Урок по теме "Растворимость веществ в воде. Растворы". 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. – 176 с.

Цель: сформировать представление учащихся о растворимости веществ, растворах, концентрации растворов.

Задачи:

  • способствовать  систематизации  понятийного аппарата: растворитель, растворенное вещество, раствор, растворимость веществ в воде, концентрация растворов
  • «5»  – обосновать,   доказать;  «4» – характеризовать, применить;  «3» – рассказать;
  • способствовать совершенствованию специальных предметных умений: решать и составлять задачи по теме «Растворы»
  • способствовать  формированию общеучебных умений:   
  • а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты,  устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать, классифицировать, делать выводы); 
  • б) учебно-информационных (работать с  текстом, преобразовывать текстовую задачу в знаковую);
  • в) учебно-организационных (понимать смысл задания,  распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);                                            
  • способствовать формированию критического мышления учащихся  (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными); 

Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением  парных, индивидуальных  форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность учебного занятия:  90 минут.

Использование  педагогических технологий: метод  эвристического обучения, обучение в сотрудничестве

ХОД УРОКА

I. Организационный момент – 3 мин: мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация

II.  Фронтальная беседа (12 мин)

– Как часто мы встречаемся с растворами в жизни? Какие растворы мы знаем? (Моря, реки, океаны; растворы в быту: раствор соли, раствор сахара, раствор стирального порошка и др.; медицинские растворы и т.п.)
– Что является основой большинства известных нам растворов? (Вода)
– Давайте подумаем, как образуется раствор? (Приложение 1, слайд 2)

Вода

что добавили + растительное масло + речной песок + поваренная соль (NaCl) + оксид калия (K2O)
Растворение нет нет да да
Химическая реакция нет нет нет да
K2O + Н2О ––> 2КОН
Что образовалось неоднородная система (эмульсия) неоднородная система (суспензия) однородная система (раствор) однородная система (раствор)

– Где произошло растворение? (В случае с поваренной солью и оксидом калия)
– Где произошла химическая реакция? (В случае с оксидом калия, образовалось новое вещество)
– В чем сходство между образованием смеси (суспензии и эмульсии) с образованием раствора?
– В чем отличие процесса растворения от химической реакцией? (Не образуется новых веществ)

III. Изучение нового материала. Объяснение учителя с элементами фронтальной беседы и решения задач. 30 мин.

1. Давайте попытаемся сформулировать, что такое раствор? (слайд 3)

Определение: растворы – это однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

2. Растворимость (слайд 4) – способность вещества образовывать с другими веществами (растворителями) однородные системы – растворы

Зависит:

  • От природы растворяемого вещества
  • От температуры

3. Зависимость от природы растворяемых веществ (слайд 5). Все вещества делятся на:

  • хорошо растворимые,
  • малорастворимые,
  • практически нерастворимые.

*Работа с таблицей растворимости

4. Зависимость растворимости веществ от температуры (слайд 6)

*Работа с графиком растворимости веществ.
*В заливе Кара-Богаз-Гол (Туркмения) при температуре воды +50С на дне выпадает белый осадок соли Na2SO4, а выше этой температуры осадок исчезает. Как Вы думаете, чем это можно объяснить?

5. Таким образом растворы бывают (слайд 7):

насыщенные

ненасыщенные

это растворы, в которых данное вещество при данной температуре больше растворяться не может  это растворы, в которых данное вещество при данной температуре еще может растворяться

6. Коэффициент растворимости – это масса вещества (г), способная раствориться в одном литре растворителя (л)

Например, растворимость NANO3 равна 80,5 г/л при 100С. Это означает, что при данной температуре в одном литре воды может раствориться 80,5 г. нитрата натрия.

IV. Решим задачу (слайд 8)

В 400 мл. воды при 200С может раствориться 48 г. сульфата калия. Какова растворимость сульфата калия при данной температуре?

*** Интересный факт. Поскольку сульфат калия признан безопасной пищевой добавкой, он разрешен к применению в странах Европейского Союза и на территории Российской Федерации. Чаще всего свое применение сульфат калия как добавка находит в качестве заменителя соли. Кроме этого, он выступает в качестве регулятора кислотности в напитках

Решите задачу (слайд 9).

Задачу учащиеся решают в парах.

Тигр приготовил при 20oС 2 раствора: 5 литров раствора хлорида меди (II) – (голубой раствор) и 3 литра раствора хлорида железа (III) – (желтый раствор). Для приготовления растворов он взял 2,8 кг. FeCl3 и 3,2 кг. СuCl2. Какой из растворов у него получился насыщенным, а какой – нет?
При 20oС растворимость СuCl2 равна 730 г/л, растворимость FeCl3 равна 920 г/л 

Решение:

Растворимость СuCl2 равна 730 г/л, следовательно, для приготовления 5 литров насыщенного раствора ему нужно 730 x 5 = 3650, он взял 3,2 кг = 3200 г. Значит, раствор ненасыщенный.
Растворимость FeCl3 равна 920 г/л следовательно, для приготовления 3 литров насыщенного раствора ему нужно 920 x 3 = 2760, он взял 2,8 кг = 2800 г. Значит, раствор насыщенный.

7. По содержанию растворенного вещества (слайд 10)

Эти понятия относительны, например
25%-ный раствор HCl – концентрированный, а
25%-ныйраствор H2SO4 – разбавленный

8. Выражение концентрации растворов (слайд 11)

Один из способов выражения концентрации растворов – массовая доля (w)

9. Решим задачи (слайд 12):.

Задача 1. Вычислите массовую долю раствора в %, который получится, если 50 г. вещества растворили в 450 г. воды.

Задача 2. Вычислите массу воды и массу соли, которые необходимо взять, чтобы приготовить 300г раствора с массовой долей 15%.

10. Решите задачи (слайды 13, 14, 15).

Задачи решаются в парах – 30 мин.

Задача 1. Для того, чтобы обработать цветы, Винни-Пуху нужно приготовить 2 кг.2%-ного раствора нитрата натрия. Помогите ему вычислить массу воды и массу соли, которые ему нужно взять?

Задача 2. Героям этого мультфильма нужно обработать музыкальные инструменты некоторым 20%-ным секретным раствором. У них есть 700 г. этого раствора с концентрацией 45%. Сколько воды им нужно долить, чтобы получить то, что нужно?

Задача 3. Выполните задание тетушки Совы. Вычислите массовую долю раствора, который получится, если 120 г. соли растворить в 1,4 кг. воды.

Задача 4. Знахарь смешал два раствора: 150 г. 25% -ного раствора и 400 г. 42%-ного раствора. Помогите ему вычислить массовую долю полученного раствора.

Задача 5. Машенька для бульона взяла 700 г. воды, добавила 1,5 чайных ложки соли (15 г.), попробовала – раствор показался ей слишком соленым, и она добавила 500 г. воды. Раствор с какой массовой долей соли получился у Машеньки в итоге?

Задача 6. Мыши помогли Золушке приготовить волшебный раствор. Они взяли два раствора: 200 г. 10%-ного раствора секретного вещества и 250 г. 25%-ного раствора этого же вещества. Затем они добавили к полученному раствору 30 г вещества. Сколько воды нужно долить Золушке, чтобы массовая доля раствора была равна 15%?

V. Проверка решенных задач на доске – 14 мин. (Приложение 2)

VI. Домашнее задание (слайд 16) – 1 мин.

  1. Решите задачи 1,2,3,4 стр. 81
  2. Составьте свою задачу по теме «Растворы». Запишите ее на карточке  размером 12 см x 7 см из белого листа бумаги.

На следующем уроке мы сделаем лотерею из Ваших задач. Вы будете решать задачи друг друга и ставить друг другу оценки.

19.02.2015