Страницы Великой Победы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


(Слайд № 1)

Цель и задачи (Слайд 2):

  • Обеспечение порядка и подготовка психологического настроя; т.е. адаптация учащихся к деятельности (придание субъектной позиции учащегося)
  • Выявление предварительных знаний учащихся и создание интеллектуального затруднения (формирование цели: знакомство с новыми героическими страницами из истории нашей страны)
  • Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны.
  • Повышение информационной культуры учащихся.
  • Учить работать в команде.
  • Воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма.
  • Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников.
  • Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран,
  • нетбуки на каждого ученика (либо 1 на пару), планшет с записью песни,
  • презентация к уроку,
  • карта СССР к июню 1941 года,
  • фотографии ветеранов войны,
  • выставка книг о Великой Отечественной войне,
  • Книга памяти Егорьевского района,
  • Выставка рисунков “Рисуют девочки победу, рисуют мальчики войну...”,
  • фотовыставка “Города-герои”, фотостенд “Егорьевцы – Герои Советского Союза”,
  • выставка фотографий (плакатов) “Поклонимся великим тем годам”
  • буклеты,
  • музыкальное сопровождение (фильм “О той весне” с минусовкой, песня “День Победы”, минусовка из кинофильма “Офицеры”);
  • костюмы.

Технологии:

  • информационно-коммуникативная технология,
  • технология проблемного обучения,
  • технология личностно-ориентированного обучения,
  • технология групповой деятельности, работа в парах,
  • разноуровневые задания.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Сразу после звонка дети в классе слушают песни военных лет в исполнении (песни записаны на планшеты у нескольких учеников)

Приветствуем гостей. Рассаживаемся.

II. Введение в тему урока.

Какие ассоциации возникают в сознании, слушая песни, читая слова на таблицах и вспоминая подготовку к уроку?

О чём будет урок? (ответы учащихся) Всё верно.

На сегодняшнем уроке, мы подведём итоги исследовательской работы по теме “Великая Победа”, перелистаем самые важные страницы борьбы нашей Родины с фашизмом.

Мы работали в группах, чтобы подробнее изучить информацию по интересующим нас вопросам и сообща рассказать об этом.

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось.
С. Щипачёв [8]

- Ночь 22 июня 1941 года. (Слайд № 3)

Страница 1. 1941. Ах, война, что ты сделала... Звучит голос Левитана (Слайд № 3клик)

- Утром люди услышали голос Левитана. О чём говорил диктор? (...о войне)

- Какая война началась? (...Великая Отечественная)

- Почему мы так говорим – Отечественная? (...за Отечество)

- Как называлось Отечество в 1941 году? (...СССР...)

- Откуда началось вторжение германских войск на территорию бывшего СССР?

- Как вы понимаете выражение “вторжение германских войск на советскую территорию”?

(германские войска нарушили государственную границу).

Словарная работа.

Я попрошу прочитать в Словаре значение слова “Граница”.

- Что такое государственная граница?

Из словаря С.И. Ожегова.Граница – линия раздела между территориями, рубеж. [2]

(Слайд 4 – карта СССР 1941 г.) (Работа с картой)

Как показана на карте Государственная граница СССР в 1941 году? (... красной линией)

Назовите и отметьте Столицу Государства. (Москва)

- Ранним утром, в 4 часа, нарушив акт о ненападении, без объявления войны фашистская Германия обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения.

190 дивизий, численность которых составляла 5 миллионов человек,

4 000 танков, 47 000 орудий, 250 кораблей,

4 300 самолётов, которые бомбили города и порты, детские сады, больницы, жилые дома.

- Нелёгкими были фронтовые дороги для защитников нашего государства.

Страница 2. Города – герои. (Слайд № 5)

Над нами бездонное небо,
А в нём – мириады планет...
Нам, каждому, выпал свой жребий,
Средь них одинаковых нет. [9]

Защита Брестской крепости (Слайд № 5 клик)

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца держали оборону её бойцы. Фашисты окружили крепость, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Защитникам не хватало патронов, нечего было есть, так как склады с продовольствием были уничтожены. Водопровод не работал, люди пытались взять воду из реки. Но фашисты и ночью стреляли. В течение месяца женщины, старики, дети сооружали оборонительные рубежи. Среди защитников Брестской крепости были наши земляки П.И. Давыдов и В.Д. Чудаков. Над воротами крепости кровью написано “Все умрём, но из крепости не уйдём!” [10]

В экспозиции Егорьевского музея есть капсула со священной землей Брестской крепости и кусочек кирпича. Эта маленькая частичка – свидетель мужества и героизма ее защитников. Кирпич оплавлен немецкими огнеметами. Но люди в тех неимоверных условиях, когда плавится даже камень, стояли! [18]

(Слайд №5 клик) -Почётное звание “Город-герой” присваивалось тем городам, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны. (прикрепляется табличка 1965)

Блокада Ленинграда (Слайд № 6)

Немцы приблизились к Ленинграду, но не смогли прорвать оборону и заключили город в кольцо. Город был окружён 8 сентября 1941 года. Тяжёлое испытание выпало на долю ленинградцев. Умирали сотнями от голода и холода. 900 дней длилась осада, но не пустили фашистов в город его жители. В блокированном Ленинграде оставалось 3 млн. человек. Запасы продовольствия и топлива были на исходе. Необходимо было наладить постоянную связь с внешним миром. И главная роль принадлежала Дороге жизни. По льду Ладожского озера была проложена трасса. [10] (Слайд № 6 клик) (прикрепляется табличка 1945)

Битва под Москвой (Слайд № 7)

16 ноября 1941 года бессмертной славой покрыли себя 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова в бою у разъезда Дубосеково под Москвой. Политрук отряда В.Г. Клочков заметил: “Танков много идёт, но нас больше. Двадцать штук танков, меньше, чем по танку на брата”. Рвались снаряды, летели бутылки с горючей смесью, бушевало пламя, расплавляя снег, землю и броню. На броне сидели автоматчики и вели несмолкаемый огонь. Панфиловцы уничтожили 14 танков. Враг не выдержал и отступил. Не успели советские воины перевязать раны, как ещё 30 танков двинулись на горстку храбрецов. Политрук Клочков сказал: “Отступать нам некуда – позади Москва”. [10] [20] (Слайд № 7 клик) (прикрепляется табличка 1965)

Сталинградская битва (Слайд № 8)

17 июля 1942 года началось Сталинградское сражение, которое продолжалось более 6 месяцев. Откуда у русских силы? – удивлялись фашисты. Под Сталинградом советские войска окружили и уничтожили 22 дивизии врага – 330 тыс. человек. В городе не осталось почти ни одного дома. Погибло почти всё оставшееся население. Но враги были окружены, и 2 февраля 1943 года 22 армии сдались в плен. После войны на Мамаевом кургане в Сталинграде сооружён мемориал – памятник защитникам города. [10]

(Слайд 8 клик) (прикрепляется табличка 1945)

Курская битва (Слайд № 9)

А летом 1943 года произошла знаменитая Курская битва.12 июля возле села Прохоровка началось самое крупное в истории танковое сражение. Лоб в лоб столкнулось 1200 бро-нированных машин. К вечеру всё вокруг было покрыто сгоревшими остатками танков.[10]

Команда одна: - Вперёд!
Задача одна – Победа!
И мчится наш вездеход,
Вспоров тишину рассвета. [3]

(Слайд № 9 клик) За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города, в борьбе за свободу и независимость Отечества Курск и другие города удостоены почётного звания “Город воинской славы” [11] (прикрепляется табличка 27 апреля 2007)

(Слайд № 10 – все города-герои) Спасибо за сообщения.

Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.

Страница 3. Егорьевск в годы войны (Слайд № 11)

12 тысяч егорьевцев и 6 тысяч жителей района участвовали в строительстве оборонительных сооружений. Самоотверженно, не жалея себя, трудились люди. Мужчин у станков сменяли женщины, подростки, старые кадровые рабочие - пенсионеры.

Промышленные предприятия перестраивались на выпуск продукции для фронта. Текстильные фабрики города за годы войны выпустили 74 млн. метров плащ – палатки.

Мебельная фабрика делала лыжи, ящики для снарядов.

На обувной фабрике было налажено производство масок для противогазов.

В экспозиции Егорьевского музея - образцы военной продукции механического завода.

Дух того тяжелого времени передают репродуктор-“тарелка”, по которому слушали сводки Совинформбюро, детекторный радиоприемник и патефон.

На Жуковой горе

В лесу на Жуковой горе
Окопчики... окопы...
Святая память о поре
Суровой и жестокой,
Когда, взломав СССР
Заставы на границе,
Фашистский вероломный зверь
Подполз к Москве-столице.
В том сорок первом октябре,
Врага готовясь встретить,
Вот здесь, в егорьевской земле,
Окопы рыли эти...
Осыпались они сейчас
И заросли травою,
Беседую я каждый раз
Здесь с Памятью Живою... [6]

(Слайд № 12-Егорьевцы – Герои Советского Союза)

За выдающиеся боевые подвиги свыше 11.600 человек удостоены звания Герой Советского Союза.

Среди них и наши земляки-егорьевцы, о которых мы рассказывали на классных часах.

Назовём имена Героев. [14] (Слайд № 12 клик)

  • Подполковник Борзов Иван Иванович. Командир эскадрильи минно-торпедного авиационного полка. Потопил несколько вражеских кораблей и транспортов.
  • Гвардии лейтенант Гальцев Иван Сергеевич. Командир группы разведчиков. В бою подбил 5 танков и уничтожил более сотни солдат противника.
  • Старший сержант Громыхалин Николай Родионович. Удачно переправился через реку Одер и захватил важный плацдарм, с которого началось наступление на Берлин.
  • Капитан-лейтенант Калинин Михаил Степанович. Командир подводной лодки Щ-307. Потопил 13 вражеских кораблей.
  • Старшина Карпов Виктор Ефимович. Проявил смелость и мужество при переправе воинских подразделений, орудий, боеприпасов через р. Дунай в 1944 г.
  • Лейтенант Кузнецов Михаил Тихонович. Командир танковой группы. Удачно переправился через Западную Двину и выбил немцев с передовых позиций
  • Гвардии лейтенант Радугин Михаил Яковлевич. Командир группы разведчиков, на трех танках совершил многодневный рейд по тылам противника, уничтожив несколько десятков автомашин, танков, орудий, сотни солдат противника.
  • Старший сержант Самсонова Зинаида Александровна. Санинструктор. При форсировании Днепра вывезла с поля боя и переправила через реку 30 раненых бойцов.
  • Полковник Селиверстов Фёдор Петрович. Лётчик, участвовал в 157 боях.
  • Капитан 2 ранга Старостин Василий Михайлович. Командир группы торпедных катеров, потопил семь вражеских боевых кораблей.
  • Гвардии младший лейтенант Шляев Николай Васильевич. Артиллерист, героически дрался на подступах к Берлину.
  • Младший лейтенант Яснов Иван Макарович. Подбил несколько танков и орудий противника.

Егорьевцы подсчитывали не только победы, но и утраты.

За годы Великой Отечественной войны в вооруженные силы призвано было более 25 тыс. жителей города и селений.

Свыше 10 тыс. из них не вернулось с полей битвы:

это 3 880 человек погибли в боях и похоронены в братских могилах, 1 225 воинов умерли от ран, болезней, 144 воина умерли в немецком плену, 5 274 бойца пропали без вести. [17]

В годы Великой Отечественной войны в Егорьевске было размещено 12 различных госпиталей. Под них были заняты школы, больницы, училище. Здесь проходили лечение сотни раненых бойцов. 102 тяжелораненых воина скончались в госпиталях и были похоронены в братской могиле городского кладбища. Ныне там установлен памятник, и все захороненные воины названы поименно. [17]

(Слайд № 13- Вечный огонь в Егорьевске)

Егорьевцы помнят и чтут Героев. В 1978 г. на одной из площадей города установлен обелиск в память о погибших земляках, а в 1987 г. у подножия обелиска вспыхнул Вечный огонь, зажженный Героем Советского Союза Николаем Васильевичем Шляевым. [18]

Страница 4.

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой. (Слайд № 14)

Музыка из кинофильма “Офицеры” “Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой” (2 куплет поём, далее под минусовку перекличка)

Впишем и мы имя родного человека в Книгу Памяти... (Зажигается светильник “Вечный огонь”)( каждый ученик встаёт, говорит и стоит до конца переклички)

Перекличка о родных людях, участниках Великой Отечественной войны.

Никитин Василий Иванович. 20 января 1901 г.р. Артиллерист. Вернулся с войны в 1945 году. Награждён медалями и орденами. Я помню. Твоя внучка Никитина Марина.

(дети и учитель перечисляют всех родных – участников ВОв)

(Слайд № 15) (Рассказывает ученица – правнучка Федоткиной М.П.)

А я – Маша Федоткина. Родилась 2 февраля 1920 года в Рязанской области в деревне Надежка. В нашей семье 12 детей. Я работала в сельской библиотеке. Когда началась война, мне исполнился 21 год. В военкомате я получила по описи имущество и пошла на фронт медсестрой. Однажды мы попали в окружение. Врача и медсестру ранили. И я из окружения вывела обоз с ранеными солдатами. За это меня наградили медалью “За боевые заслуги”. А недавно по окопам я пошла за обедом. Началась стрельба. Пуля пробила мой котелок, в котором был суп. Но так хотелось кушать, что пришлось всё быстро съесть. Война – войной, а обед по расписанию. (Слайд № 16) Я дошла до Берлина. Получила Орден Красной Звезды. После войны я часто встречалась со своими однополчанами. (Слайд №17) Когда кончилась война, приехала к родным в Орехово-Зуево. Закончила медицинское училище и осталась работать медсестрой. Военную форму и пробитый котелок сдала в школу в музей. Чтобы видели и знали.

А вы, ребята, никогда не унывайте. Будьте жизнерадостными.

Шагала девушка-солдат в строю, не отставая,
Над Книгой Памяти склонясь, имя её читаю.

(Слайд № 18-Книга Памяти) Над книгой памяти склонясь... Владимир Андрианов

Была и будет Родина свободной.
Жива в нас та священная война.
Склонясь над Книгой памяти народной,
Скорбя, читаем ваши имена...

Ваш подвиг свят, велик и неотъемлем.
Пред ним колени преклоняем мы.
Вы отстояли Родину и Землю
От ужаса коричневой чумы.

Верны вы были долгу и присяге.
Огромная заплачена цена.
В честь вас мы приспускаем флаги.
Пусть вам постелью будет тишина.

Пусть пролетают, словно пули, годы,
О вас потомкам память сохраня...,
На страже мира, чести и свободы
Застыли вы у Вечного огня...

Мы помним сорок первый – сорок пятый...
Захлёбывалась кровью вся страна!
Погибшие на той войне солдаты,
Мы помним, помним ваши имена!.. [4]

Бессмертный полк.
Солдат молчит. И скорбь в душе.
Темно в глазах, как ночью,
А в голове стучит одно:
“Мне жить охота очень” [12]
Мы живём, им благодаря.
Фронт и тыл в то время были едины. (Слайд № 19)

Страница 5.

Мы не забудем, кто в тылу
Опорой был надёжной.

Трудовой героизм.... Это особая страница истории Великой Отечественной войны. Рабочие почти круглосуточно трудились на заводах по изготовлению оружия, техники, одежды и обуви для солдат. Главным лозунгом тех лет был призыв: “Все для фронта, все для победы!” У станков работали даже дети 12 – 14 лет.

В труднейших условиях работали колхозники. Не хватало людей, машин, лошадей, а самое главное – питания. Все приходилось “тащить на себе” (в прямом и переносном смысле) женщинам, детям, старикам...

А как оценить подвиг русской женщины, которая осталась в тылу и которая во имя победы “...рубила, возила, копала... ”? (на экране письма с фронта)

(Учитель читает стихотворение. Михаил Исаковский. О русской женщине) [21]

Как Солнце, как Любовь, как Жизнь!..
Прорвёмся. Всё путём! Держись!.. [5]

Передо мною письма с фронта (Слайд № 20)

Страница 6. Чтобы знали и помнили.

Письма, солдатские треугольники, написанные карандашом, потёртые и пожелтевшие от времени. Штемпель полевой почты и штамп “Просмотрено военной цензурой”.

Это семейная реликвия, это весточки с фронта.

О чём писал солдат?

Процитируем письма, как они были написаны, пусть с неверно построенными фразами. Не будем их редактировать – иначе это будут уже не документы своего времени.[7]

(Слайд № 21) (Ученик в военной гимнастёрке сидит на пенёчке и рассказывает письма деда учителя нашей школы)

(Слайд № 22 -2 клика-фильм) Инсценировка песни “О той весне” [22]

Давайте и мы напишем ветерану Великой Отечественной войны. (Слайд № 23)

Страница 7. 1418 дней и ночей.

Приготовьте нетбуки. (+ Работа на интерактивной доске – группа)

СИНКВЕЙНЫ

Современные школьники умеют писать пятистрочные стихотворные формы – синквейны.

Проверим это умение. Напоминаю, что в жанре синквейн текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. [19]

О чём или о ком хотите написать? (Июнь, война, солдат, матрос, танк, салют, победа, герой, катюша, победитель, воин, флот, знамя, 9 мая, весна 45-го и т.п.)

Прочитайте синквейны. (ученики читают синквейны)

Разноуровневые задания. Работа с тестом

Перед вами тест по теме сегодняшнего урока. Рассчитайте свои знания и выберите для себя приемлемый уровень. На белых листах – задания базового уровня.

На темных листах – задания повышенного уровня знаний и сил. Желаю успеха.

Задание на дом.

На доске задания творческого, доказательного, описательного и фактологического уровня знаний для работы в свободное время. А во втором полугодии на уроке “Великая война и Великая Победа” вы расскажете о выполненной работе. Поставьте отметку о желании ответить на тот или иной вопрос.

Пройдут годы, пройдут десятилетия. Мы открываем страницу 8. (Слайд № 24)

Страница 8. Память сильнее времени

Как ласково сегодня солнце светит!
Как радуется солнцу тишина.
И дай нам, Бог, чтоб жили наши дети,
Не зная слова страшного – война.

Но когда немалый путь итожится,
Я твержу, как заповедь, слова:
– Русь жива!
Всё прочее приложится.
Главное, солдаты, Русь жива! [15]

Пройдут годы, пройдут десятилетия ...
Но память сильнее времени. (Слайд № 24 клик)
Задумайтесь, какой ценой Победа
В этой жизни нам дана...
Война была четыре года,
Какая ж длинная была война...

Седые волосы наших ветеранов – это не только годы, это следы войны.
Печаль в глазах ветеранов – это следы войны о тех, кто уже не вернулся...
Мой лучший друг погиб в бою, уже в Берлине, в сорок пятом.
Мы вместе бились за страну, мы всю дорогу были рядом. [13]

(Слайд № 24 клик). Минута молчания. Помним. Гордимся. Чтим.

(Слайд № 25-Источники информации)

Сегодня на уроке мы читали стихи советских поэтов Щипачёва и Кочеткова, поэтов-егорьевцев Владимира Андрианова, Ивана Шелухина, стихи собственного сочинения учащихся и выпускников нашей школы, мы соединили наши знания и наши размышления о тех военных годах. А для чего? Ваши впечатления. (Ответы учащихся)

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она как воздух нам нужна.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Источники.

http://ruspoeti.ru/aut/isakovskij/6798/

  1. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Издание 6. Издательство “Советская энциклопедия”. Москва – 1964
  2. Иван Шелухин. Букет раздумий. М. РИО Мособлупрполиграфиздата, 1996. С. 88
  3. Владимир Андрианов. Песня памяти души. Москва. Издательство “Московский писатель”. 2000. С. 11
  4. Владимир Андрианов. Видения и привидения. Москва. “Московский писатель”. 2003. С. 96
  5. Владимир Андрианов. Порт приписки – Россия. Москва. “Московский писатель”. 1998. С. 76-77
  6. Песни войны и Победы. Издательский дом “Трибуна”. Москва. 2010. С. 243
  7. С. Щипачёв. http://www.top68.ru/society/takoyu-vse-dyshalo-tishinoi-22867
  8. Владимир Андрианов. Моим егорьевцам и москвичам. Москва. Академия поэзии. Издательство “Московский писатель”. 2004. С. 293.
  9. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 4 класс. Москва. “Вако”. 2014. С. 370-371.
  10. Чтобы знали и помнили. Издательство “Подмосковье”. 2014
  11. Тамонова Мария. Мне жить охота очень. (стихи ученицы школы)
  12. Демидов Сергей. Плач ветерана. (стихи выпускника школы)
  13. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2011/12/18/egorevtsy-geroi-sovetskogo-soyuza
  14. В. Кочетков. В День Победы. http://fictionbook.ru/pages/download_prew/?file=7762998
  15. Вадим Сыромясский. Стихи о войне. Поэтический альманах. Андрей Акуличев. Самиздат http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/stihi/619777.html
  16. http://10ak.ru/istorii/uchastie-egorevcev-v-velikoj-otechestvennoj-vojne/
  17. Сведения из историко-художественного музея города Егорьевска
  18. http://egmuseum.ru/pages/otdel-istorii/velikaya-otechestvennaya-voyna
  19. http://cinquain.ru/na-temu-vojna/
  20. А. Д. Жариков. Растите детей патриотами. Москва. Просвещение. 1980. С. 128.
  21. Михаил Исаковский. О русской женщине.
  22. Фильм "О той весне" Слайд №22. http://vk.com/video9247317_165093572