или шалость.

Лживый ангел.

Ложью может быть замаскирован и серьёзный поступок, который действительно заслуживает наказания. Подумайте, не слишком ли завышенные требования вы предъявляете своему ребёнку? Соответствуют ли они его возможностям? Не слишком ли часто вы делаете ему замечания? Не докучаете ли постоянными нравоучениями и придирками с утра? Если это так, то постоянный страх наказания и унижения будет заставлять ребёнка лгать в надежде, что ложь его спасёт, и ему удастся избежать очередной нотации, а то и наказания.

Ложь из вежливости.

Ещё одной причиной вранья может быть стремление ребёнка выглядеть в глазах взрослых воспитанным и вежливым. Он может не любить детский сад, но на вопрос, нравится ли ему там, ответит да, поскольку знает, что правдивый ответ вас расстроит.

Ложь из ревности.

Самой неприятной для родителей, но часто встречающейся причиной лжи является дискомфорт, который испытывает ребёнок, когда ему кажется, что родители любят его меньше, чем брата или сестру. В этом случае ложь –возможность привлечь к себе внимание. Он согласен даже потерпеть наказание, главное, чтобы он на какое то время стал центром вселенной.

Дурной пример заразителен.

Существует ложь по примеру. Дети очень внимательно относятся к поведению родителей. Если родители лгут, также будут поступать и дети.(скажи меня нет дома)

Посмотри мне в глаза!

Итак, выяснили причину по которой ваш ребёнок лжёт. Что делать? Прежде всего попытайтесь её устранить. Не наказывайте, но и не спускайте враньё. Обязательно дайте понять, что любая ложь будет раскрыта, и спокойно постарайтесь выяснить, чего хотел добиться ребёнок своим враньём. Отучить от вранья сложно, проще объяснить ребёнку, что к родителям можно идти с любой бедой, не боясь наказания. Он должен быть уверен, что в любом случае наказания без “разбора полётов” не будет. Если вы ещё не научились отличать правду от лжи по глазам своего ребёнка, обратите внимание на самые простые и очевидные признаки вранья:

- ребёнок прикрывает рот рукой;

- он отводит глаза или усиленно моргает, потому что не может смотреть вам в глаза;

- его зрачки то сужаются, то расширяются; ребёнок возбуждён, на его щеках появляется румянец;

- чтобы ложь звучала достовернее, он на ходу подбирает слова, придумывает подробности, говорит медленно и неуверенно, сам себя перебивает, делает длинные паузы между фразами.

Но если ребёнок верит, что вы любите его, несмотря ни на что, и только у вас он всегда найдёт понимание и желание помочь в решении его серьёзных проблем, его лживость останется невинной детской шалостью, уйдёт в прошлое и не превратиться в образ жизни.

ПРОЦЕДУРА 5.

РЕФЛЕКСИЯ.

ИГРА “Я ЖЕЛАЮ ТЕБЕ ЗАВТРА....” (родители встают в круг и говорят друг другу пожелания).