Нетрадиционные формы работы с родителями

Разделы: Работа с родителями


С введением федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Проведённые в 2012 году исследования показывают, что родители
и воспитатели выдвигают разные требования к дошкольному образованию. Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка. Мы считаем, что ФГОС ДО должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников.

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • Организация взаимодействия всех специалистов с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

– педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
– общие и групповые собрания.
– наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Для нас актуальным стал поиск других форм и методов работы, способствующих формированию активной родительской позиции в коррекционной группе. Результат этого поиска – создание родительского клуба «Речевичок».

Клуб – наиболее подходящая форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие педагогов и родителей. Наряду с этим, клубная работа раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы, поскольку позволяет:

  • отказаться (в некоторой степени) от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;
  • вместо ориентировки на общий контингент, организовать дифференцированные группы, в зависимости от особенностей и потребностей семей;
  • отказаться от столь распространенной «добровольно-принудительной» основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях;
  • сменить роль родителей: вместо «пассивного слушателя» – «активный участник»;
  • от разовых бессистемных мероприятий перейти к планомерно, систематической, последовательной работе.

Девиз нашего клуба «Речевичок»: « На ваши что? почему? и когда? Мы здесь вам готовы ответить всегда».

Характер клуба: информационно-познавательный.

Цель деятельности клуба

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами, гармонизация детско-родительских отношений.

Основные задачи работы клуба:

– создать партнерские отношения в процессе совместной деятельности: педагоги – ребенок – родители.
– повысить мотивационный уровень и ответственность родителей за итоговый результат коррекционной работы.
– использовать различные формы информации родителей об этиологии, патогенезе речевых и отсутствующих расстройств.
– обучать средствам развития артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания.
– познакомить с кинезиологическими упражнениями, играми, развивающими внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, обогащающие лексику.

Встречи клуба общения проходят раз в 2 месяца. Тематика встреч определяется совместно педагогами и родителями.

В учебном году прошли 4 встречи по темам:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук через нетрадиционные ИЗОтехники; (Приложение 1)
2. Круглый стол: «Скоро в школу!»; Анкетирование: «Каким должен быть будущий школьник» (Приложение 2)
3. Знакомство с логоритмическими упражнениями, ориентировка в пространстве.
4. Встреча в рамках родительского клуба – подведение итогов работы за год, на котором вся работа была представлена в форме частушек. (Приложение 3)

Показателями эффективности работы детско-родительского клуба стали:
– снижение конфликтности в работе педагогов и родителей;
– повышение посещаемости мероприятий;
– более высокая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе;
– увеличение количества индивидуальных консультаций логопеда и других специалистов;
– изменение характера запросов при консультировании.

Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего личностного развития ребенка. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь группы, дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и развития детей в детском саду. Мы стремимся через данную форму общения установить между педагогами и родителями доверительные отношения и тем самым стимулировать интерес родителей к педагогике, формировать их родительскую позицию. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем. Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, воспитать личность. Помочь ребенку стать таким должны мастерство, умение, знания взрослого.

Список литературы:

1. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 2
2. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
4. Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?
5. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
6. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.

7.02.2015