Внеклассное мероприятие по математике «Математика в профессиях»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Доказать, необходимость изучения математики для овладения знаниями при выборе профессии.
  • Исследовать, какие математические задачи решаются в профессиональной деятельности.
  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие стремления к самостоятельному изучению математических закономерностей, развитие внимания, наблюдательности.
  • Воспитание и укрепление чувства уважения и ответственности к окружающим, к выбору профессии

Задачи:

  • Доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности.
  • Отобрать задачи, связанные с различными профессиями.
  • Увидеть связь между наукой и техникой.

“Зачем нужна математика?” На этот вопрос вы ответите просто: математика нужна для того, чтобы успешно сдать ОГЭ, ЕГЭ и поступить в ВУЗы. А что было бы, если математики не было вообще? Разве бы мы ездили в автомобилях, летали бы на самолетах, пользовались бы телефонами, слушали бы музыку, жили бы в высотных домах? Ответ на вопрос не требует долгих и глубоких размышлений. (Слайд 3)

Рождаясь, человек сразу попадает в мир чисел. Он еще только появился на свет, а у него уже измерили рост, вес, пульс. Во взрослой жизни человек тоже не может обойтись без математики. Применение математических моделей необходимо для всего: начиная с составления прогноза погоды и заканчивая освоением космоса. Благодаря применению математики, во многих случаях не нужно проводить дорогостоящие и опасные для жизни эксперименты. Математические расчеты позволяют не рисковать жизнью людей.
Как современному человеку обойтись без математики? Математика является той наукой, которая учит нас думать и рассуждать, учит не только оперировать цифрами, но и строить умозаключения, делать выводы, уметь обобщать и систематизировать, развивать абстрактное и нестандартное мышление. Какую бы дорогу мы не выбрали в дальнейшем, эти умения будут востребованы. Ведь думающий человек предвидит последствия своих действий, он склонен отвечать за их результат, такого человека сложнее обмануть. Креативное мышление помогает человеку действовать нестандартно, что вызывает интерес у окружающих, именно таких людей замечают и именно они добиваются в жизни успеха. (Слайд 4)

Математика учит нас не перепрыгивать с мысли на мысль, а излагать их последовательно, выводя каждую последующую из предыдущей. С человеком, который говорит понятно, общаться гораздо интереснее, чем с тем, кто озвучивает непрерывный поток беспорядочных мыслей. Именно математика учит нас быть первыми, а не вторыми как в обычной, так и в профессиональной жизни.

Некоторым математика приятна как наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии. Математические знания и навыки необходимы практически всем, и повару, и ракетостроителю. Таким образом, математика становиться профессионально значимым предметом.

Можно привести огромное количество примеров применения математики, но мы остановимся только на некоторых.

В современном мире существует более 10 тысяч различных профессий, и все они классифицируются по предмету и по характеру труда. (Слайд 5)

Классификация по предмету:

1 тип – “Человек – человек”;

2 тип – “Человек – техника”;

3 тип – “Человек – знаковая система”;

4 тип – “Человек – художественный образ”;

5 тип – “Человек – природа”.

1. Предметом профессии первого типа являются люди. (Слайд 6)

Примеры: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, секретарь.

Остановимся на профессии “Секретарь”.

Секретарь – одна из самых распространенных профессий на современном рынке труда. Без секретаря не обходится ни одна организация. Секретарь – это первый помощник руководителя, сотрудник, владеющий оперативной информацией и находящийся в курсе текущих дел компании, фирмы, организации, предприятия или учреждения. (Слайд 7)

Понятие секретарь сегодня достаточно сложное и имеет много градаций – от секретаря-помощника руководителя, секретаря-референта, ученого секретаря, секретаря коллегии, секретаря учреждения, секретаря структурного подразделения до технического секретаря.

Профессия “Секретарь” относится к типу профессии по предмету “Человек-человек”, а по характеру труда является профессией творческого класса. Он связан с анализом, исследованием, испытанием, планированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования.

Основное назначение профессии – техническая помощь работе руководителя.

Основные решаемые задачи профессии “Секретарь”:

- работа с посетителями (встреча, представление руководителю);

- работа с документами, их канцелярская подготовка, оформление;

- ведение деловой переписки (почтой, электронной почтой, факсом), телефонных переговоров;

- подготовка совещаний (документации, организация оповещения участников, ведение протоколов);

- работа на компьютере, с оргтехникой.

Для овладения профессией "Секретарь–референт" необходимо среднее профессиональное образование.

А теперь я предлагаю решить вам одну из задач, с которой сталкивается секретарь.
Задача: В пачке 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуется 1800 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 6 недель? (Слайд 8)

Проверяем решение:

1800 * 6=10800 (листов) – бумаги за 6 недель.

10800:500=21,1(пачек) – бумаги.

Ответ: потребуется 22 пачки бумаги нужно купить на 6 недель.

2. 2 тип включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. (Слайд 9)

Примеры: сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер, пекарь.

Познакомимся поближе с профессией “Пекарь”.

Аппетитный аромат свежевыпеченного хлеба подсказывает прохожему, что где-то рядом находится пекарня. Тут же воображение нарисует пышущие жаром печи и обсыпанных мукой людей, месящих тесто. (Слайд 10)

С того времени, как человек научился выпекать хлеб, технология его производства значительно изменилась, однако профессия пекаря по-прежнему осталась уважаемой и востребованной. Математика необходима пекарю, ему нужно рассчитать, сколько необходимо теста для определенного количества хлеба и т.д.

Профессия “Пекарь” относится к типу профессии по предмету труда “Человек-техника”, а по характеру труда является профессией исполнительного класса. Он связан с выполнением решений, с работой по заданному образцу.

Основное назначение профессии – выпечка хлебобулочных и кондитерских изделий.

Основные решаемые задачи профессии “Пекарь”:

- получение исходных продуктов;

- поддержание технологии и рецептуры приготовления мучных изделий;

- заготовка полуфабрикатов;

- подготовка оборудования к пекарному процессу;

- выпечка изделий;

- правильная эксплуатация пекарного оборудования;

- обеспечение должного учета и хранения продуктов в соответствии с санитарно–гигиеническими нормами;

- реализация продукции.

Для овладения профессией "Пекарь" необходимо среднее профессиональное образование. 

Предлагаю на время стать пекарем и решить следующую задачу.

Задача: Определить, сколько пакетов муки потребуется для приготовления 37 буханок чёрного хлеба, если на одну такую буханку потребуется  300 граммов  муки. В 1 пакете – 1 килограмм муки. (Слайд 11)

Проверяем решение:

1 кг.=1000 г.

37 * 300=11100 (г) муки потребуется.

11100:1000=11,1(кг)

Ответ: потребуется 12 килограммовых пакетов.

3. 3 тип объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами и чертежами. (Слайд 12)

Примеры: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, налоговый инспектор.

В этом классе мы познакомимся с профессией “Налоговый инспектор”.

История этой профессии уходит корнями в далекое прошлое, когда феодалы и цари брали с людей, независимо от их доходов и наличия работы, подати, налоги на землю и другие сборы. (Слайд 13)

В наше время налоговая система стала более развитой, многоплановой. Под налогами понимаются обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в федеральный и местные бюджеты.

Профессия “Налоговый инспектор” относится к типу профессии по предмету труда “Человек – знаковая система”, а по характеру труда является профессией исполнительного класса.

Основное назначение профессии – контроль и организация налоговой политики государства.

Основные решаемые задачи профессии “Налоговый инспектор”:

- взимание налогов с юридических и физических лиц;

- контроль соблюдения налогового законодательства;

- анализ и разработка новых форм и методов системы налогообложения;

- применение санкций к нарушителям налогового законодательства;

- отчет перед вышестоящими организациями.

Для овладения профессией “Налоговый инспектор” необходимо либо среднее, либо высшее профессиональное образование.

Рассмотрим одну из задач, с которой, по своему роду деятельности, сталкивается налоговый инспектор. Предлагаю вам ее решить.

Задача: При посещении ночных клубов (заведений) посетителями старше 18 лет, взимается налог в размере 10% от стоимости билета. Третья часть от этих налоговых поступлений идет в детский дом. Необходимо рассчитать размер благотворительного фонда за январь месяц, если билет в ночной клуб стоит 300 рублей, а ночной клуб посещало в среднем около 60 человек за сутки. (Слайд 14)

Решение:

В январе 31 день.

300+300*10:100=330 (руб.) – цена билета с налогом.

60 * 31=1860 (чел) – посетителей за месяц.

1860 * 330=613800 (руб.) – сумма за месяц.

613800 * 10:100=61380 (руб.) – налог.

61380:3=20460 (руб.) – в детский дом.

Ответ: за январь месяц в детский дом поступит 20 тысяч 460 рублей. (Слайд 15)

4. К 4 типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. (Слайд 16)

Это: художник, журналист, композитор, актер, закройщик, менеджер по рекламе.

Остановимся на профессии “Менеджер по рекламе”.

Менеджер по рекламе - одна из самых распространенных профессий, о которой в недалеком будущем никто не знал. Множество журналов, газет, радио, телевидение, сайты в Интернете продают рекламное время, либо рекламные площади, и им требуются компетентные менеджеры. (Слайд 17)

Кроме того, менеджеры по рекламе есть почти в каждой компании, которая что-либо производит, чем-то торгует, оказывает какие-либо услуги. Любая компания нуждается в привлечении новых клиентов, в поддержании своего имиджа на рынке, а, следовательно, в рекламе.

Профессии “Менеджер по рекламе относится к типу профессии “Человек – художественный образ”, а по характеру является профессией руководящего класса. Он планирует и организует, управляет и координирует деятельность, контролирует и принимает управленческие решения.

Основное назначение профессии – разработка и проведение программ рекламной деятельности организации.

Основные решаемые задачи профессии “Менеджер по рекламе”:

- изучение рынка сбыта и анализ мотивации потребителя рекламной продукции с целью построения рекламной стратегии организации;

- разработка планов, программ рекламной кампании, производство расчетов затрат;

- выбор форм и методов рекламы;

- организация связи с деловыми партнерами;

- руководство подготовкой и разработкой рекламного материала;

- контроль хода рекламной кампании;

- руководство командой.

Для овладения профессией “Менеджер по рекламе” необходимо среднее, либо высшее профессиональное образование.

Решите задачу, с которой сталкивается менеджер по рекламе.

Задача: В первой кампании на рекламу было израсходовано 10 000 рублей, а получен доход в размере 500 000 рублей. Во второй израсходовано 20 000 рублей, а доход составил 840 000 рублей. В третьей кампании израсходовано 17000 рублей, а доход – 980 000 рублей. Какая кампания обеспечивает наибольшую отдачу от рекламных вложений? (Слайд 18)

Решение:

Посчитаем, сколько приходится доходов на 1 рубль расходов:

500 000:10 000=50 (руб.) – 1 кампания;

840 000:20 000=42 (руб.) – 2 кампания;

980 000:17 000=58 (руб.) – 3 кампания.

Ответ: Наибольшую отдачу от рекламных вложений составляет бюджет 3 кампании. (Слайд 19)

5. К последнему 5 типу можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. (Слайд 20)

Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар, эколог.

Остановимся на профессии “Эколог”.

Состоянием окружающей природы обеспокоены многие, но все равно никто не отказывается ездить на автомобиле, и не спешит утилизировать мусор. Об ожидающих мир экологических катастрофах говорят много, размышляя о том, что можно предпринять для примирения живой и неживой природы. Некоторые посвящают жизнь борьбе за охрану окружающей среды. (Слайд 21)

Профессия “Эколог” относится к типу профессии по предмету “Человек-природа”, а по характеру труда является профессией творческого класса.

Основное назначение профессии – организация охраны окружающей среды.

Основные решаемые задачи:

- оценка воздействий на окружающую среду;

- проектирование типовых мероприятий по охране природы;

- проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности;

- обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;

- проведение экологической экспертизы различных видов проектного анализа;

- разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;

- контрольно-ревизионная деятельность.

Для овладения профессией "Эколог" необходимо среднее, либо высшее профессиональное образование.

Вот задача, которую решает эколог: В нашей школе 880 человек. Предположим, что каждый второй пришел без “сменки” и принес на подошвах 20 граммов пыли. Предположим, что 4 килограмма пыли остались на полу, и ее удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим? Попробуйте решить и вы эту задачу.

(Слайд 22)

Решение:

440*20=8800 (грамм) – половина школы.

8800 г=8кг 800г

8кг 800г – 4кг=4кг 800г.

Ответ: 4кг 800гр пыли осталось в воздухе.

Заключение

В заключение хочется сказать, что чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.

Людям различных профессий необходимо знание математики. Для того чтобы овладеть той или иной профессией необходимо изучать математику в школе. (Слайд 23)

Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна:
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б ни захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал.
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш не мало.
Но, если сам все будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать.

Если бы не было математики, не было многих профессий. Математика нужна в любом деле, в любой профессии. Математика нужна всем! (Слайд 24)