Работа над словом в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Работа над словом в начальных классах является одной из важнейших работ по развитию речи обучающихся. Она ведётся на всех предметах: на уроках чтения и русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии потому, что в процессе обучения дети сталкиваются с незнакомыми словами и выражениями.

Работа над словом ведётся в нескольких направлениях:

а) работа над значением незнакомых слов и понятий в текстах;
б) работа по образованию (история возникновения) слов;
в) работа с орфографическим словарём;
г) работа с толковым словарём;
д) работа со словарём синонимов и антонимов;
е) знакомство и работа со справочной литературой для младших школьников.

Работа над значением слов начинается с букварного периода и продолжается в течение всех лет обучения в начальной школе. Как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. На уроках чтения, встречаясь с незнакомыми словами в текстах, учитель объясняет значения этих слов, вместе с детьми составляет предложения с этими словами.

На уроках русского языка можно завести тетрадку-словарик, куда дети записывают слова, правописание которых надо запомнить. Рядом со словом дети наклеивают или рисуют картинку. Обычно словарики получаются яркие, красочно оформленные и помогают ребёнку лучше запомнить трудное слово. Получается взаимосвязь: слово – образ. Перед тем как записать слова, дети выясняют значение каждого слова.

Дети знакомятся с орфографическим словарём. Учитель объясняет назначение словаря, принцип составления. Работа с орфографическим словарём развивает зрительную и механическую память, помогает правильному написанию слов, вырабатывает орфографическую зоркость и обогащает словарный запас школьников.

Также дети знакомятся с толковым словарём. Работа с толковым словарём приучает ребёнка к мысли, что значение непонятного слова можно найти в книге: открой, найди, узнаешь.

Словари синонимов и антонимов помогают в работе над синонимами и антонимами, над «крылатыми словами» и выражениями. Эти словари будят пытливость детей и заставляют их мыслить, развивают чувство юмора и обогащают речь обучающихся.

Справочную литературу можно использовать для подготовки доклада по чтению или окружающему миру. Дети учатся письменной культуре речи, у них появляются интересные мысли и рассуждения, образные сравнения.

А впереди у детей ещё долгие годы учения, а первый кирпичик положен – есть запас слов, ребёнок может ярко и образно выразить свои мысли и чувства, учится рассуждать, расширяется его кругозор, а самое главное – появляется любознательность, поиск нового и интересного и страсть к чтению, потому что новое и интересное люди узнают из книг.