Урок математики «Число "20". Состав числа». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: комбинированный.

Форма урока: путешествие.

Цель урока. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки счёта в пределах 20.

Задачи урока:

  • Образовательные: продолжать формировать у учащихся представления о числе 20;
  • Коррекционно-развивающие задачи: корригировать мыслительную деятельность, память, математическую речь через решение примеров и задачи; мелкую моторику через письменные работы, не произвольное внимание через перенесение точек по клеточкам с карточки в тетрадь (выполнение геометрического материала); совершенствовать умения работать по образцу и ориентироваться в тетради;
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к учебному процессу, предмету математика.

Используемые методы: объяснение, демонстрация, наблюдение, работа с книгой,игра, упражнение, применение технических средств обучения.

Оборудование: капельки,где записаны оценки “3”, “4”, “5”, карточки с условием задачи,карточки с цепочками, карточки с точками для выполнения геометрического материала, мультимедиа, компьютер, экран, презентация (см. Приложение).

Речевой  материал: сложение, вычитание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(Приложение 1. Слайд 1)

– Долгожданный дан звонок. Вы готовы начать урок? (Ответы обучающихся.)
– Всё ль на месте, всё в порядке: ручка, книжка, и тетрадка? (Ответы обучающихся.)
– За парты правильно присядьте. Свой взгляд на меня вы направьте. На уроке не шумите. Учителя и одноклассников уважайте. Все задания выполняйте. (Обучающиеся присаживаются за парты и направляют взгляд на учителя.)
–  Какой сейчас урок? (Урок математики.) (Слайд 2)
– Какое сегодня число? (Сегодня 16 число.)
– Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц апрель.)
– Апрель это месяц, какого времени года? (Апрель это месяц весны.)
– Правильно у нас на дворе весна. У каждого времени года, в том числе и у весны, есть свои приметы. Какие, мы узнаем, совершив путешествие.

Мотивация:

– Во время путешествия за каждое правильно выполненное задание и правильный ответ вы будете получать капельки, на которых записаны оценки. Затем в конце урока их посчитаем.

2. Проверка домашнего задания

– Начинаем наше путешествие по  приметам весны. Обратите внимание на слайд. (Слайд 3)
– Назовите по картинке первую примету весны. (Весной ярче светит солнце.)
–  Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Яркое солнце, интересуется, как вы выполнили домашнее задание. Откройте тетради. Вспомните, что было задано. (Надо было списать числа с карточки в рабочую тетрадь, сначала слева от каждого числа записать предыдущее число, затем справа от каждого числа записать следующее число.) (Слайд 4)
– Сколько чисел нужно было записать I группе, II группе и III группе. (Нужно было записать I группе – 6 чисел: 19, 17, 15, 13, 11, 9; II группе – 5 чисел: 19, 17, 15, 13, 11;  III группе – 3 числа: 19, 15, 9.) (Слайд 5)
– Проверим правильность записи чисел, их предыдущих и следующих чисел, сравнивая запись на слайде с записью в тетради. Если какое-либо число записали не правильно, то простым карандашом зачеркните неправильное число и сверху напишите правильное. (Обучающиеся проверяют домашнее задание, зачитывая число, к нему предыдущее и следующее числа. Исправляют ошибки, если таковые имеются.)
– Итак, домашнее задание проверено. Поднимите руки, у кого нет ошибок при выполнении домашнего задания – оценка ”5”. (Обучающимся, выполнивших домашнее задание без одной ошибки, раздаются капельки с оценкой  ”5”.)
– Поднимите руки, у кого имеется одна или две ошибки – оценка ”4”. (Обучающимся, выполнивших домашнее задание с одной или двумя ошибками, раздаются капельки с оценкой  ”4”.)
– Поднимите руки, у кого имеется три или больше трёх ошибок – оценка ”3”. (Обучающимся, выполнивших домашнее задание с тремя или более ошибок, раздаются капельки с оценкой  ”3”.)

3. Подготовка к активной деятельности на уроке

– Сегодня на уроке мы будем продолжать работу над темой «Число 20. Состав числа».
(Слайд 6)
Целеполагание:
– Во время путешествия мы будем работать над числом 20, закрепим навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20. Будьте внимательны и аккуратны при выполнении заданий. Хорошо подумайте, прежде чем отвечать на вопросы. Продолжим путешествие. Солнце пригрело землю, снег стал таять.
– Посмотрите, что же произошло дальше. (Слайд 7) Назовите вторую примету весны. (Весной капает капель.)
– Для проверки не забывайте нажать на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
 
Устный счет и работа с числом 20(Слайд 8)

– Смотрите, на крыше дома висят сосульки. Сосчитаем их. Работаем по цепочке. (Обучающиеся считают сосульки по цепочке.)
– Сколько всего сосулек на крыше? (Всего двадцать сосулек.)
– Число 20 однозначное или двухзначное число? (Число 20 двухзначное число.)    
– Почему? (Потому что в записи числа 20 две цифры.)
– Какую цифру в числе 20 надо писать сначала, какую потом? (В числе 20 писать надо сначала цифру 2, потом – цифру 0.)
– Сколько десятков в числе 20? (В числе 20 два десятка.)
– Сколько единиц в числе 20? (В числе 20 нуль единиц.)
– После какого числа следует число 20? (Число 20 следует после числа 19.)
– Какое число предшествует числу 20? (Числу 20 предшествует число 19.)
– Молодцы! При повторении ранее изученного материала, правильно и полными предложениями отвечали на вопросы … (называются имена обучающихся), поэтому вы получаете оценку ”5”. Оценку ”4” заработали … (называются имена обучающихся), потому что вы не всегда правильно и полными предложениями отвечали на вопросы. … (называются имена обучающихся) чаще всего отвечали на вопросы не правильно и с помощью, поэтому вы получаете оценку ”3”. (Раздаются капельки, соответствующие выставленным оценкам.)
– Путешествие по приметам весны продолжается.
(Слайд 9)
– Посмотрите на картинку и назовите третью примету весны. (Весной текут ручьи.)
– Для проверки не забудьте нажать на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Правильно. А по ручьям можно пускать кораблики. Вы пускали когда-нибудь такие кораблики? (Ответы обучающихся.)
(Слайд 10)
– Смотрите, к нам по ручью плывут кораблики, преодолевая на своём пути разыгравшиеся волны. Выполним пальчиковую гимнастику. Покажем, как играют волны, при этом повторим обратный счёт в пределах 20.  Ну-ка вместе, ну-ка дружно. (Под шум волн обучающиеся выполняют волнистые движения рук, проговаривая хором обратный счёт в пределах 20.)

4. Организация деятельности по применению полученных знаний

Работа в тетрадях

– Пальчиковую гимнастику выполнили. Можно и в тетрадях пописать.(Слайд 11) Опустите взгляд на парту, обратите внимание, правильно ли лежит у вас тетрадь, если нет, то поправьте её. Возьмите в одну руку ручку, а другую положите на тетрадь. Спину выпрямите. Голову слегка наклоните вперёд.  (Проверяют правильное положение тетради на парте, свою посадку за партой.)
– Отступите в своих тетрадях от домашнего задания 4 клетки вниз, восемь клеточек вправо и запишите сначала число, месяц. После чего отступите клеточку вниз и четыре клеточки вправо и запишите классная работа. (Отступая нужное количество клеточек вниз и вправо, обучающиеся записывают в тетрадях: 16 апреля. Классная работа.)
– Наше путешествие продолжается.
(Слайд 12)
– Посмотрите внимательно на картинку и назовите четвёртую примету весны. (Весной прилетают птицы с юга.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Каких перелётных птиц вы знаете? (Скворцы, грачи, ласточки, дикие гуси и утки, лебеди.)

а) Чистописание.

– Так же как птицы летят с юга друг за другом, и вам надо чисто и аккуратно под музыку написать строчку числа 20. (Обучающиеся записывают строчку числа 20.)
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность записи числа 20  и каллиграфию. (Обучающиеся меняются тетрадями и проверяют правильность записи числа 20  и каллиграфию.)
– Друг другу выставьте оценки за каллиграфическое написание числа 20. (Обучающиеся выставляют друг другу оценки за каллиграфическое написание числа 20. Учителем раздаются капельки с оценками.)

б) Оформление и решение задачи.

– Смотрите, одна из птиц что-то несёт в клюве. Это конверт с задачей. (Слайд  13)
 (Учащимся раздаются карточки с задачей.) Нам предстоит её составить, решить и записать в тетрадях.
– Рассмотрите картинку. (Рисунок на карточке:)

– Что на ней нарисовано? (На картинке нарисован кошелек.)
– Прочитайте надписи. (20 рублей минус один рубль.)
– Составьте задачу. (В кошельке  было 20 рублей. Из кошелька взяли 1 рубль. Сколько рублей осталось в кошельке?)
(Слайд 14)
– Что известно в задаче? (В задаче известно, сколько было в кошельке денег, и сколько взяли из него.)
– Что нужно найти в задаче? (В задаче нужно найти, сколько рублей осталось в кошельке.)
– Какие слова нам нужны для составления краткой записи?   (Для составления краткой записи нам нужны слова: было, взяли, осталось.) (Слайд 15)
– Как запишем вопрос? (Сколько рублей осталось в кошельке?) (Слайд 16)
– Каким действием воспользуемся при решении задачи? (При решении задачи воспользуемся вычитанием.)
– Что запишем при решении задачи? (20 р. – 1 р. =19 р.) (Слайд 17)
– Сформулируйте ответ задачи. (В кошельке осталось 19 рублей.)
– Как кратко запишем ответ? (Ответ. 19 рублей.) (Слайд 18)

При разборе задача учителем оформляется на доске:

Задача.

Было – 20 р.
Взяли – 1 р.
Осталось - ?

Решение.

 Сколько рублей осталось в  кошельке?
20 р.–1 р. =19 р.

Ответ. 19 рублей.

(Обучающиеся наблюдают за правильным оформлением задачи.)

– Запишите краткую запись, решение и ответ задачи у себя в тетрадях, соблюдая правила оформления (отступы). (Обучающиеся записывают краткую запись, решение и ответ задачи у себя в тетрадях, соблюдая правила оформления).
– Задача решена. Получите капельки за её решение. (Учителем раздаются капельки с оценками за решение и оформление задачи.)
– Я вижу, что при решении задачи вы немножечко устали. Предлагаю вам провести физкультурную минутку. (Слайд 19)
– Тихо встаньте из-за парт. Начинаем отдыхать. (Встают из-за парт. Выходят к доске. Становятся друг за другом.)

Физкультурная минутка:

Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах. (Бегут по кругу друг за другом)
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах. (Спокойно идут друг за другом.)
Льёт лучи на лес и луг
(приседают – встают)
И на все цветы вокруг.
(«Цветок» над головой)

– Отдохнули? (Ответы обучающихся.)
– А сейчас тихо и соблюдая правильную посадку, присядьте за свои парты. Продолжим наше путешествие. (Обучающиеся тихо и соблюдая правильную посадку, присаживаются за  парты.)
– Путешествие по приметам весны продолжается. (Слайд 20)
– Назовите пятую примету. (Весной появляются первые цветы.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Как называются первые цветы? (Первые цветы называются подснежниками.)
– На этой поляне с подснежниками предлагаю вам следующее задание.(Слайд 21)

в) Решение примеров.

– Получите карточки. (Раздаются карточки с цепочками.) Выполним игровое упражнение «Цепочка». Впишите нужные числа в пустые фигуры, прежде составив и записав пример в тетрадях (дифференцированное задание). (Составляют по карточкам и решают примеры, затем вписывают нужные числа в пустые фигуры на карточках.)  
– Обучающиеся III группы работает со мной у доски, а остальные самостоятельно в тетрадях. Отступите от решённой задачи одну клеточку вниз и восемь клеточек вправо. Запишите слово примеры с заглавной буквы.  Приступим к выполнению задания.

Запись  на карточках:

– Проверяем выполненное задание по цепочке с комментированием. (Обучающиеся объясняют выполненное задание  по цепочке: К 2 прибавить 5 получится 7 (2+5=7). К 7 прибавить 3 получится 10 (7+3=10). К 10 прибавить 10 получится 20 (10+10=20). Из 20 вычесть 1 единицу получится 19 (20–1=19). Из 19 вычесть 1 единицу получится 18 (19–1=18). Из 18 вычесть 1 единицу получится 17 (18–1=17).)
– Молодцы! Задание выполнено, получите капельки. (Выставляются обучающимся оценки за решение примеров. Раздаются капельки с оценками.)
– Продолжаем путешествие. (Слайд  22)
– Рассмотрите картинку. Назовите шестую примету весны. (Весной просыпаются насекомые.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Каких насекомых вы знаете? (Бабочка, стрекоза, оса, пчела, муха, комар, кузнечик.)

г) Геометрический материал.

– На этой страничке путешествия выполним геометрический материал.
(Слайд 23)

Рисунок на карточке:

– Обратите внимание. На карточке изображены точки. Сначала по  клеточкам перенесите их к себе в тетрадь в таком же расположении друг от друга. Потом соедините эти точки по порядку прямыми линиями, начиная с числа 10 с помощью линейки. И вы узнаете, что находится ещё на поляне, где просыпаются насекомые. Приступим к выполнению данного задания. (Обучающиеся переносят по клеточкам данные на карточке точки,  соединяют их по порядку прямыми линиями, начиная с числа 10 с помощью линейки.)
– Что у вас получилось? (У нас получилась ель.)
– Как вы думаете, из каких геометрических фигур её можно составить? (Её можно составить из одного большого треугольника, двух маленьких треугольников и двух одинаковых квадратов.)
– За выполнение геометрического материала получите капельки с оценками. (Выставляются обучающимся оценки за выполненный геометрический материал. Раздаются капельки с оценками.)

5. Объявление домашнего задания

– Итак, геометрический материал выполнен и оценен. Перейдём к информации по домашнему заданию. Домашнее задание у каждого из вас на карточке. Даны примеры. Вам необходимо сначала вписать нужные числа в пустые квадраты на своих карточках, затем переписать примеры в рабочую тетрадь.

(Слайд 24)

1 группа – 1, 2, 3 столбики,
2 группа – 1, 2 столбики,
3 группа – 1 столбик.

Запись на карточках:

6. Подведение итогов

– Наше путешествие подошло к концу. Подведём итоги.
(Слайд 25)
– Чем занимались на уроке? (Сегодня на уроке мы путешествовали. По картинкам определяли приметы весны. Выполняли задания. Писали число 20. Решали задачу, примеры в пределах 20. Вписывали числа в пустые фигуры. Рисовали ель по точкам.)
– На следующем уроке мы будем продолжать работать над числом 20. При выполнении заданий мы будем находить пропущенные числа, сравнивать числа между собой, находить двузначные числа среди однозначных чисел, выполнять сложение и вычитание в пределах 20. А сейчас сосчитайте капельки с каждой оценкой отдельно, полученные за выполнение заданий на уроке. Поднимите капельку с оценкой, которой  получилось больше всего. (Считают и поднимают капельки с оценкой, которой получилось больше всего.)
– Вот с такой капельки начинается ручеёк, а с маленького успеха начинается  большой успех в освоении математики. Эти оценки и будут выставлены вам в журнал. (В журнал выставляются оценки.)
(Слайд 26)
– Спасибо всем за работу на уроке.

Список используемой литературы:

  1. Алышева Т. В. Математика: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. В 2 частях. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011;
  2. Алышева Т. В. Математика: Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. В 2 частях. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010;
  3. Кудрина С. В. Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010;
  4. Презентация «Методика обучения составлению рассказа по пейзажной картине». /Лексическая тема: весна (подготовительная группа);
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Под ред. В. В. Воронковой. Подготовительный, 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2010;
  6. Урок математики во 2 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток».   Учитель: Сюзева Е.М. Интернет-ресурсы;
  7. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005.