Остров здоровья

Разделы: Биология


В рамках реализации лицейского проекта “Здоровые дети – здоровая нация”, как одно из направлений построения психолого-педагогической модели здоровьесберегающего пространства, организуется работа клуба “Здоровье”.

Клуб объединяет учеников 8-11 классов. Эти ребята находятся в самом сложном подростковом возрасте, начиная от физиологии и заканчивая психологией. Новообразование подросткового возраста – чувство взрослости. Они требуют определенных прав, готовы принимать самостоятельные решения, но не готовы отвечать за принятые решения.

И как следствие этой особенности подростков - данные различных исследований, которые свидетельствуют о том, что в старших классах число курильщиков и “любителей пива” резко возрастает. Немалую роль играет реклама, которая в той или иной степени оказывает воздействие на формирующийся стиль жизни и самовосприятие молодого человека или девушки. Соединение идеи курения с такими понятиями, как молодость, красота, жизненный успех в значительной степени укрепляет социально-психологическую мотивацию приобретения вредной привычки.

Кроме того, у многих старшеклассников курение уже вошло в привычку, формируется зависимость от табака. Молодые люди начинают понимать как трудно отказаться от курения, даже если знаешь как оно вредно для здоровья. Таким образом, в старшем школьном возрасте, тема отказа от курения занимает одно из главных мест и является одним из главных направлений работы клуба.

Еще одна проблема, связанная с курением и алкоголизмом актуальная для юношества, - это проблема здоровья и красоты женщины, деторождения, материнства, охраны матери и ребенка от пагубного влияния табачного дыма. В деятельности клуба появляются такие проекты, как “Мифы о пользе пива”, “Красота мнимая и настоящая”

Другой аспект, на котором акцентируется внимание при организации работы – вред пассивного курения и ответственность курильщика перед окружающими и членами семьи.

Тезис такой – курение перестает быть личным делом каждого, если оно вторгается в жизнь других людей. Этот тезис находит свое развитие в дискуссиях о правах курящих и некурящих или о том, могут ли дети упрекать родителей за курение.

Говоря о возрастных особенностях, психологических факторах риска развития вредных привычек, мы понимаем, что они способны только потенциально приобщить ребенка к табакокурению, другим психоактивным веществам. Реализуется или нет этот потенциал – зависит от взрослых, окружающих ребенка – родителей и учителей. Если мы сумеем вовремя научить ребенка регулировать свое состояние, удовлетворять потребности в получении удовольствия за счет источников, не разрушающих физическое и психическое здоровье, то даже его предрасположенность к негативным влияниям не сыграет своей печальной роли. Поэтому к работе клуба активно привлекаются – не только ученики и учителя, но и их родители, а также бывшие выпускники. Они привлекаются, как в качестве участников ( ролевые игры, дискуссии, тренинги), так и в качестве членов жюри конкурсов и других мероприятий, способствующих формированию мотивации на сохранение и укрепление здоровья, на воспитание культуры здоровья школьников.

Планируя работу клуба мы придерживаемся двух принципов:

  • подростку должно быть понятно зачем ему учиться быть здоровы, интересно быть здоровым и иметь возможность применить полученные знания в жизни;
  • не стоит тратить слишком много времени на объяснение как нельзя себя вести. В подростковом возрасте осведомленность о негативных последствиях для здоровья той или иной формы поведения часто не выполняет роль защитного барьера и оказывается малоэффективным . Более того подросток может захотеть попробовать. Гораздо эффективнее научить детей как нужно себя вести, чем может помочь им соблюдение правил здорового образа жизни.

Следуя этим принципам подбираются формы работы клуба и их содержание. Открытые заседания Клуба проводятся в формах КВНов (“Остров здоровья”), Спортивных квестов, игр (кулинарные посиделки), способствующих развитию интереса к различным видам спорта, расширяющих представление подростков о правильном рационе питания.

Решению вышеназванных задач способствует проектная деятельность учеников. На конференциях ученики представляют проекты по темам: Твой здоровый завтрак. Польза и вред диет. Игротека – творческий проект. Исследовательский проект “Движение и здоровье” и другие

Регулярно выпускается стенная газета “Клуб Здоровье – информирует”.

Клуб это добровольное объединение учеников, их родителей, учителей и выпускников школы. Существует Совет Клуба, который планирует его работу и осуществляет мониторинг эффективности его деятельности.

На снимке одна из конкурсных работ на тему “Овощи на столе – здоровье в доме”.

Презентация/