Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


(1 слайд)

Слоговая структура слова - взаиморасположение и связь слогов в слове. В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи. (2 слайд)

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева “Вопросы изучения детской речи”, формирование слоговой структуры слов в норме проходит по следующим этапам:

  • 1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
  • 1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
  • 1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
  • 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
  • 2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

(3 слайд)

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, от артикуляционных возможностей, от семантической недостаточности, а по данным последних исследований — от неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Установлено, что эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. (4 слайд)

А.К. Маркова и Четверушкина Н.С. выделяют следующие типы нарушений слоговой структуры слова: нарушение количества слогов, нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога, инертное застревание на каком-либо слоге, уподобление одного слога другому,слияние частей слов или слов в одно, антиципации, контаминации. (5 слайд)

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы. (6 слайд)

Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функциониро-вание всех компонентов языковой системы:произносительной стороны речи (фонетики), лексики, грамматического строя речи. Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, что свидетельствует о наличии ОНР. (7 слайд)

Особенности несформированности слоговой структуры слова на разных уровнях общего недоразвития речи.

На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней. В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5—10 до 25—27 слов.

На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные структуры часто редуцируются.

На третьем уровне развития речи зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами сложной слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов. (8 слайд)

Современные подходы к формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР. (9 слайд)

Данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью. В настоящее время существует несколько методик по формированию слоговой структуры слова.

  1. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.
  3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
  4. Т.А.Ткаченко. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
  5. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие.
  6. Четверушкина Н. С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
  7. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

(10 слайд)

Ткаченко Т.А. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Основные тезисы данной методики.

1. Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическими и грамматическими значениями слова.

2. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его лексического значения.

3. Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную,   кинестетическую функции.

Универсальным вспомогательным средством является в данном случае  специальная символика

Т. А. Ткаченко - зрительные и жестовые символы звуков. (11 слайд) Весь период обучения делится на четыре этапа: подготовительный этап, этап формирования слоговой структуры слова (состоит из 3-х ступеней), этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками), заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи). (12 слайд)

Подготовительный этап.

Цель: Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.) (13 слайд)

Фонематическая база – способность к воспроизведению: сочетаний гласных звуков (АУИ, ОАИУ, УОИА и пр.), слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПО-ПЭ-ПЫ) (14 слайд); слоговых сочетаний  с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ВА-ФА) (15 слайд); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); слов, близких по звуковому составу (ТАК-ТОК-ТУК)(16 слайд).

2. Этап формирования слоговой структуры слова. На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. Для повторения ребёнку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.

  • 1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.
  • 2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.
  • 3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний) содержащих стечение согласных звуков. (17слайд)

Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

В его основу положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него): двухсложные слова из открытых слогов, трехсложные слова из открытых слогов, односложные слова, двухсложные слова с закрытым слогом, двухсложные слова со течением согласных в середине слова, двухсложные слова из закрытых слогов, трехсложные слова с закрытым слогом, трехсложные слова со стечением согласных, трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом, трехсложные слова с двумя стечениями согласных, односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова, двухсложные слова с двумя стечениями согласных, трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова, многосложные слова из открытых слогов. (18 слайд).

Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа). Речевой материал подобран в полном соответствии с программным документом Министерства образования РСФСР “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи” Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Сопутствующие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.
  • Расширение и активизация словарного запаса.
  • Формирование грамматического строя речи. (19 слайд).

Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

В его основу положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой. 5 этапов в работе по формированию слоговой структуры слова:

1 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова

2 этап. Работа над гласными

3 этап. Работа над слогами

4 этап. Работа над слогами со стечениями согласных

5 этап. Работа над словами. (20 слайд)

К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании). Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений. (21 слайд)

Продуктивные виды деятельности:

1. Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

2. Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

3. Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги).

4. Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

5. Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений. (22 слайд)

  • 1 этап. Работа над гласными. Так, традиционное упражнение “Окошко” (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка. Поза “Заборчик” (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами). Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Работа над речевым дыханием. (23 слайд)
  • 2 и 3 этап. Работа над слогами, слогами со стечение гласных. При произнесении звуков выполняются соответствующие ручные позы. Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу( например, звук [п]). (24 слайд)

Работа над словами.

I этап. Упражнения на различение длинных и коротких слов.

II этап.

1. Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

2. Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.

3. Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

4. Упражнения с перестановкой слогов.

5. Упражнение на оценку нормативности.

6. Упражнения на переход к слитному произнесению.

7. Упражнения на образование словосочетаний.

8. Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

9. Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре. (25 слайд)

Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.

1 этап. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации.

1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле.

2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве.

3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве.

2 этап. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений).

1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров.

2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук общих движений и действий.

3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

3 этап. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц).

1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов).

2. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц.

3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности. (26 слайд)

Методика обследования состояния слоговой структуры слов Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи

Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), способности к серийно-последовательной обработке информации позволит определить условия оптимизации процесса коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Методика обследования включает четыре серии заданий.

  • Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста).
  • Вторая - включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
  • Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серийных движений).
  • Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве). (27 слайд)

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов Агранович З.Е.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата). (28 слайд)

Подготовительный этап.

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном. Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использова-ние музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет.

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).

Работа на вербальном материале. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. (29 слайд)

Коррекционный этап.

Коррекционная работа строится на вербальном материале, состоит из нескольких уровней, основана на работе речевого, слухового, зрительного и тактильного анализатора. Параллельно проводится работа над слоговой структурой слова и звукопроизношением, развитием артикуляционного аппарата, развитием слухового восприятия.

Уровень гласных звуков. 2. Уровень слогов. 3. Уровень слова. (30 слайд)

Методика по формированию слоговой структуры слова Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С.

Формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям: развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура; постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова.

Непосредственно методика работы по данному разделу включает в себя пропедевтический и основной этапы. Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение: восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.); различению на слух длинных и коротких слов; различению на слух слоговых контуров по длине. Главная задача основного этапа — формирование навыка правильного произнесения слов продуктивных классов. (31 слайд)

Классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями (20 типов):

1. Звукоподражания;

2.Двухсложные слова из открытых слогов;

3. Трехсложные слова из открытых слогов;

4. Односложные слова из закрытых слогов;

5. Двухсложные слова из закрытых слогов;

6. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

7. Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

8. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;

9.Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;

10. Трехсложные слова с закрытым слогом;

11. Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

12. Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

13. Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

14. Двухсложные слова с двумя стечениями;

15. Трехсложные слова с двумя стечениями;

16. Четырехсложные слова из открытых слогов;

17. Пятисложные слова из открытых слогов;

18. Четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

19. Пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

20. Слова со сложным стечением (более трех согласных рядом). (32 слайд)

Моторная алалия - системное недоразвитие экспрессивной речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы

Нарушение слоговой структуры слова у детей с моторной алалией: встречается у всех детей, является стойким, удерживается в процессе коррекции дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков, отсутствие восприятия ритмичности построения речи, предшествует работе над звукопроизношением, не поддается коррекции без подготовительного этапа, непостоянство искажений слоговой структуры слова (типов нарушений) затрудняет целенаправленный процесс логопедического воздействия. Развитие фонетической системы речи зависит от состояния словарного запаса, развитие словаря оказывает положительное влияние на состояние фонетической системы алалика.

Поскольку данные темы (формирование слоговой структуры слова и коррекция слоговой структуры у детей с моторной алалией) недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания. (33 слайд)

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с моторной алалией. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

1. Подготовительный (пропедевтический) этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Учитывается: пространственный фактор психической деятельности, динамический фактор психической деятельности, ритмический фактор психической деятельности. Авторы: С.Е.Большакова, Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю., Агранович З.Е., Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С..

2. Коррекционный этап. Формирование слоговой структуры слова или формирование навыка правильного произнесения слов продуктивных классов. Работа ведется на вербальном материале.

Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка.

Авторы: Четверушкина Н.С., Ткаченко Т.А., С.Е.Большакова, Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю., Агранович З.Е., Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.. (34 слайд)

3.02.2015