Об эффективности общения на уроке, или Все познается в сравнении

Разделы: Русский язык


«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились».

Ян Амос Коменский, «Великая дидактика».

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока вообще, в том числе и урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Современные государственные образовательные стандарты не отрицают ценностей традиционного урока. Неизменно, как любой текст (дискурс), урок имеет трехчастную структуру (введение, основная часть, заключение) и строгое ограничение во времени (45 минут).

Рассмотрим урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа [1]:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока      Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся  Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию  Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)  Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Изменения касаются того, как мы (преподаватель — ученики) реализуем содержание урока, то есть, насколько эффективно складывается наше общение.

Известно, что эффективным является такое общение, при котором происходит достижение поставленной цели, реализация коммуникативного намерения говорящего и слушающего, в нашем случае — учителя,преподавателя и учеников.

Одной из целей обучения русскому языку в образовательных учреждениях профессионального образования  является дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. И, как следствие, в качестве требования  к  умениям обучающихся называется эффективность достижения поставленных коммуникативных задач.

Современный мир предъявляет к будущим специалистам более жесткие требования, несоответствие которым будет отмечаться не наличием хороших или плохих оценок по предмету или дисциплине, а наличием востребованности — как личной, так и профессиональной. Учитывая современные социально-экономические особенности развития общества, необходимо формирование нового типа личности – мобильного, способного ориентироваться в информационном потоке, способного к адекватной самооценке и умению переучиваться при необходимости.

Как урок русского языка помогает обучающемуся, будущему технологу, решать эти задачи? Насколько способствует формированию «общей культуры, развитию, воспитанию и социализации личности»?

Несомненно, русский язык как средство познания действительности обладает огромным потенциалом в обеспечении развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Задача преподавателя — выстроить траекторию освоения учебной дисциплины так, чтобы обучающийся  не просто запоминал, каково строение словосочетания, например, а учился логически мыслить, задавать вопросы (определять границы знания-незнания), взаимодействовать с другими в поиске информации и решении учебных и профессиональных задач. Другими словами, говоря языком современных образовательных стандартов, «студент должен овладеть учебно-организационными, учебно-информационными, учебно-логическими, учебно-коммуникативными общеучебными компетенциями, а также общими компетенциями...» [8,9]. Роль преподавателя сводится к тому, о чем говорил ещё Я.Коменский: меньше учить, больше  направлять, консультировать, наставлять.

Один из возможных путей достижения эффективности общения на уроке представлен в технологической карте урока русского языка для специальности 260807 Технология продукции общественного питания (тема: Синтаксис. Строение словосочетания. См. Приложение 1).

Результаты освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык», в соответствии с ФГОС  среднего (полного) общего образования, должны быть представлены в  виде личностных, метапредметных и предметных результатов, где ключевым понятием является самостоятельность обучающегося. Особое внимание в новых ФГОС уделяется метапредметным результатам обучения, отражающимформирование так называемых универсальных учебных действий, обобщенных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях [3].

В соответствии с требованиями к результатам освоения  образовательной программы по учебному предмету «Русский язык» ФГОС  среднего (полного) общего образования, а также ФГОС СПО по специальности 260807 Технология продукции общественного питания  данный урок нацелен на достижение:

личностных результатов, отражающих патриотизм, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей (аналитическая работа с текстами нравственной пролематики писателей и поэтов, юбиляров марта 2014 года. См. Приложение 3);

метапредметных результатов: умение самостоятельно определять цели деятельности(формулирование темы урока на основе аналитический работы со слайдами преподавателя, см. Приложение 2, слайды 2,3); самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности (работа с технологической картой обучающегося – Приложение 4; внеаудиторная самостоятельная работа: проект «Еда и культура»: рецепты, стенд, слайд-шоу – Приложение 3); умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий; навыки самостоятельной работы с информацией (учебник, словарь, в т.ч. профессиональной лексики, интернет-источники);

предметных результатов: сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе; владение знаниями о языковой норме, владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов (таблицы, кластер «Синтаксис. Словосочетание» – Приложение 1), владение умением анализировать единицы различных языковых уровней(слово – словосочетание – предложение), сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности (слайд-шоу «Синтаксис и общение»Приложение 3).

Так,одним из главных результатов взаимодействия преподаватель-обучающийся и овладения компетенциями на уроке русского языка должны стать способность и готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, выражающиеся в эффективном достижении поставленных коммуникативных задач в различных сферах жизни (самопрезентация, общение с коллегами-профессионалами, клиентами, руководством, личное общение).

Литература:

1. Абдрахманова Р.Р. Типы и виды современного урока в условиях введения ФГОС II поколения / http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/tipy-i-vidy-sovremennogo-uroka-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-ii
2. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В.Абрамова. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
3. Волщукова А.Г. Современный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках фгос нового поколения / http://be.convdocs.org/docs/index-70300.html.
4. Иваненко Л.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся и развитие их творческих способностей / http://festival.1september.ru/articles/586689/
5. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
6. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы : учебно-методическое пособие / А.Г.Нарушевич / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н /Д: Легион, 2013. – 78 с.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во АПН, 1950. – 384 С.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)общего образования  http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего среднего профессионального образования по специальности 260807 Технология продукции общественного питания http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm675-1.pdf