Анализ рассказа В. Осеевой "Волшебное слово" с позиции формирования нравственных качеств личности

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Гармония»


На уроке литературы дети знакомятся с произведениями, в которых заключен огромный нравственный потенциал. В процессе анализа учащимися содержания произведения дети должны задумываться о вечных ценностях, рассуждать о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Тип урока: урок изучения нового материала

Учебно-методическое обеспечение: УМК "Гармония", 3 класс

Оборудование:

  • Кубасова О. В.. Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч. Ч. 1.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008 г.– с. 168-171.– толковый словарь,
  • этимологический словарь,
  • словарь синонимов,
  • мультимедийная презентация.

Цель: создание условий для формирования и развития нравственных качеств личности

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с социокультурными категориями "доброта", "вежливость" через осмысление содержания рассказа.
  • Развивающие: развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), обогащать социокультурный опыт учащихся.
  • Воспитательные:воспитывать вежливое и уважительное отношение к окружающим; воспитывать любовь и уважение в семье.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Целеполагание, мотивация

Учитель:Сегодня на уроке речь пойдет о волшебных словах.
– Какие это слова? (Слова, которые совершают что-то волшебное, творят чудеса)
– Какие чудеса могут быть? (Что-то необычное, нереальное)
– Где мы встречаемся с чудесами? (В сказках)
– Верно, но существуют слова, которые творят чудеса каждый день. И вы эти слова знаете. Нам остается только вспомнить их, а поможет нам в этом произведение В. Осеевой "Волшебное слово". (Приложение 1. Слайд 1)

3. Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения)

– Кто автор произведения? (Валентина Александровна Осеева) (Слайд 2)
– Что мы знаем о писательнице и её творчестве? (Советская детская писательница, 16 лет воспитывала малолетних правонарушителей и детей-беспризорников, на досуге сочиняла сказки и рассказы для них, раскрывая образы человеческие отношений, близкие детям, воспитывая добрые мысли и чувства)

– С какими произведениями знакомы? Какова их тематика? (Слайд 3) (Это поучительные произведения о детях и для детей, которые заставляют задуматься, что есть добро и зло, помогают различать плохие и хорошие поступки, учат уважению и любви к людям, честности, чуткости к окружающим)

4. Изучение нового материала

А) Работа с текстом до чтения

Работа с иллюстрациями к произведению (рассматривание иллюстраций, выявление главных героев, возможного сюжета) (Слайд 4)

– "Волшебное слово = заклинание в сказке", а зачем нам нужны "заклинания"? (Слайд 5)

– О чём может пойти речь в произведении?

Б) Работа с текстом во время чтения

Комментированное чтение (приём инсерт – чтение с пометками)

Учитель:Давайте начнем читать текст, обращая внимание на непонятные вам слова и отмечая слова, которые характеризуют главного героя. Возможно, у вас появятся вопросы, которые вы бы могли задать автору о герое и его поступках.

Чтение текста на стр. 168-169.

Словарная работа (при необходимости обратиться к словарю):

Покосился – смотреть искоса, сбоку
Буркнул – сказал невнятно, проворчал, пробормотал
Чуть не поддал хорошенько – не побил, не ударил
Всё равно от тебя не отстану – получу желаемой любой ценой, совершая любые поступки
Широко раскрыла глаза – удивилась
Стряпает – готовит пищу
Противень – четырехугольная жестяная сковорода, железный с загнутыми краями лист для выпечки пирогов
Поднял брови – удивился
Взъерошил волосы – растрепал, взлохматил

Слова, описывающие поведение Павлика: подвиньтесь, ну и ладно, а вам-то что, крикнул, стукнул кулаком, раскрыл рот, вскочил и побежал.

Слова, описывающие состояние Павлика: красное сердитое лицо мальчика, покосился, буркнул, сжал кулаки, чуть не поддал хорошенько, засопел от обиды, крикнул, стукнул кулаком, замолчал, раскрыл рот.

– Опишите поведение и настроение мальчика, когда он встретился со стариком. (Слайд 6)
– Как вы думаете, почему Павлик так разговаривал с пожилым человеком? (Он всегда так со всеми общается)

Выборочное чтение:

– Докажите, что это так. Перечитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к родным.

– Как Павлик разговаривал с сестрой? (Раздраженно).
– Как вёл себя с бабушкой? (Он обижался на неё).
– Как общался с братом? (Был назойлив и злился на него).
– Каким вы представили главного героя? (Обидчивый, грубый, назойливый…) (приём кластер) (Слайд 7)
– Почему Павлик так себя вёл? (Он не знает правил вежливости, не умеет разговаривать с родными и со старшими)
– Получается, главный герой не любит своих родных? Не уважает их?
– А какие взаимоотношения должны быть в семье? Ответы учащихся.

– Как вы думаете, какое слово сказал старик? А что мог еще сказать старик? (Объяснить, что так разговаривать невежливо, как нужно поступать, если хочешь, чтобы твою просьбу выполнили).
– Как нужно произносить волшебное слово? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза) Почему?
– Что может произойти с героем дальше? (приём антиципации – предвосхищение, предугадывание).

– Давайте продолжим чтение, обращая внимание на реакцию домочадцев Павлика на волшебное слово: «сестра широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала; слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке; за столом все замолчали, сестра и бабушка стали просить, чтобы брат взял Павлика с собой; брат рассмеялся, потрепал по плечу, взъерошил волосы». (Слайд 8)
– Как вы думаете, изменится ли теперь жизнь? Как он будет относиться к своим родным? Почему? (Слайд 9)
– Старичок в сквере действительно волшебник? Какой он человек на самом деле? (Добрый, вежливый) (Слайд 10)
– А что значит быть добрым? Ответы учащихся.

В) работа с текстом после чтения

– А как вы понимаете слово "вежливость"? Ответы учащихся.
– Давайте обратимся к словарям: толковому, этимологическому, словарю синонимов (толкование слова) (Слайд 11)

Вежливый:

1) соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный;
2) знающий как себя вести.

Этимология слова "вежливый": исконно русское, появилось в XIII веке, происходит от глагола "ведать" = знать, было слово "вежа" = знаток, опытный, знающий человек; лексическое значение слова изменилось и с XVIII века это синоним к словам "обходительный", "воспитанный".

– Значит, наше волшебное слово это вежливое слово. Зачем нужны вежливые слова?
Ответы учащихся.

5. Закрепление изученного материала (продолжение работы с текстом после чтения).

Конкурс вежливых слов:

– Давайте с вами поработаем в группах: проверим, какие вежливые слова вы знаете. Каждая группа должна составить список вежливых слов и привести пример, в каких ситуациях они используются. Но сначала вспомним правила работы в группе (слушать другого, уважать чужую точку зрения, вежливо высказывать своё мнение).

Проверка работы групп. (Слайд 12)

Подбор пословиц:

– Продолжаем с вами работать в группах. Подберите пословицы, которые подойдут к нашему рассказу. (Слайд 13)

  • Добрый человек добру и учит.
  • Волшебное слово всегда помочь готово.
  • Вежливость украшает человека.
  • Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
  • Доброе слово путь к сердцу открывает.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброе слово дороже богатства.

6. Рефлексия

– Могут ли слова изменить отношения между людьми? (Слайд 14)
– Каким становится человек, который знает и постоянно употребляет в речи волшебные слова? (любящим, уважительным, добрым, вежливым, внимательным)

– Продолжите фразы: (Слайд 15)

  • Я произношу вежливые слова, когда ...
  • Правила вежливости мне помогают в …
  • Я бы хотел, чтобы окружающие были вежливыми, потому что …

7. Подведение итогов урока

– Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
– Подходит ли это предложение к нашей сегодняшней беседе? Почему?
– Какой ещё вывод можно сделать?

8. Домашнее задание: Чтение по ролям/инсценировка/продолжи историю.