Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.

К.Д. Ушинский

Научно-технический прогресс заметно изменил быт, уровень жизни и облик современной семьи. «Потребность семьи в труде детей изживает себя, исчезает сфера возможного приложения их сил в семейном быту и этот процесс будет усиливаться по мере дальнейшего внедрения в быт техники и развития сферы обслуживания». [5]. Эта проблема является актуальной в современном обществе. Но, несмотря на это, значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

Велика роль семьи в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В семье закладываются у детей основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки. Как же следует организовать труд ребенка в семье? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает:

1. Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше он будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание.

2. Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом.

3. Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является трудным, так как ребенок испытывает робость, нерешительность, боязнь. Чтобы побороть нерешительность ребенка в труде, родителям необходимо показать, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умение сформировано, взрослым остается лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе.

4. Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая позиция родителей укрепляет веру ребенка в свои силы, учит его работать добросовестно. Можно давать следующие постоянные трудовые поручения детям: ухаживать за домашними животными и растениями; вытирать пыль на подоконниках и мебели; помогать накрывать на стол и убирать со стола; отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке; производить уборку в своей комнате ; помогать в уборке и мытье посуды; следить за своим игровым местом. Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о членах своей семьи, учиться действенной любви и дружбе.

5. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление.

6. А.С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. В семье также имеются условия для коллективного труда ребенка: уборка квартиры; совместное приготовление праздничного стола; работа на земельном участке. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд дает возможность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.

Например, в некоторых семьях уборку квартиры организуют следующим образом: вся квартира превращается в боевой корабль. Папа – капитан, мама – кок, Наташа – юнга, Саша – боцман. Дети при этом работают с интересом и старанием. Организация коллективного труда взрослых и детей требует от взрослых умения дать ребенку трудовое задание в соответствии с его возрастными возможностями, по его силам. Непосильный труд не может содействовать воспитанию трудолюбия, также как и легкий труд, не требующий физических и умственных усилий.

По нашим наблюдениям родители часто считают, что детям старшего дошкольного возраста нельзя давать трудовые поручения, так как они еще маленькие и ничего не умеют. Однако, старшие дошкольники уже многое умеют делать и успешно справляются с серьезными трудовыми заданиями. Так, например, шестилетняя девочка помогает маме убирать в квартире, покупает хлеб, забирает почту, с удовольствием присматривает за младшей сестренкой. У девочки сформировалось сознание, что каждый здоровый человек должен трудиться, ее поведение показывает, что она трудиться с интересом, что труд ей не в тягость.

По результатам анкетирования, проведенного среди родителей детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что многие родители (40%) недопонимают воспитательное значение труда для детей, оберегают их от труда и выполняют за них бытовой труд, неправильно стимулируют детский труд (обещают дорогие подарки; платят за хорошее поведение, за выполненные обязанности по дому). Пятнадцать процентов опрошенных нами родителей иногда наказывают своих детей трудом, прибегают они к этому в тех случаях, когда дети плохо ведут себя или плохо выполняют родительские поручения. Это является большой ошибкой родителей, так как наказание трудом приводит к тому, что дети не получают радости от положительных результатов по завершении трудовой деятельности. Пять процентов опрошенных родителей стараются ограничиваться разовыми поручениями, а это в свою очередь, не формирует ответственное отношение детей к труду.

В воспитании у ребенка трудолюбия важную роль играет самообслуживание, как изначальная форма трудовой деятельности, результаты которой направлены как на себя, так и на окружающих. В школе раннего развития в процессе самообслуживания дети наводят порядок в кабинете, поливают комнатные растения. Это формирует сознание того, что их труд необходим окружающим, помогает почувствовать красоту и пользу общественно полезной работы, вызывает желание трудиться лучше. Если дети приучены дома обслуживать себя, помогать членам семьи, то и в школе раннего развития им будет легче включиться в труд по самообслуживанию. Наблюдения за состоянием самообслуживания детей показывают, что значительная их часть (около 60%) не владеют необходимыми навыками: небрежно обращаются с одеждой, обувью, не замечают и не стремятся устранять беспорядок в окружающей обстановке. Чтобы формирование навыков самообслуживания происходило с большей эффективностью, родителям необходимо прибегать к таким методам воспитания, как объяснение, личный пример (он оказывает большое влияние на детей дошкольного возраста), примеры из художественной литературы.

Немаловажное значение в трудовом воспитании детей имеет пример взрослых. Пример действует гораздо сильнее внушения, нотации, убеждения, но, к сожалению, не всегда взрослые подают достойный пример. В семьях можно нередко наблюдать такую картину, когда папа сидит в кресле перед телевизором или с газетой, а мама, придя с работы, на кухне готовит ужин, любая ее просьба к мужу воспринимается как посягательство на мужское достоинство. В результате ребенок начинает копировать поведение отца. В семьях, где нет деления работы на мужскую и женскую, где дети видят совместный труд отца и матери, где царит атмосфера взаимопомощи, они и сами постепенно втягиваются в домашнюю работу.

В воспитании трудолюбия важное значение имеет и тон, которым предъявляются требования по выполнению детьми трудовых поручений. Наиболее эффективной манерой обращения является просьба, обращение к детям в виде совета, рекомендации. Конфликты в семье из-за неверного тона, складывающегося в отношениях с детьми, усугубляются непониманием психологии ребенка, его индивидуальных особенностей. Например, в некоторых семьях бывают случаи, когда во время игры ребёнка мама распоряжается: «Срочно убери свои вещи в шкаф!». Такая форма трудового задания вызывает возражение и протест ребенка. Результат был бы иным, если бы мать обратилась к ребёнку с просьбой выполнить ее поручение да еще извинилась бы за то, что с этой просьбой она обращается к нему, когда он занят делом. Просьба – показатель уважения личности ребенка, и она выполняется более охотно.

Таким образом, семья играет существенную роль в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста, она несет серьезную ответственность за его психологическую и практическую подготовку к трудовой жизни. Несмотря на научно-технический прогресс, в семье имеются все возможности для того, чтобы приучать детей к труду, воспитывать у них трудолюбие, обучать элементарным трудовым навыкам.

Список литературы:

  1. Лихачев Б. Педагогика. – М.: Юрайт, 1999. – С.163 – 168.
  2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – М., 1957, т.4.
  3. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / под ред. О.И. Волжиной. – СПб.: КАРО, 2005.
  4. Трудовое воспитание детей в семье. /Под ред. к.п.н. Волковой Е.И./– М.: изд. Академии пед.наук РСФСР, 1960. С.50 – 87.
  5. Распределение трудовых обязанностей в семье. Энциклопедия молодой семьи. Изд. «Белорусская Советская Энциклопедия» имени Петруся Бровки,1987. С.368.
  6. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. – М.: Изд. Инстит. Психотер., 2004.
  7. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? М.: Просвещение, 1988. – С. 54 -62.