«Оранжевое солнце». Программа для детей старшего дошкольного возраста на снижение тревожности

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Тревожность  индивидуальная психологическая особенность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокой­ство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и та­ких, которые к этому не располагают. Тревожность — устойчивое состояние, рассматриваемое как личностное образование и/или свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон дошкольника: положительный или отрицательный. Так, если ребенок почти не улыбается, подав­лен, безынициативен, если он не играет со сверстниками, у него наблюдается плохое настроение или отмечаются постоянное беспо­койство, раздражительность, трудности концентрации внимания на чем-либо. Если выявляются мышечное напряжение, нарушения сна и т.п., то эмоциональный фон ребенка отрицательный. Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности. Если по каким-то причинам ребенку-дошкольнику плохо (чаще всего причины негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте — депривация потребности общения в семье или со свер­стниками), то у него могут развиться психомоторное возбуждение, возникнуть тики, заикание или же подавленное заторможенное состояние.  

Коррекционная  работа с тревожными детьми проводится в трех направлениях:

  • Повышение уровня самооценки ребенка.
  • Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  • Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Представленная программа направлена на  развитие эмоциональной сферы ребёнка и на снятие тревожности.

Цель программы: коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
  • Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.
  • Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.
  • Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
  • Осуществить поведения детей с помощью ролевых игр.

Организация занятий

Программа включает в себя 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятия организуются в форме игры.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

  1. Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
  2. Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
  3. Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
  4. Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
  5. Ритуал прощания.

Занятие 1

Задачи:

  • способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени
  • снятие эмоционального напряжения,развитие коммуникативных способностей;
  • развивать креативное мышление,воображение,речь,мелкую моторику рук.

Оборудование: листы бумаги,карандаши цветные.

Приветствие

Педагог. Здравствуйте, я рада встрече с вами. Сейчас мы сядем в кружок и возьмёмся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу, но уже слева (можно дотронуться  до ладони ребёнка, плеча).

Дети выполняют.

А теперь садитесь поудобнее, кто как хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем вы похожи. (Ответы детей.) Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Имя.) Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена — это слова, но особые. Они означают очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбо­ру имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям).

По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или девочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и постараемся побольше узнать о ваших именах. Послушайте отрывок из стихотворения.

Октябрины

Сергеями
Андреями,
Иванами,
Иринами,
Маринами,
Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время — именами странными
Одаривали их отец и мать. (Е.Долматовский)

Игра «Эхо»

Сейчас мы поиграем в новую игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и похлопают свое имя. (Дети по очереди называют и прохлопывают свое имя — сперва по одному, затем все вместе.) Педагог. Молодцы!

Игра «Маленькое имя»

А теперь давайте представим себе, что вдруг стали маленькими. Мы будем бросать друг другу мяч, называя имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, должен будет принять позу маленького ребенка. Все остальные повторяют его позу и хором называют его имя.
(Когда все дети поучаствуют в игре, можно обсудить, что почувствовали при этом дети, почему был выбран именно тот или ой возраст «маленького ребенка».)
Педагог. Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей, — невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или об­щаясь с просьбой. Давайте каждый из вас назовет имя своего друга.. (Ответы детей.)

Игра «Объясни имя»

Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас вам буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут.

Педагог. Незнайка.
Дети. Его так назвали, потому что он ничего не знает.
Педагог. Белоснежка.
Дети. Она белая, как снег.
Педагог. Снегурочка.
Дети. Она сделана из снега.
Педагог. Синеглазка.
Дети. Это девочка с синими глазами.
Педагог. Курочка Ряба.
Дети. Она пестрая, рябая.
Педагог. Корова Буренка.
Дети. Она коричневая, бурая.
Педагог. Бычок Смоляной Бочок.
Дети. У этого бычка бок в смоле.

Педагог. Молодцы! А теперь попробуйте угадать, откуда взя­лись названия некоторых животных. Вот, например, есть на свете жук-олень — рога у этого жука знатные. Чем не олень? Или ящери­ца медянка — она получила свое название из-за того, что шкура у нее красновато-зеленая, отливающая медью. А как вы думаете, от­куда получила свое имя бабочка-голубянка?

Дети. Наверное, у нее голубые крылья.
Педагог. А бабочка-поденка?
Дети. Она день всего на свете живет.
Педагог. Змея гадюка.
Дети. Опасная, ядовитая змея.
Педагог. Рыба-голец.
Дети. Наверно, у нее нет чешуи, она «голая».
Педагог. Снегирь.
Дети. Эта птица прилетает к нам тогда, когда выпадает снег.
Педагог. Птица кукушка.
Дети. Ее так назвали из-за того, что она кукует.
Педагог. Все правильно, молодцы!

Игра «Ласковое имя»

А теперь давайте встанем в круг. Вспом­ним, как ласково зовут вас дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих лас­ковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бро­сил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, и произнести его ласковое имя. (Дети по кругу перебрасывают мячик, называя свои ласковые имена. Затем игра повторяется в обратном порядке.)

Релаксационное упражнение

Игра-медитация "Волшебное путешествие"

– А, сейчас ребята ложитесь поудобнее и закройте глаза. Мы будем играть в волшебное путешествие.
– Расслабьтесь, сделайте  глубокий вдох, выдох и постараться представить то, о чем я буду говорить. (Включить какую-нибудь плавную, приятную мелодию. Музыка обязательно должна быть без слов!).

«Представь себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну.. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайтесь поудобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где вам всегда хорошо. Подумай о таком месте. 

Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако опускает нас на землю. Теперь вы можете идти. Мы там, где вы  спокойны и счастливы, где очень хорошо. Посмотрите, что там вокруг? Какие в этом месте запахи? Что вы слышишь? Есть ли здесь кроме вас какие-то люди или животные? Тут вы можешь делать все, что хотите. Побудьте в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти). Ну вот, нам пора возвращаться, залезайте на облако. Мы снова летим по самому синему небу. Вот уже показался наш д/с. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с вами залезаем в нашу комнату прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а вы раскроете глаза (считайте до пяти)».

После того как дети откроют  глаза, предлагаю сесть за столы и нарисовать то, что они себе представили. ( это может быть облако, на котором они путешествовали или место, где они побывали).

Прощание

– Вот посмотрите, какие замечательные картины у вас получились. Мы хорошо поиграли сегодня, и мне хочется, чтобы вы поаплодировали друг другу сначала тихонько, а затем все сильнее и сильнее. 

Спасибо, до свидания!!!

Продолжение (занятия 2-10)

Список литературы:

1. Добина Н.И. Развитие личности ребёнка в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира.Сенкт-Петербург «Детство-пресс»,2008.
3. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. Ростов -на –Дону, Феникс,2006.
4. Чистякова Психогимнастика. Москва,Просвещение,1887.

6.02.2015