Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) на тему «Безударные гласные в корне слова». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (62,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 2

Цели урока: закрепить умение находить безударные гласные в корне слова, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные; развивать внимание, мышление, речь учащихся; формировать любознательность; воспитывать любовь к природе и всему живому; воспитывать чувство взаимопомощи и дружеские взаимоотношения.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Формы и методы: самостоятельная работа, фронтальный опрос, беседа, работа в парах, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, доска, карточки, картинки, листы самооценки.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Доброе утро ребята. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки (слайд 1)

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтобы за работу получать
Толь лишь оценку “пять!”

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок – интегрированный, т.е. два урока вместе: русский язык и окружающий мир. Хотите побывать и поработать на таком уроке?

Дети: Да

Учитель: Но вам нужно быть очень внимательными, активными и дисциплинированными. У вас на партах “Маршрутные листы”, где за каждое выполненное задание вы будите себя оценивать. Согласны с такими условиями?

Дети: Да

Учитель: Тогда отправимся в заочное путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, из стихотворения, которое прочитает Эля.

- Под тихую музыку Эля читает отрывок из стихотворения (слайд 2)

О люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля, леса, луга, моря и реки (слайд 3,4,5,6,7)

Учитель: Ребята, о чем прочитала стихотворение Эля?

И куда же мы сегодня отправимся?

Дети: Мы отправимся в царство природы (слайд 8)

Учитель: Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеек, пробегающий в нем. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес-это наряд нашей Земли. Лес-это (слайд 9) грибы и вкусная земляника. Лес – это дом (слайд 10) для зверей и птиц. Давайте и мы шагнем в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

Под тихую музыку ребенок читает стихотворение:

Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красноватым стволом (слайд 11)
Высятся, точно колонны, рядами,
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит,
Луч шаловливый украдкой скользит,
Веет прохладой в лесу тишина... (слайд 12)

Пальчиковая гимнастика.

Учитель: Сейчас мы проведем необычную работу. Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки, вы должны узнать, кто это, назвать его, просигналить в этом слове опасное место, записать слово в тетрадь и на доску.

Подготовим пальчики к работе (ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА) (слайд 13,14,15)

Словарная работа.

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приготовьтесь писать слова.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной ...

Дети: Медведь (слайд 16)

Учитель: Хищное животное с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом.

Дети: Лиса (слайд 17)

Учитель:

По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом-
Ушки торчком.

Дети: Заяц (слайд 18)

Учитель:

Кто на дереве сидит?
Зорко с высоты глядит.
Обнаружив мышь с вершины
Сокращает рот мышиный
Так подвижна голова
Это мудрая ....

Дети: Сова (слайд 19)

Учитель: Ребята, какие слова записали?

Дети: Медведь, лиса, заяц, сова (слайд 20)

Учитель: Какие из этих слов являются словарными?

Дети: Медведь, заяц.

Учитель: Какое слово здесь лишнее?

Дети: Сова.

Учитель: Почему?

Дети: Это птица.

Учитель: Можем ли слово сова записать без раздумий?

Дети: Нет

Учитель: Почему?

Дети: В этом слове есть безударный гласный, но мы его можем проверить. Для этого подберем проверочное слово – совы.

Учитель: Вспомните правило.

Дети:

Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.

Постановка темы и цели урока.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Дети: “Правописание безударных гласных в корне слова”

Учитель: Какие цели поставите перед собой?

Дети: Будем продолжать учиться распознавать слова с безударной гласной, правильно писать слова с безударной гласной в корне, подбирать проверочные слова

Работа по развитию речи (слайд 21)

Учитель: Рассмотри сову. Какие у нее глаза?

Дети: Большие

Учитель: Какое оперение?

Дети: Обильное, мягкое

Учитель: Какие лапы?

Дети: Короткие, мощные, с кривыми острыми когтями.

Учитель: Какой клюв?

Дети: Загнутый.

Учитель: Давайте послушаем консультанта.

Консультант: Сова - это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Сова находится под охраной государства.

Она уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.

Физкультминутка (музыка, слайд 22)

1. Сядьте удобно и расслабитесь.

2. Закройте глаза.

3. Представьте себе поляну, на которой растет мягкая травушка-муравушка, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку... Вам хорошо, приятно... А теперь потянитесь и на счет “три” откройте глаза. ВЫ чудесно отдохнули.

Работа по теме.

Учитель: Ребята! В лесу живет много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых – лес это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редким.

В нашей стране принят закон об охране и использовании живого мира (слайд 23) Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В нее записано 52 вида зверей и 65 видов птиц.

Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Все в природе взаимосвязано.

Ребята, посмотрите, к нам прискакал зайчик. Он предлагает вам работу в группе (слайд 24)

Давайте вспомним правила работы в группе.

Дети:

1. Каждый высказывает свое мнение.

2. Каждый выслушивает мнение товарища.

3. Придя к общему мнению, умейте его доказать.

4. Умей не только слушать, но и слышать.

Учитель: Вы должны сейчас выбрать животных, которые занесены в Красную книгу, и приклеить их на листочек (проверка: слайд 25,26,27)

Мы только что познакомились с животными, которые занесены в Красную книгу. А сейчас к нам в гости пришел еще один лесной гость. Он тоже из Красной книги. Отгадайте, кто это.

Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это...

Дети: Еж (слайд 28)

Учитель: Послушаем консультанта.

Консультант: Ежик несет очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ежики – один из древних животных. Они появились много лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры вроде Змеев Горынычей. Вот они какие, старинные ежи.

Учитель: Ежик приглашает вас в лес, он предлагает поиграть в игру “Сигнал”. Мы посмотрим, как живут животные в лесу.

Но играть мы будем в парах.

Работа в парах: (вспомним правила работы в парах)

На доске:

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи (слайд 29)

  • Дятел и сова живут на деревьях.
  • Мышки живут в корнях деревьев.
  • Лиса и заяц ищут корм на земле.

Учитель: Просигнальте только слова с опасным местом! Какую безударную гласную будете писать? Выпишите эти слова и проверьте.

- Давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

(Кто затрудняется, у вас на партах алгоритм проверки безударной гласной)

Алгоритм.

- Прочитайте слово

- Поставьте ударение

- Выдели корень

- Определи безударную гласную

- Подбери проверочное слово.

Дети выписывают слова в тетрадь (один ребенок выходит к доске и подчеркивает опасное место)

Сова – совы.

Лиса-лисы.

Заяц - словарное слово.

Учитель: Лесной житель принес вам, ребята, лесные яблоки, но особые, каждому свое. Выполните самостоятельно задание на карточках-яблочках. (дифференцированное задание по трем уровням трудности)

Учитель: Ребята! Любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. А сейчас поработаем в группах (слайд 30)

Учитель: Напомните мне правила поведения в лесу.

Дети:

  • Не срывать цветы.
  • Не ломать ветки деревьев и кустарников.
  • Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз.
  • Не убивать лягушек и жаб.
  • Не ловить диких животных и не уничтожать их.

(Дети наклеивают на альбомный листок картинки, а к ним правила поведения в лесу)

Итог урока.

Учитель: Какое правило, мы сегодня закрепили на уроке русского языка?

Дети:

Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение!

Учитель: Почему некоторые животные и птицы редкие? Какие правила поведения в лесу повторили сегодня на уроке?

Учитель: И наш урок я хочу закончить строчками стихотворения Гнездослова:

Я сорвал цветок - он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.

Самооценка.

Оцените, пожалуйста, себя на листе “Мои успехи на уроке”

Маршрутный лист “Мои успехи на уроке”

Название маршрута (задание) Самооценка
1 Словарная работа  
2 Игра “Сигнал”  
3 Задание на карточках-яблочках  
4 Выбор животных, которые занесены в Красную книгу  
5 Правила поведения в лесу  

Информация о домашнем задании.

В зависимости от того сколько вы набрали баллов, просмотрите домашнее задание.

  • 5 баллов – составить сказку о животных, используя слова с безударными гласными.
  • 4-3 балла – выполнить упр. 10 на стр. 105.
  • 2-1 балл – повторить правило на стр. 102, выполнить упр. 3 на стр. 103.

Рефлексия.

Учитель: У вас на столе лежат листочки зелёного, жёлтого, красного цвета, выберите тот листочек, который вы считаете, соответствует вашим знаниям на данном уроке (слайд 31)

Выставление оценок (слайд 32)