"Буквенные и небуквенные орфограммы в именах числительных". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Классы: 6, 7

Ключевые слова: числительные, орфограммы


Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели урока: 

  • Предметные: повторить изученные в 6 классе орфограммы в  именах числительных; совершенствовать орфографические умения, умения видеть орфограммы, писать грамотно имена числительные, грамотно употреблять в речи имена числительные, объяснять выбор написания.
  • Метапредметные регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать цель урока, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
  • Метапредметные познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема, текст), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
  • Метапредметные коммуникативные: строить связное высказывание, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  • Личностные: проявлять интерес к знаниям, воспитывать патриотизм.

Оборудование: классная доска, проектор, распечатанные тексты на стол каждому ученику.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Запишите число в тетради. Оставьте место для темы.

II. Словарный диктант

Учитель вызывает к доске одного ученика, остальные работают в тетрадях.

– Отгадайте загадки:

  • Слово, которым обычно называется самое интересное место в рассказе (однажды).
  • Соединить вновь (воссоединить).
  • Ученик того же класса, в котором кто-то учится (одноклассник).
  • Люди с одинаковой фамилией (однофамильцы).
  • Сослуживцы одного полка (однополчане).
  • Числительное с двойными согласными (одиннадцать).
  • Три сотни (триста).
  • Четыре сотни (четыреста).

III. Языковая разминка

Работа над скороговоркой (Приложение 1, слайд 2).

– Прочтите скороговорку: Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Учащиеся  произносят хором сначала медленно, второй раз быстрее, в третий раз очень быстро.

Вопросы:

– Назовите в скороговорке числительное.
– Докажите, что это числительное.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
– Определите разряд числительного по значению и по составу. (Повторение разрядов по значению и составу).
– Выполните синтаксический разбор предложения: В четырнадцати каретах пятьдесят человек выехали из посольства.

Один ученик с места комментирует выполнение задания, остальные в тетрадях. Ещё один ученик в это время выполняет морфологический разбор числительного в четырнадцати на доске. После выполнения проверка морфологического разбора.

Вопросы классу:

– Какие орфограммы встретились  в именах числительных?

IV. Формулирование темы и цели урока (слайд 3)

Посмотрите на таблицу на слайде и назовите известные орфограммы в именах числительных.

Буквенные орфограммы

Небуквенные орфограммы
 Пробел,  контакт

Гласные буквы в окончании

Буква Ь   неразделительный

Около двенадцати   лет.
О девятнадцати  годах
На четвертом  этаже
Пятьдесят лет
Двенадцать  стульев
Не    пять
Не    двадцатый
Двухсотый

Двухтысячный
Двухмиллионный
двухмиллиардный

– Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Буквенные и небуквенные орфограммы в именах числительных)
– Запишите в тетрадь.
– Сформулируйте цель урока на основе таблицы.

V. Обобщение и систематизация изученного (слайд 4).

– Посмотрите на слайд и скажите, какое правило зашифровано. (Правописание Ь  в середине числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900. Правописание Ь на конце числительных от 5 до 20 и 30).
– Почему в числительном одиннадцать пишется НН?  (Слайд 6)
– Проверьте себя (слайд 7)

Выступление ученицы с небольшим сообщением "Из истории слова МИЛЛИОН"

– Что узнали из сообщения?
– Прочтите правильно (слайд 8): 5 + 6; 16 – 11; 17 + 80; 511 – 17; 8 756 + 640; А.С.Пушкин родился в 1799 году.
– Назовите порядковое числительное, определите его разряд по составу.
– В чём особенность склонения составных порядковых числительных?
– В чём особенность склонения составных количественных числительных?

Учитель вызывает к доске двух учащихся работать по карточкам самостоятельно.

1 карточка: просклонять словосочетание 58 книг.
2 карточка: просклонять словосочетание 40 писем

Одно задание ученику с места: составить текст о школьной жизни, используя числительные.

Задание классу (слайд  9):

– Спишите, числа запишите словами, определите падеж числительных.

На  вчерашн..  спектакле  я с..дел на 57  мест.. в 11 ряду. Я немного опоздал, и, чтобы пробрат..ся  к  своему креслу, мне пришлось побеспокоить 55 зрителей. Одн.. место, я заметил, не было зан..то.

После выполнения заданий проверка.

Проведение игры-зарядки. Проводится следующим способом: на доске в три столбика записаны слова или словосочетания с пропущенными буквами для каждого ряда одинаковые. По команде ученики  по очереди выбегают к доске и вставляют букву  в  слово.  Чей ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и выигрывает.

оди…адцатым классом после дв..надцат..
о дев.. ност..  экземплярах
более сем… сот граммов
за об…ими беглецами
по об…им причинам
восем.. десят  квартир
о четырест…  ступенях
к шес..надцат… годам
тре…го этажа
оди…адцатым классом после дв..надцат..
о дев.. ност..  экземплярах
более сем… сот граммов
за об…ими беглецами
по об…им причинам
восем.. десят  квартир
о четырест…  ступенях
к шес..надцат… годам
тре…го этажа
оди…адцатым классом после дв..надцат..
о дев.. ност..  экземплярах
более сем… сот граммов
за об…ими беглецами
по об…им причинам
восем.. десят  квартир
о четырест…  ступенях
к шес..надцат… годам
тре…го этажа

После выполнения проверка, объявление победителя.

Работа с текстом (слайд 10)

Чтение текста учителем.

Эта война (не)была похожа на обыч..ные войны. Наполеон  готовился к ней тщательно. Огромное, (не)бывалое в истори.. количество людей, пушек, лошадей, обозов должно было двинут..ся  на Россию. 12 европейских стран уча..ствовали в этом поход.. . Около  300 000 солдат у Ковно,  78 000 у Гродно и 34 000 на Буге. Полторы тысячи орудий.
 – Я иду на Москву и в одно или два сражения всё кончу,  – сказал Наполеон в Варшаве. – Император Александр будет на коленях   просить мира.
 – Я сожгу Тулу с её оружейным заводом и обезоружу всю страну. Москва – сердце Росси.., – добавил он.
Исход к..мпании считался предрешё..ым. Русская армия была почти в три раза меньше.

Вопросы классу:

– О какой войне идет речь в тексте?
– Как вы думаете, почему Наполеон  все-таки проиграл войну,  имея превосходство в численности армии, орудий?
– Какую русскую пословицу можно было бы адресовать Наполеону? (Не хвались, едучи на рать, а хвались, едучи с рати. Рать – это сражение.)
– Выпишите слова с пропусками, вставьте буквы,   выпишите числительные, запишите их словами.

 После выполнения взаимопроверка.

VI. Подведение итогов урока

– Запишите (назовите) ключевые слова урока.
– Задайте вопросы по теме урока.
– Оцените свою работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

Упр.132,  § 15, словарные слова повторить.