Урок математики на тему «Килограмм». 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи:     

  • Учебные:  познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.
  • Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.
  • Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе,  воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.

УУД, формируемые на уроке:

  • Личностные: способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую.
  • Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений: внимательно слушать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами .
  • Познавательные: познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.
  • создать условия для формирования навыка работы с учебником и тетрадью Регулятивные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать,  делать вывод; для проявления инициативности и самостоятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование:  учебник к УМК М.И.Моро 1 класс, интерактивное оборудование, компьютер, мультимедийное приложение у учебнику математики 1 кл.

Наглядные  пособия: весы, гири, геометрические  фигуры.

Ключевые слова: масса, величина, килограмм.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник математики к УМК М.И.Моро для 1 класса (2 часть), рабочая тетрадь, карточки с заданиями, математический веер.

Автор учебника: М.И.Моро и др.

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Самоопределение в деятельности орг. момент

1,2,3.4,5 – прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела.
Снова нам пора за дело!

– Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните.  Выдохните волнение и усталость. неуверенность и страх совершить ошибку. надеюсь, вы настроились на отличную работу. Сегодня на уроке вам понадобится  внимание, умение думать и работать дружно. Садитесь.
– Поднимите, пожалуйста, руку, для кого математика стала одним из любимых предметов в школе.
– Чем нравится вам этот урок?
– И сейчас, работая на уроке,  я  предлагаю вам стать исследователями, 
– А кто такой исследователь?
– А каким должен быть исследователь?
– И сегодня, отправляясь в дорогу, мы обязательно  должны взять с собой багаж знаний. Собрать его нам поможет минутка устного счёта.

 

 

 

Ребята садятся.
Отвечают на вопросы учителя.

Исследователь – это человек, который занимается исследованиями.
Ребята высказывают своё мнение.

 
2. Актуализация знаний. На доске запись:

5 см ...4см ;    8...3см;
10 см ... 1 см + 9см.

– Сформулируйте задание.

– Какое из предложенных заданий выполнить невозможно? Почему?


– Выполните задание устно.

На доске краткая запись задачи:
1 отрезок – 7 см
2 отрезок – ? на 2см меньше
– Составьте задачу по краткой записи.
– Что известно?
– Что нужно узнать?
– Что значит на 2 меньше?
– Возьмите числовой веер и покажите, чему равна длина 2 отрезка.
– Как нужно изменить условие задачи, чтобы для её решения мы использовали сложение?
– Чему будет равна длина  2 отрезка в этом случае?

– Мы говорили с вами о длине отрезка., т. е.работали  с понятием ВЕЛИЧИНА (табличка с понятием вывешивается на доске). Давайте вспомним, что такое величина? Величина – это свойство предмета. которое.....

– Какие действия мы можем выполнять с величинами?

 

 

 

Поставить знаки <, >,=.

Невозможно выполнить второе задание, т.к. нельзя сравнить число и величину.
Выполняют задание.

Составляют задачу.
Анализируют задачу.

Работают с числовым веером.

Изменяют условие задачи.

Решают задачу, работают с числовым веером.

Заканчивают формулировку: которое можно измерить и записать с помощью числа.

– Сравнивать. складывать, вычитать.

 
3. Построение учебной задачи. Открытие нового знания. На доске геометрические фигуры.

– Внимательно рассмотрите их, что можете о них сказать? (Обсудите, работая в парах).

У учителя 2 коробочки с соком.
– Почему именно сок я принесла?

– Рассмотрите и сравните их.

– Но я уверяю вас, что эти коробочки разные. В чём может состоять отличие? (обсуждение в парах)

– Есть свойство, которое мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить его. предметы надо взять в руки.

– Что теперь можно сказать?

– Одна коробочка легче, а другая тяжелее. Как называется такое свойство предметов?
– Кто догадался, какова тема нашего урока?
На доске табличка " МАССА"
– Внимательно посмотрите на это слово. Что интересного заметили в его написании?
– Что вы знаете об этом понятии?
– Что хотите узнать? (например, является ли масса предмета величиной?)

 

Работа в парах.

– Есть сходство по цвету, форме и размеру.
– Он богат витаминами и полезен детям.
– Цвет. форма, размер одинаковые.

Работа в парах, выдвижение гипотез.

Учитель предлагает нескольким ребятам взять коробочки в руки и поделиться своими ощущениями.

– Масса предмета.

– Орфограмма "удвоенная согласная"

На доске табличка: Цель урока:
познакомиться с единицами измерения  массы, научиться взвешивать предметы.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Мультимедийное приложение к уроку.
– Возьмите в руки пенал и карандаш. Что можете сказать о массе этих предметов?
– Встаньте, пожалуйста. Возьмите в одну руку портфель, а в другую учебник. Сравните.
– Как сравнить предметы по массе?
– Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.
– Какие весы вы знаете?
Мультимедийное приложение к уроку.
Просмотр .

Сравнивают массу пенала и карандаша.

– Измерить при помощи весов.

Делятся своим опытом.
Просмотр.

 
Физкультминутка.

– Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука  – левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.

– весы находятся в равновесии;
– левая чаша весов опустилась;
– правая чаша весов опустилась;
– весы находятся в равновесии;
– масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
– весы находятся в равновесии;
– груз на левой чаше легче;
– весы находятся в равновесии.

   
5. Практическая работа Демонстрация медицинских и бытовых электронных весов.
– Я принесла на урок героиню одной из моих любимых сказок. Как вы думаете, какую сказку я имела в виду? Кто автор?

Практическая работа: взвешивание  репки  с использованием разных мерок.

Результат:

1 репка = 2 кусочка мела;
1 репка = 5 магнитов

Вывод: 2 = 5. Но ведь 5 > 2. Нет ли здесь ошибки?

– Ошибки нет, т.к. мы использовали разные мерки. Удобно ли это?
Вывод: нужна одинаковая мера. Сравнивать можно только те величины, которые измерялись одинаковыми мерками.
– Как вы думаете, какие мерки используют для измерения массы?

На доске табличка "КИЛОГРАММ" (обратить внимание на написание слова) – Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали ее – килограмм.
Знакомство с гирей 1кг.

Мультимедийное приложение.

 

Ребята высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

– Килограмм.
– Удвоенная согласная.

Просмотр.
Запись в тетрадях: 1кг, 2кг, 3кг. 5 кг.

Учитель показывает игрушечную репку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает ребятам  взять гирю 1 кг в руки и поделиться своими ощущениями

6. Первичное закрепление во внешней речи Работа с учебником. Страница  36  №1 №2

Мультимедийное приложение к учебнику.

Читают задание и устно выполняют его.
Решение предложенной задачи в тетрадях.
 
7. Самостоятельная работа Работа в парах: уравновесить математические весы. Проверка по эталону. Самооценка.
– Поднимите руки, кто поставил себе высокую оценку? Кто допустил 1-2 ошибки? Кто пока не смог с заданием?
Работа на карточках в парах.
Самопроверка. Самооценка.
 
Физкультминутка Встаньте, пожалуйста.
– Поднимите вверх руки, кто считает, что 2 кг меньше. чем 4 кг.
– Спрячьте ручки за спину, если считаете, что 9кг меньше. чем 8кг.
Решите задачу: Мама купила 3 кг яблок. а груш на 2 кг больше. Чему равна масса купленных груш? Поднимите руки к плечам те, кто считает. что масса груш  5кг .
Присядьте столько раз, на сколько 8кг больше чем 4 кг.
   
8. Включение в систему знания и повторение – Составьте  задачу, используя наглядный материал.
– Прочитайте запись решения задачи, используя название компонентов действий.
– Вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока: является ли масса величиной?
– Почему?
– Какие действия мы выполняли , работая с массой предметов?
– С какой мерой измерения массы мы познакомились?
– Какие ещё меры измерения массы вы знаете?
– Достигли ли мы цели нашего урока?
Составляют задачу. Решение записывают в тетрадь.

Ребята отвечают на вопросы учителя.

На доске карточки с изображением яблока, винограда и груши.
9. Рефлексия – Похлопайте в ладошки те, кому на уроке было интересно.
– Потопайте ножками  те, кому на уроке было скучно.
– Встаньте. кто хочет познакомиться с новыми величинами.
– Спасибо за работу! Вы молодцы!
Урок окончен.
   

6.02.2015