Семейный клуб в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Семья – является первой ступенью, на которой ребёнок получает знания о родном языке. Именно в семье создаются социально-культурные условия, в которых ребёнок начинает овладевать речью. Но, к сожалению,  с каждым годом наблюдается увеличением детей с нарушением речи.  Одной из причин отставания в речевом развитии, является недостаточное общение родителей со своими детьми. У некоторых родителей это связано с отсутствием времени, вследствие занятости, но основная часть родителей,  не владеет необходимой информацией и практическими навыками, чтобы общаться со своими детьми.

Поэтому,   считаю актуальным  ведение работы, по  предоставлению родителям необходимой информации по преодолению нарушений речи, как в домашних условиях, так и в команде с логопедом.

С этой целью была разработана программа социально-педагогического направления,  речевой клуб  «Занимательные звуки».  Многие отечественные педагоги, которые занимались проблемой воспитания и обучения детей с нарушением речи (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Личный опыт лишь подтверждает эти слова и поэтому мы предложили систему работы в данном направлении.

В основе программы речевого клуба лежит совместная работа детей и родителей, где они получают практический опыт по работе над теми или иными звуками, примеры игр с детьми в домашних условиях.

Новизной программы является её инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй (игры-практикумы, заседания, консультирование по электронной почте на сайте ДОУ, изготовление стендовой информации и выпуск буклетов по наиболее интересующим родителей вопросам, о которых можно узнать при помощи такого метода работы – как анкетирование). Программа способствует согласованию усилий детского сада и семьи по созданию условий для оптимального развития ребёнка. Учитывая это, работа по данной программе способствует повышению компетентности родителей, их психолого-педагогической культуры в процессе совместной работы родителей и детей.

Цель программы: практическое овладение детьми нормами правильной речи, путем привлечения родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе, т.е. совместными усилиями помочь ребёнку-с проблемами речевого развития овладеть внятной, чёткой, грамматически правильной речью.

В программе по организации речевого клуба «Занимательные звуки» реализуются следующие задачи:

  • Повышение эффективности коррекционной работы посредством активного привлечения родителей к процессу преодолению речевых нарушений у детей;
  • Формирование правильного произношения у детей с ФФНР;
  • Расширение и обогащение словаря по всем лексическим темам;
  • Совершенствование высших психических функций.
  • Формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.
  • Воспитывать между родителями и детьми чувство сотрудничества

Принципы реализации программы.

Принцип комплексного подхода

В организации работы речевого клуба, необходимо участие разных специалистов. При этом  важно не только проводить консультации с ребёнком, но и работать со всей семьёй;

Принцип единства коррекционно-педагогического процесса.
Гармоническое развитие ребёнка осуществляется путём согласованных действий семьи и логопеда, чтобы дополнить или компенсировать недостатки системы семейного воспитания;

Принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми.
Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, партнёрами, сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи по коррекционному воспитанию;
Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;

Принцип интеграции

Объединение нескольких видов деятельности на одном мероприятии способствует наиболее эффективному усвоению предложенных навыков .

Принцип новизны

Для максимального вовлечения родителей в коррекционный процесс используются нетрадиционные формы работы: игры-практикумы, заседания, выпуск журналов, выпуск буклетов по интересующим родителей вопросам, а также консультирование по электронной почте на сайте нашего учреждения.

Структура программы

Программа представляет собой систематизированный материал по организации и ведению речевого клуба «Занимательные звуки»:

  • Перспективное планирование
  • Календарно-тематическое планирование
  • Формы педагогического просвещения родителей
  • Приложение

В перспективном планировании представлены 18 тем мероприятий речевого клуба «Занимательные звуки» (дети 5-6 лет) и 18 тем мероприятий клуба «Занимательная азбука» (дети 6-7 лет), по каждой, из которой разработан теоретический и практический материал в виде дидактических и словесных игр, интеллектуальных заданий и различных речевых ситуаций. Все разработанные и систематизированные темы и игры направлены на привлечение  внимания родителей к проблеме ребенка.  Научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

В Приложении представлен необходимый для проведения заседаний, консультаций, семинаров-практикумов, круглых столов, игр-практикумов, бесед, конкурсов, анкетирования материал.

Ожидаемый результат при реализации программы

  • повышение уровня заинтересованности родителей в работе с детьми;
  • активизировать детей и родителей при их совместной работе;
  • увеличить положительную динамику речевого развития детей;
  • наладить контакт: сделать отношения более доверительными между родителями и детьми, родителями и логопедом;
  • повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития;
  • осознание родителями важности своей деятельности в образовании ребёнка, а также помочь родителям выбрать в воспитании своего ребёнка позицию,  которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка;
  • включенность родителей в воспитательно-образовательный  процесс ДОУ.
  • расширить знания родителей о дидактических играх, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи ребёнка;
  • приобретение новых и обогащение имеющихся знаний родителей в области речевого развития.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью обсуждения каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.
Кроме того, об эффективности  реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности  родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности использования форм работы, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса  освоения детьми образовательных областей на конец учебного года с участием родителей.

Формы работы с родителями

1. Консультации для родителей по запросам родителей, по интересующим и волнующим вопросам речевого развития ребёнка.
2. Родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему («Роль семьи в воспитании ребенка с недостатками речи»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы; материалов, отражающих коррекционную работу.
3. Заседание ( совместное развлечение дети и родители). Является одним из самых привлекательных, востребованных, и самым трудным в организации, позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка. Закрепление  детьми пройденного материала.
4. Дни открытых дверей проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.
5. Семинар-практикум. Проводится с целью приобретения не только новых знаний, но и получения необходимых практических навыков для дальнейшей помощи своему ребёнку в процессе обучения и воспитан6ия.
6. Круглый стол – происходит обсуждение или освещение каких-либо вопросов, все родители имеют равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.
7. Тестирование и анкетирование  – позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.

Но кроме этого используем новаторские, нетрадиционные формы педагогического просвещения родителей:

1. Совместные проекты детей и родителей, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Усваивается лучше, так как ребёнок делает сам.
2. Экран успеваемости, который предоставляет детям информацию о успеваемости детей.
3. Консультации родителей через электронную почту сайта дошкольного учреждения.

Условия, способствующие достижению оптимальных результатов в совместной деятельности ДОУ и семьи.

  • Единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи.
  • Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче.
  • Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей.
  • Планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, взаимосвязь разных форм.
  • Создание необходимой развивающей среды и методической базы для организации работы с родителями;
  • Педагоги и родители должны быть равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.

Этапы работы речевого клуба

1 этап – изучение семей воспитанников, их отношения к процессу воспитания и образования ребёнка;
2 этап – повышение педагогической компетенции родителей по вопросам речевого развития ребёнка в семье;
3 этап – организация совместной детско-родительской деятельности в рамках клуба;
4 этап – родительские общественные объединения
5 этап – решение задач речевого развития в процессе активного взаимодействия детей и взрослых – родителей и педагогов.

8.02.2015