Творческие задания по русскому языку для развития орфографической зоркости, языкового чутья

Разделы: Коррекционная педагогика


Актуальность

В настоящее время более 50% учащихся вторых классов массовых школ страдают дисграфией — специфическими нарушениями письма, не поддающимися устранению обычными школьными методами. При этом дисграфия «сопровождает» многих учащихся на протяжении всего обучения в школе. А в связи с усложнением школьной программы, с внедрением новых требований к обучению по ФГОС, количество таких учащихся будет неуклонно расти.

Формирование навыков письменной речи — это достаточно сложный процесс. Д.Б.Эльконин писал: «Письменная речь как продукт развития культуры человечества предъявляет ребенку новые запросы, требует от него нового типа операций, до сих пор не имевших места в его психической деятельности».

Работа логопедом в детском саду и в школе высветила для меня некоторые наиболее важные проблемы, характерные для старших дошкольников и младших школьников.
Например, отсутствие у современных детей так называемого языкового чутья, элемента прогнозирования. Известно, что дети усваивают смысл прочитанного не побуквенно, а целыми словами. Для осмысленного чтения необходимо научиться строить догадки, какое слово будет следующим, предположить его значение. Развитие прогнозирования можно добиться при помощи предлагаемых ниже упражнений. При работе над данными заданиями обращаем внимание детей на «подсказки», то есть приставки, корни, суффиксы, окончания. Целью данных упражнений является развитие умения прогнозирования употребления следующего слова, формирование умения восстанавливать недопечатанные части слова, слова в тексте. Чтобы правильно восстановить часть слова, целое слово, ребёнок должен вернуться назад, к предыдущему слову, предложению или заглянуть вперёд, перечитать весь текст, таким образом оценивая смысловую правильность восстановленного слова.

Для успешного освоения письменной речью необходимо, чтобы у ребенка были сформированы следующие предпосылки:

  1. Высокий уровень владения устной речью.
  2. Сформированность восприятия: зрительного, слухового, тактильного.
  3. Достаточный уровень развития мелкой моторики рук.
  4. В поведении ребенка должны быть сформированы регуляция, саморегуляция, произвольность, самоконтроль.

На первом этапе выполнения данных заданий дети будут выдвигать неправильные догадки, что свидетельствует о том, что они не задумываются над прочитанным. Но потренировавшись в выполнении данных заданий, дети несомненно улучшат свои результаты.

Со старшими дошкольниками подобные упражнения проводятся в устной форме, то есть взрослый читает текст, пропуская части слова, а дети их будут восстанавливать.

Задачи:

  • Формирование мотивации к обучению.
  • Формирование знаний, умений, навыков через выполнение специальных коррекционных заданий.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие познавательной сферы.
  • Развитие речи.

Первый уровень сложности

Инструкция: Выбери нужные приставки и подставь их в слова.

  • Кот .....крался к мышке, но она .....бежала в норку (у-, под-).
  • Мальчик … гладил щенка, а тот … ворчал (по-, за-).
  • Девочка ….видела лягушку, … пугалась и … крикнула (ис-, у-, вс-).
  • Ваза … пала на пол и … билась (у-, раз-).
  • Ветки ивы … гнулись к земле, на них … пустились почки (рас-, при-).
  • В школу … везли красивую ёлку и дети стали … ряжать её (на-, при-).
  • Белка ….шла шишку и … лезла в дупло (на-, за-).

Второй уровень сложности

Инструкция: Самостоятельно вставь нужную приставку в слова текста.

Солнечная капля

Согрело солнышко сосульку. … плакала она холодными слезами. … пыхнули капельки на солнце. … светились красными, синими,жёлтыми огоньками. … журчали они ручейками.
Воробьи … купались в солнечном ручейке и … голосили по-весеннему радостно.
Капля … пала мне на лицо. Я … смотрел сквозь неё и … мер. Всё кругом … менилось: … сияло, … сверкало, … искрилось радужными огнями.
Весь мир … светила и … жгла крохотная солнечная капля. Эта капелька — вестник весны.

Встреча

… ловил дед рыбы и везёт домой. А на дороге лежит лиса. Дед … лез с воза. Лисица лежит как мёртвая. Дед взял её и … ложил на воз.

Следы

… крылась дверь подъезда. На улицу … бежал пёс. Его рыжий хвост весело … качивался, потом вдруг замер.
Падал снег. Первый снег в жизни пса. Голубое утро … гасило звуки. Пёс чуть … пустил голову, будто хотел … слышать, как … пускаются на землю снежинки. Одна … пала ему на нос и тут же ….таяла. Пёс … мотал головой и громко фыркнул. Не ….нравилось. Холодно. Пёс остановился и начал … глядывать свои следы. Они … печатывались очень чётко на свежем снегу.

Осень

… ступила осень. … сыпался с деревьев золотой лист. У зайчихи на болоте родились три маленьких зайчонка.
Каждое утро смотрели зайчата, как … гуливают журавли по зелёному болоту. ….шла поздняя осень. Стало в лесу скучно и холодно. … кружились над болотом журавли, … прощались на всю зиму с милой родиной. … летели в далёкие страны крикливые журавли. Стало ещё скучнее.

Третий уровень сложности

Инструкция: Вставь недопечатанные слова в текст.

Синичка

Стояли трескучие моро... Каждое утро Костя ...носил пти... свежий корм.
Однажды у кормуш... маль... увидел си... . Она лежа... на снегу. Костя  ...нёс птичку до..., помест... её в кл... . Си... отк... глазки и ожи... . Ко... ...ставил в клет... чашку с зерышка... и блю... с водой.
Сини... прожи... у мальчика всю зи... . Вес... Кос... ...пустил птичку на волю.

Воробей

Я сыпал хлебные крошки воробьям, а потом кинул целую горбушку. Что тут на.........................!
Сбились во................ стайкой, на........................ на горбушку, тя.................... её из стороны в ст......................... Как жи........ прыгает гор.................... по песку.
Вдруг све............. ещё воробей сл................ Растрёпанный такой, чум.........
Чирикнул — и в дра............ Первого тов..................... крылом отш.................., второго — клю............ толкнул, тре.................... грудью отпи........... А сам ухв........... горбушку покре.............. и взлетел.
Ле.............., а гор................. всё тя...................... делается, и вот уже н..... мочи, тя................ она во................... вниз. А на до............... лужа, и во...................... плюхнулся в н..... Еле бедняга выбрался.

Жестокость

Идёт октябрь. Лес … хлёбывается от дож..... . Я иду ельником. Острый холо....... … .глядывает и сюда.
Тиши.... леса разрыва...... лай. … летают два лося. Бег зверей лёгок. Сохатых пресле....... со....... . Через минуту лай стих.
Я выхо..... на по...... и вижу лес........ . Он расска...... мне историю о со........., которых бро........ лю...... . Го............ со........ … бегают в лес. Они бывают злее волка. Ло..... беды от них нет. А лосёнка они могут … .резать.
Мы шли и гово....... о жесто....... людей, оставляющих своих со...... на произвол судьбы.

Следующая группа заданий, которую я успешно использую в своей работе – это упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости.
Творческие работы по русскому языку просты, интересны для детей. А самое главное — при выполнении каждого упражнения закрепляется навык орфографической зоркости. Как логопед я часто использую данные задания как профилактику дисграфии, при коррекции дисграфии.
Данные задания разбиты на три группы:

  • Все гласные в словах идут последовательно после согласных.
  • Все слова читаются справа налево.
  • Комбинированные задания, сочетающие 1 и 2 варианты заданий с правильными словами.
  • Комбинированные задания, сочетающие 1 и 2 варианты заданий, пропуски гласных, перестановки слогов .

Для всех заданий используется одна инструкция: Напиши текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

Первая группа заданий

Змиа

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Злые влкои бгтаю по лсеу.

Змйио

На дврое хлднооо. Снге пкрлоы змлею. Мрзоо рзрсвлаиоа стклёа змслвтмаыоаыи зрмуоаи. Врбьоои пргтыаю по зснжнмаееы држкмооа. Глднооо ми змйио.

Дсуя

У нса жвтие кшкоа Дсуя. Я чуу её пргтьыа со стлуа на щкяи, с щкяиа на стлу.

Свтое

Ты стпйуа на рчкеу, пстоуи хвсто в вдоу и жди. К труу мнгоо рбыы бдтуе на хвстое.

Лнуа

Зсплаыаа дрвнеея. Мшкои блсьии в стклео. Гслаи гнои в дмхоа. Ржйыи кто Тршкоа спла на крльцые. Бльшйоо пкау сле у свйое стеи и змрае. Лнуа збрлсьааа в сда. нОа свтлоеиа кстуы и трпкоу. Нстплауиа тшнииа.

Лдаа

Лдаа збллаоеа. Чшкаа с млкмооо стлояа взлое её нсоа. Я пглдлоаи Лдау. Ноа птнлсьояуа к млкооу и злклаааа. Чрзее мою лскау йе слиы прбвлсьиаио. Мжтое бтьы, тэи нсклькеоо глтквоо млкооа спслаи йе жзньи.

Дрздо

Кто Вськаа змтлаеи на ссное гнздео дрздоа. Бстрыо влзе Вськаа на дрвеео. Но дрздо вдлуие злдоея. нО клнлюу ктоа в лбо. Кто фркнлыу и спргнлыу на змлею.
блкЯоо
тЭо блкяоо. нОо крглуое, жлтёое, с крснмаы бчкмоо. блкЯоо счноое, слдкаое и вкснуое. блкЯоо дшстуиое. Всме плзноеы сплеые блкяои.

Вторая группа заданий

абжурД

В ектелк ледис конёвьЛ. нО охит и охолп ле. К умен илдасоп акнещ акибоТ. ион илатс ьтиж етсевм. конёвьЛ либюл ьтарги с мокибоТ.

азоК

алиЖ-алыб азок. У ёен олыб ьмес котед. анО аладелс ебес в усел укшубзи. Йыджа
К ьнед азок алидоху аз момрок. АтялзоК ьсилаватсо амод индо.

ирТ акнёток

илиЖ ирт акнёток — йынреч, йырес и йылеб. заР ино илунгырп в укнаб с йокум. иЗ икнаб илзелыв ирт хылеб акнёток.
инО иледиву ан еровд укшугял и илатс ёе ьтивол. акшугяЛ алункрю в юуратс убурт. атятоК ьсилисорб аз йен.
акшугяЛ алакаксу. зИ ыбурт илзелыв ирт хынрёч акнёток.

волобыР

йыджаК ьнед ток нафипЕ лагебу к екр. нО мат ливол убыр. тежяЛ ток ан окшынвёрб и титсупо упал в удов. йокйатС икшебыр илылпыв. тоК пац йокпал ундо укбыр. леъС йовс волу и авонс гёл ан онверб убыр ьтивол.

кошуП

У ыреВ лиж ток кошуП. тоК лыб йылеб и йытсишуп. икпаЛ и тсовх еырес. кошуП либюл убыр и осям. акчовеД отсач алялуг с моток ов еровд.

акабоС

У акираШ абуш яатсуг, яалпёт — но юсв умиз оп узором теагеб. И мод у оген зеб икчеп — отсорп яьчабос акдуб, а мат акмолос анелетсоп, и уме ен ондолох. кираШ теал, хылз йедюл ад воров ов ровд ен теаксуп. аЗ отэ есв оге тялюб ад онтыс тяморок.

ацитП

алипутсаН яаворус амиз. С иктев ан юлмез лапу йынмёт мок. отЭ алыб ацитп. анО алзрёмаз. ятиВ лязв ёе йомод. ацитП алижо. нО литсупыв ёе ан юлов.

Третья группа заданий

Живой уголок

Школьники устрлоии живой кологу. Там жвтиу кролик и блкеа. Ребята ухаживают за жвтнмиоыи. Крлкоиу дтаю морковку и капусту. Блкее приносят оеирх и грибы.

Три котёнка

итР срхеы котёнка увидели мышку. Они бросились аз йен. Мшкыа прыгнула аубнк с мукой. Котята – за ней. Мшкыа убежала. А из бнкаи вылезли три блхеы ктнкоёа.

Зайка

лялуГ Клоя по еулс и заметил под ксоумт зйцаа. Бедняга слмлоа укпал и не мог ьтажеб. Ж__лк__ слато еолК зайчишку. Вз__л он его на уирк и оётнс д__мой. Коля сам смастерил клткеу и посад__л тдуа за__ку.

Как Саша первый раз увидел самолёт

Была ансев, таял генс, текли ручьи. Саша пускал по едов бумажные икчодол. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что тител птица. Вот она уже над йоволог. Это был тёломас. Засмотрелся Саша на самолёт, а икчодол уплыли.

Помощь птицам

На дворе много агенс. Зимой сильный зором. Вера и Катя очень любят цитп. Они насыпали икшорк хлеба у крыльца. Вот лес воробей, а рядом села аноров.

Вечер

Наступил речев. Вся семья амод. амаМ на кухне готовит нижу. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает икору в своей комнате. А ток играет с йокчотнел.

Конец зимы

Вот и амиз ушла. С крыш падает частая капель. Она тичутс по стёклам ноко. Шумный воробей тищерт весь ьнед. Он дар теплу. С агю в наши края летят птицы. ичарГ — наши первые гости. Они важно шагают по мялоп.

Липа

Наступило отел. Мы играем под высокой липой. В её ветвях тюоп птицы. А как красиво цветёт апил! Дух адём наполняет дас. Окодло липы кружат ылечп. Они работают целый день. У деда Ивана алыб пасека. Он лад ман дём к чаю.

Четвёртая группа заданий

Снежная баба

Мы спелили во дв__р__ авд огромных снжнхеы амок. Сложили мок на мок. Затем прил__п__ли снежной ббае руки. Воктнули в икур мелту. Потом мы сделали ей азалг, тор, и сон. На глвооу бабе н__дели шакпу.

Чудесная песня

Весной с__ница переселилась в лснйео гарво. Вс__д__ журчала адов. Блстлееи на снолце лужи. Расцвел__ икинженсдоп. По вечерам с__н__ц__ вспоминала стргаоо друга-соловья.
Однажды тёплым моречев над ручьём посл_шалась псеня. Синичка по глсооу узнала огоратс дурга. Соловей леп о зелёных хащор, о родном крае. Псеня прдвлееааа радость встрчеи с друзьями. Лсе хитирп.

Встреча с сорокой

С__р__ка была недоверчива и пдзртльнооиеа. Чуть залсывша людски__ игаш, она неслышно скользнула зи блшгооо гендза. Оно было соор__жено из сххуи котев. Колючий терновник кржлоуа его. Чтоб__ отвлечь ешан внмниаие, ано затароторила делако в ст__рон__, перелетая с девера на деверо.

Отважный пингвинёнок

На слаке стоял маленький пнгвннкииёо. У оген ёще только выр__сли ирт пуш__нки на глвоое и коротенький китсовх. Он сремотл, как купались врсыезол п__нгвины.
Длгоо стоял пингвинёнок. Старшно уме прыгать в ером. Наконец маленький пингвинёнок реш__лся и подошёл к юарк высокой склаы. Млшаы закр__л азалг и брслсоия вниз. Потом но вынырнул, зарукжился на месте и ортсыб вскарабкалс__ ан канми.
Это лыб отв__жн__й пингвинёнок. нО првмеы испукался в холодн__м ером.

Используемая литература:

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – Спб.: Тригон,1997.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе детей с ОНР. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Успенский М.Б., Успенская Л.П. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить.– М.: АСТ. Астрель; Спб.: СпецЛит,2002.
  5. Эльконин Д.Б. Психология развития. – М.: Академия, 2008.