Открытый урок по теме «Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы». 10-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (274,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: освоение и закрепление нового материала, закрепление навыков практической работы.

Цели урока:

Обучающие:

  • ввести понятие массива, его элементов, запись, виды массивов, типы массивов;
  • научить решать задачи по теме: “Одномерные массивы”.

Развивающие:

  • развивать представления о возможностях программной среды QBasic;
  • привить навык работы в данной среде, создания ;
  • привить навык самостоятельной работы, навык обобщения.

Воспитательные:

  • воспитание терпения в работе, четкой организации учебного процесса, информационной культуры, культуры общения.

ТСО: мультипроектор.

Программная поддержка: среда программирования QBasic.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Фронтальный опрос.

  1. Что называется массивом? Приведите примеры.
  2. Что называется одномерным массивом? Приведите примеры.
  3. Что называется двумерным массивом? Приведите примеры.
  4. Как задается имя и размерность данного массива?
  5. Обозначение элементов массива?

III. Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы.

Объяснение нового материала сопровождается презентацией подготовленной учителем информатики данного класса. Презентация.

Понятие массива (слайд 3).

Массив - упорядоченное множество однородных элементов объединенных одним именем.

Существует два вида массивов: одномерные и двумерные.

Типы массивов бывают следующими:

  • числовой (целочисленный) массив;
  • вещественный массив;
  • символьный (литерный или текстовый) массив.

Одномерный массив (слайды 4, 5).

Одномерным массивом называется линейная таблица.

Каждый массив имеет имя и размерность:

  • имя массива – это любая буква латинского алфавита.
  • размерность массива - количество элементов этого массива.

Например, если A(N) – массив, то A – имя, N – размерность.

Примеры.

  1. A(N) – одномерный числовой массив, его элементы перечисляются А(1), А(2), ..., A(N).
  2. А(7) – числовой массив, N=7.
-3 7 1/2 0 8 -1 1/3
А(1) А(2) А(3) А(4) А(5) А(6) А(7)

Двумерный массив (слайды 6 – 10).

Двумерный массив определяется, как прямоугольная таблица (пересечение определенного числа строк и столбцов).

Массив имеет имя и размерность:

  • имя массива – это любая буква латинского алфавита.
  • размерность массива - количество строк (М) и столбцов (N) этого массива.

Например, если В(М, N) – массив, то В – имя, МN – размерность.

Примеры.

1) Двумерный массив (матрица) – В(M, N). В(m, n), m – строк, n – столбцов.

2) Двумерный числовой массив В(2, 4), 2 – строки, 4 – столбца.

  1 2 3 4
1 0 -5 -10 -20
2 5 0 -5 -15

В(1, 1)=0, В(1, 2)= -5, В(1, 3)= -10, В(1, 4)= -20

В(2, 1)=5, В(2, 2)=0, В(2, 3)= -5, В(2, 4)=15

3) Двумерный массив (матрица) – C(N, N). C(n, n), n – строк, n – столбцов.

4) Двумерный числовой массив C(3, 3), 3 – строки, 3 – столбца

  1 2 3
1 0 -5 -10
2 5 0 -5
3 0 -2 -1

C(1, 1)=0, C(1, 2)= -5, C(1, 3)= -10

C(2, 1)=5, C(2, 2)=0, C(2, 3)= -5

C(3, 1)=0, С(3, 2)= -2, С(3, 3,)= -1

Обработка одномерного массива (слайд 18).

Для обработки одномерных массивов надо организовать одинарный цикл, позволяющий сделать перебор всех элементов.

Если A(N) - одномерный числовой массив, то его элементы перечисляются А(1), А(2), ..., A(N).

Пусть i – параметр цикла, тогда i=1, ...,N.

Обработка двумерного массива (слайд 19).

Двойные или вложенные циклы организуются для обработки двумерных массивов. Циклы открываются по 2-м различным параметрам, что дает возможность осуществить перебор элементов по строкам и по столбцам.

Если В(М, N) – двумерный числовой массив, то его элементы перечисляются:

В(1, 1), В(1, 2), ..., В(1, N)
---------------------------------
В(М, 1), В(М, 2), ..., В(М, N).

Пусть i, j – параметры циклов, тогда i=1, ..., М и j=1, ...,N.

Обработка массива на ЭВМ (слайд 20).

Для хранения элементов массива в памяти ЭВМ, необходимо зарезервировать место. Для этого вводимый массив объявляется с указанием его размерности, что осуществляется оператором Dimansion (читается “димэншен”).

Общий вид оператора: DIM <имя массива>(размерность).

Пример: DIM A(N).

IV. Закрепление знаний на практике.

Тест для контроля знаний (слайды 11–16). Приложение 1.

Ключ к тесту (слайд 17).

1 2 3 4 5 6
А В Б А Б В

Ответы вносятся в специальный бланк. Приложение 2.

Оценка: “5” - 6 правильных ответов.

  • “4” - 5 правильных ответов.
  • “3” - 4 правильных ответа.
  • “2” - от 1 до 3 правильных ответов.

Обработка массива на ЭВМ – практическая часть (слайды 21 – 24).

Практическая работа по теме “Обработка числовых массивов на ЭВМ”. Приложение 3.

Задача № 1. В одномерном числовом массиве А(К) подсчитать количество отрицательных элементов.

Решение.

REM количество отрицательных элементов

INPUT “ввод размерности”; K

DIM A(K)

N=0

FOR i=1 TO K

INPUT A(i)

NEXT I

FOR i=1 TO K

IF A(i)<0 THEN N=N+1

NEXT I

PRINT “количество отрицательных элементов равно”; N

END.

Задача № 2. В одномерном массиве Y(К) провести следующие преобразования: элементы не превышающие число L оставить без изменения, а остальные заменить на противоположные по знаку.

Решение.

REM преобразование

INPUT “ввод размерности и числа L”; K, L

DIM Y(K)

FOR i=1 TO K

INPUT Y(i)

NEXT I

FOR i=1 TO K

IF Y(i)>L THEN Y(i)= - Y(i)

NEXT I

FOR i=1 TO K

PRINT “Y(“; i; ”)=”; Y(i)

NEXT i

END.

V. Итог урока.

Подвести итог урока, сформулировать основные понятия, разобрать контрольные вопросы:

  1. Что такое массив?
  2. Виды массивов?
  3. Что такое одномерный массив?
  4. Что такое двумерный массив?
  5. Типы массивов?
  6. Как задается имя массива?
  7. Что такое размерность массива?
  8. Описание массива?
  9. Оператор, задающий массив в среде программирования QBasic?

Выставление оценок учащимся.

VI. Домашнее задание.

  • Подготовить ответы на контрольные вопросы.
  • Конспект.
  • Практическая работа: задача № 3, задача № 4.