Урок-путешествие по теме "Умножение и деление натуральных чисел". 5-й класс

Разделы: Математика


Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Технология урока: игровая.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по темам  «Умножение натуральных чисел и его свойства». «Деление. Деление с остатком»;
  • развивать интерес к предмету;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • формировать умение работать в группе.

Оборудование:

  • карта путешествия с островом сокровищ;
  • три картинки с изображениями кораблей;
  • карточки с заданиями;
  • оценочные листы;
  • карточки с буквами и ответами к заданию 5;
  • Презентация

До урока класс делится на три команды примерно одинакового уровня подготовленности.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

Приветствие. Определение темы и целей урока.

<  Слайд 1  >

На доске примеры:

459 : 9;     15 * 6;    1000 : 100;    21 * 5.

Учитель:Какие действия нужно выполнить, чтобы решить эти примеры? (Умножение и деление)  Правильно, именно этим мы и занимались на протяжении последних уроков: мы учились умножать и делить натуральные числа, изучили  свойства умножения и деления. И завтра вам предстоит писать контрольную работу по этой теме.
Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? Правильно, мы обобщим наши знания по этой теме, чтобы подготовиться к контрольной работе.
Итак, запишите в тетрадях тему урока: «Умножение и деление натуральных чисел».
<  Слайд 2  >

II. Игра-путешествие  (идея игры взята из статьи пособия [ 2 ])

Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в плавание. Вас ждёт много неожиданных испытаний, преодолев которые вы попадёте на остров, где найдёте сокровища. (Показывает «карту Острова сокровищ»).
Путешествовать будем тремя командами. Пожалуйста, посовещайтесь и выберите капитана команды. Он будет координировать вашу работу и в конце урока оценит работу каждого члена команды. На столе у каждой команды лежит «Оценочный лист», в котором капитан в ходе путешествия будет делать пометки и выставит итоговую оценку каждому.
(Команды сообщают имена капитанов.)
Итак, команды готовы к путешествию. Но, чтобы отправиться в море, вы должны построить корабль, а для этого необходимо ответить на вопросы.

Задание 1. Каждая команда получает карточку с вопросами, на которые надо ответить устно.

Вопросы первой команде:

  1. Что значит умножить число а на натуральное число в?
  2. Назовите компоненты деления и дайте их определения.
  3. Как найти неизвестное делимое?
  4. Можно ли делить на нуль?

Вопросы второй команде:

  1. Назовите компоненты умножения и дайте их определения.
  2. В чём заключается сочетательное свойство умножения?
  3. Как найти неизвестный делитель?
  4. Как найти делимое при делении с остатком?

Вопросы третьей команде:

  1. В чём заключается переместительное свойство умножения?
  2. Что называют делением?
  3. Как найти неизвестный множитель?
  4. Назовите компоненты деления с остатком.

Учитель. Итак, вы построили себе корабли (каждой команде дает картинку с изображением корабля). В путь! Остаётся пожелать вам попутного ветра, и да поможет вам фортуна!
А вот и первое испытание. За вами гонятся пираты. Чтобы уйти от погони, нужно выполнить задание.

Каждая команда получает карточку с заданием.  <  Слайд 3  >
Задание 2. Установите соответствие между буквенными выражениями и их названиями. (Ответ запишите в таблицу)

1) a * b = b * a А)   Сочетательное свойство умножения
2) a : 1 = a Б)   Правило деления числа на это же число
3) a * (b * c) = (a * b) * c В)   Переместительное свойство умножения
4) a : a = 1 Г)   Правило деления числа на единицу
5) 0 : a = 0 Д)   Правило умножения числа на единицу
6) a * 0 = 0 Е)   Правило деления нуля на число
7) a * 1 = a Ж)   Правило умножения числа на нуль

 

1 2 3 4 5 6 7
                           

Команды сдают листки с заполненными таблицами, учитель крепит их магнитами на доску и все проверяют правильность выполнения задания по заготовленным ответам  <  Слайд 4  >.

Учитель. Надвигается шторм. Нужно продержаться. Чтобы корабль не затонул, каждый член команды должен стоять на своём посту, выполняя своё задание.

Задание 3 (дифференцированная самостоятельная работа с последующей проверкой).

<  Слайд 5  >

На доске записаны шесть заданий всем трём командам.  Каждый член команды решает одно из этих заданий (первый – №1, второй – №2 и т.д., дифференцированно).  Решают в тетрадях в течение 5 минут. Потом – проверка с обсуждением верного решения со всем классом. Для этого некоторые ученики решают задания не в тетрадях, а на листах, которые потом вывешиваются на доску.

Задания:

№1. Вычислите: а) 302 * 79;  б) 14168 : 28.
№2. Найдите значение выражения (420 : 12 – 5) : 6.
№3. Найдите делимое, если делитель равен 5, неполное частное 3 и остаток 1.
№4. Упростите выражение 8 * у * 3 – 119 и найдите его значение при у = 5.
№5. Решите уравнение:  18m + 54 = 162.
№6. Решите уравнение: ( х – 8 ) * 12 = 84.

Учитель. Итак, шторм преодолели, плывём дальше. Вот уже показался остров. Кто быстрей доплывёт? Решите задачу с помощью уравнения.
<  Слайд 6  >

Задание 4 (задача): имелось несколько ящиков. Когда в каждый ящик положили по 12 кг. слив, осталось ещё 16 кг. Сколько было ящиков, если всего было 220 кг. слив?

Учитель. Вот вы и на острове. Чтобы достать сокровища, нужно всем вместе решить уравнения.

Задание 5. <  Слайд 7  >

Каждая команда решает по два уравнения в тетрадях, сообща. Решив, находят на столе учителя карточку с ответом и ставят её к доске на  позицию, соответствующую номеру уравнения. Когда все уравнения решены, учитель переворачивает карточки и складывает ключевое слово.

Задания: решите уравнения:

Первой команде: 1) 48х = 192   (ответ 4,  «з»)

2) ( 26 – z ) : 5 = 5  (ответ 1, «н»)

Второй команде: 3) 8192 : у = 512    (ответ 16, «а»)

4) ( 8 + у ) * 7 = 63 (ответ  1, «н»)

Третьей команде: 5) 54х = 648     (ответ  12, «и»)

6) 18 * ( х – 15 ) = 72  (ответ 19,  «я»).

Учитель. Итак, получилось слово «ЗНАНИЯ». Это и есть сокровища, которые вы находите, учась в школе.

III. Итоги урока

Выявление команды, победившей в игре, капитаны подводят итоги, выставление оценок.

IV. Домашнее задание: п.п.11 – 13, №№ 509, 511(г,д,е), 543(а).  <  Слайд 8  >

V. Заключительное слово учителя

<  Слайд 9  >

Рефлексия (учащимся предлагается высказать впечатления об уроке).

Список  используемой литературы:

  1. Учебник «Математика 5 класс». Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.   «Мнемозина», 2014г.
  2. «Математика 5 – 11 классы. Игровые технологии на уроках». Автор – составитель Н.В.Барышникова. Волгоград,  изд-во «Учитель», 2007 г. (статья «Урок – морское путешествие.  5 класс. Обобщение по темам «Буквенная запись свойств сложения и вычитания», «Уравнения».»

19.02.2015