Урок «Гены, геномы, хромосомы» в профильном 10-м классе

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: объяснить учащимся основные отличия понятий ген и геном, уровни комплектаций ДНК, отличие генов прокариот и эукариот, строение и классификацию хромосом.

Задачи:

Обучающие.

  • Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы.

Развивающие.

  • Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.

Воспитательные.

  • Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку (см. приложение)

Ход урока

1. Урок лучше всего начать с повторения основных вопросов по синтезу белка.

(слайды 2-7)

  • Какие компоненты входят в схему синтеза белка?
  • Ответить на проблемный вопрос. Что является посредником между ДНК и синтезируемой молекулой белка?
  • Что такое транскрипция?
  • Что такое трансляция?
  • Объяснить по рисунку на слайде механизм синтеза белка.

2. Объяснение новой темы.

(слайды 8-34)

  • Дать определение гена.
  • Чем отличается ген прокариот от гена эукариот? Что такое экзоны и интроны?
  • Объяснить этапы синтеза и-РНК: кепирование, полиаденилирование, сплайсинг.
  • Что такое геном? Остановиться подробнее на научных данных по изучению генома человека.
  • Что такое хромосомы?
  • Объяснить 4 уровня комплектации ДНК в хромосоме.
  • Строение и классификация хромосом.
  • Что такое кариотип? Какие могут быть нарушения кариотипа у человека?

3. Закрепление (слайды 35-37)

  • В чем принципиальное отличие строения генов эукариот от генов прокариот?
  • Какие органеллы соматических клеток высших растений имеют свой геном?
  • Назвать части в структуре хромосомы.
  • Каким образом “упакована” ДНК в ядре клетки?
  • Расположить в правильном порядке уровни комплектации ДНК.

4. Домашнее задание.

  • По учебнику параграф 18.
  • Подготовить сообщения о заболеваниях человека, связанные с нарушением его кариотипа:
  • Синдром Клайнфельтера
  • Синдром Шерешевского—Тернера
  • Синдром Дауна
  • Синдром Эдвардса
  • Синдром Патау
  • Синдром кошачьего крика