Урок ОРКСЭ (светская этика) «Моральные нормы в школе». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение обобщать, обрабатывать  и представлять информацию по заданной теме;
  • учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуациях  и отвечать за него;
  • воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету;
  • способствовать духовному саморазвитию личности;
  • анализировать положительные и отрицательные поступки ребят;
  • развивать чувство ответственности за совместно выполненную работу.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, учебники, задания группам, фломастеры, листики (кирпичики), список нравственных и безнравственных качеств людей, 1/3 листа в линейку, рисунок школы, фломастеры, клеящие карандаши.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята! Делу – время, потехе – час.
– Садитесь, начнем урок.

2. Постановка цели и задач урока

– Внимательно послушайте и отгадайте загадку.

В этом заведении
Все перебывали,
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья. (Школа)

– Правильно, школа.
– Какова основная задача любого школьника? (Хорошо учиться)
– Давайте обсудим  на примерах высказываний знаменитых людей, что уроки светской этики не менее важны в школе, чем математика и русский язык.
– Прочитайте высказывания на экране.
– Посоветуйтесь друг с другом, поработав парами.
На экране:  «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание»
(А. де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт, летчик)
«Нет ничего труднее,  как перевоспитать человека, плохо воспитанного»      
(Я.А. Коменский, чешский педагог, писатель)
– Мы находимся среди людей, взаимодействуем друг  с другом, учителями.
– Мы должны соблюдать этические нормы в школе, этикет, развивать в себе положительные черты характера и привычки с детства.

На экране:

– Прочитайте тему нашего урока.

Тема урока: «Какие правила морали особенно важны в школе?»

– Сформулируйте цели урока (Вспомнить, что такое мораль, какие существуют правила морали, какие из них применяют в школе)

3. Актуализация знаний

– Давайте с помощью словаря учебника вспомним, что такое мораль.
– Прочитайте. (Мораль – правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми)
– Что помогает ученикам осуществлять достойное поведение в школе? (Этикет)
– Прочитайте в учебнике, что такое этикет. (Этикет – принятый порядок поведения, который устанавливает форму для фраз, жестов, одежды в разных ситуациях: за столом, на празднике, при встрече и т.д.  Формы этикета поддерживают вежливые отношения между людьми, помогают соблюдать правила морали (этики))

4. Обобщение и систематизация знаний

– А помните ли вы, кто на Руси впервые упоминал правила этикета? Давайте послушаем ваших одноклассников.

Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха.
«Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях...
Где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего...
Чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем...
Больного посещайте, мертвого пойдите проводить...
Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»

В XVII веке по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало…», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях. Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе – всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В ХХI веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

– Правил этикета очень много. Как вы считаете, может ли человек сказать о себе, что он знает все эти правила?
– Давайте вместе вспомним некоторые из них.
– Ребята, выходите, вам слово.

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? 
Как есть?
Как звонить? 
Как встать? 
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ 
Этот самый этикет.

Я стукнул Мишку по плечу, что мне с ним интересно.
А он меня «Привет, молчун!» слегка портфелем треснул.
А я ему щелчок по лбу, что, мол, сегодня не приду!
Он сдачи дал поспешно, мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк – так это, верно, дружбы знак.
А у меня две шишки – подарочек от Мишки.

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!"

Дима разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но Дима нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим  другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам...
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме...
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!

Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.

Исчезают со стола 
И халва, и пастила.
Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно...
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.
И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.
Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!

Если вам не нравится подарок,
Постарайтесь громко не орать:
"Я не собираю больше марок
И не собираюсь собирать!"
Или, получив в подарок книгу,
Воздержитесь на весь дом вопить:
"Я ее читать не буду... Фигу!
Не могли компьютер мне купить?"
"Я не стану пить из этой чашки!",
" Не надену я такой рубашки!",
"Ты зачем мне куклу покупал?..
Где ты эту гадость откопал?"
Пусть вам не понравится подарок,
Может, не красив он и не ярок,
И обманет ваши ожидания...
Важен не подарок, а ВНИМАНИЕ!

– Спасибо, садитесь.
– Сейчас я предлагаю поработать в группах.
– Давайте попробуем с вами проанализировать жизненные ситуации  и доказать, что знания этики и этикета необходимы любому школьнику для самоуважения.
– Ребята, какое «золотое правило нравственности» поможет  вам правильно решить жизненные проблемы?  В чем его суть?

6 групп получают задания.

– Приступайте к работе, желаю успеха!

1 группа.

Девочка в нарядной куртке и новых сапожках поскользнулась во дворе школы и лежит в грязной весенней луже посреди школьного двора. Вокруг ребята. Смеются.  «Подумаешь!– оправдываются такие остряки. – Мы тут ни при чём!»

Как бы вы отреагировали?________________________________________________________________

2 группа.

Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определите, что в них неправильно:

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла...

Как вы будете обращаться с девочками?____________________________________________________________________

3 группа.

Отметьте (+) 3 пословицы (поговорки), в которых нашли отражение различные правила этикета. Объяснить, как вы понимаете их смысл.

  • Терпение и труд всё перетрут.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  • Мил тот гость, что недолго гостит.
  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
    _____________________________________________________________________________

4 группа.

Сережа находился в туалете, когда прозвенел звонок на урок. Выходя из него, он заметил на подоконнике  мобильный телефон.  «Что же делать?» – подумал он.
Что посоветуете?______________________________________________________________

5 группа.

На уроке математики Катя, услышав свою оценку за контрольную работу, прошептала соседке по парте: «Меня Зоя Федоровна терпеть не может, поэтому и поставила двойку! В школу ходить не хочется!»
Что бы вы ей ответили и посоветовали?___________________________________________

6 группа.

На уроке физкультуры Ольга пробегала очередной круг  по спортзалу, когда услышала от сидящего на лавочке Петьки: «Прибавь ходу, толстуха!»  Ольга расстроилась и еще больше сбавила темп.
Что бы вы посоветовали Пете?___________________________________________________

Отчёт групп.

– По 1 представителю у доски зачитывают задание и формулируют ответ.

Физминутка (под песню «Дорогою добра»)

– Как вы считаете, школьные правила отменяют «золотое правило нравственности» или уточняют его?
– Попробуйте и вы составить свои правила жизни в коллективе.

У детей на столах 1/3 листочка в линейку.

– Возьмите листок (показываю), ручку и напишите по одному правилу жизни в коллективе.
– Прочтите, по каким правилам вы хотите жить в классном коллективе?

Правила жизни коллектива

С хорошим товарищем легче в беде, радостнее при успехе.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им кличек, не кричи, не забывай про «волшебные слова», не жадничай, не забудь поздороваться утром и попрощаться после занятий.
Если ты что-то знаешь или умеешь, а другим это интересно, не хвастайся, а научи других.
Не спорь с товарищами по пустякам, старайся работать и играть дружно.
В играх не кричи, не будь грубым. При проигрыше не обижайся, а при победе не возносись.
Не будь ябедой. Если товарищ в чем-то неправ, сразу скажи ему об этом. И останови его, если он делает что-то нехорошее.
Если двое ссорятся, попробуй помирить их. Драчунов разними.
Не зазнавайся, если тебе что-то удалось; не злись и не падай духом, если что-то не вышло.
Помнишь мушкетеров? Они были настоящими товарищами. Их девиз: один за всех и все за одного.

– Давайте будем дружно жить по этим правилам, уважая себя и других одноклассников.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

– Объясните высказывания: (на экране)  

  • «Хочешь, чтобы тебя уважали, – уважай человеческое достоинство других людей».
  • «Умей противостоять неразумным, низким и преступным поступкам».
  • «Всегда отстаивай своё мнение, но если ты не прав, признай это».

Мультфильм «Все оставляет свой след»

– Ребята, чему научила вас история, рассказанная в этом фильме? (Контролируй себя, не причиняй зла другим людям)

7. Рефлексия

– Однажды Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке  должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».  Давайте сделаем доброе дело: построим школу этики для себя и других ребят, ведь мы с вами только вначале пути  по воспитанию в себе нравственных качеств.
Фундаментом  ее будет золотое правило нравственности. Стены вы сейчас возведете из кирпичиков, лежащих у вас на столе. (Показываю) А на каждом кирпичике вы напишите самое важное для вас нравственное качество, дверь школы всегда открыта тем ребятам, кто готов выполнять правила жизни коллектива. Не забудьте про окна – ваше настроение от сегодняшнего урока (личико).

– Приступите к работе!
– В нашей школе важны такие нравственные качества, как…

Всякой встрече грозит расставанье, но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать «до свиданья», чтобы «здравствуйте» завтра сказать.
Как бы ни было в жизни трудно, нужно вежливость не растерять.
Мы окажем друг другу вниманье, и друг друга сумеем понять.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

4.02.2015