«Животноводство». Окружающий мир. 4-й класс. УМК «Школа России»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • ознакомление с животноводством как отраслью сельского хозяйства, с породами домашних животных;
  • развивать познавательно-поисковые способности, навыки монологического высказывания, воображение;
  • формировать умения ставить учебную задачу и выполнять её;
  • работать в группе с различными источниками информации, формулировать выводы и оценивать свои результаты;
  • воспитывать доброе отношение к домашним животным, любовь к природе родного края.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Презентация.

Сегодня на урок я принесла необычную коробочку. Хотите узнать, что в ней находится?

Отгадайте загадку:

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос)

- Как вы думаете, с какой целью я принесла этот колосок?

(Может потому, что на прошлом уроке мы изучали тему “Растениеводство”?)

- А всё ли мы знаем с вами о растениеводстве? Давайте проверим.

Актуализация знаний.

- Что такое растениеводство?

- Перечислите основные отрасли её.

- Назовите главные зерновые культуры?

- Люди каких профессий заняты в растениеводстве?

- С какой целью человек занимается растениеводством?

- Кого бы вы могли накормить продукцией нашего колоска? (животных)

Учитель выставляет на наборное полотно картинки с изображением животных: корова, лошадь, свинья, кролики, лиса, олень.

- Всех ли животных , из имеющихся, вы можете накормить? (дети отбирают “ лишних”).

- Как вы думаете, какую отрасль с/х могут образовать животные. Свяжите это с нашим уроком.

Вы правильно сформулировали тему урока. Какие задачи вы бы поставили на урок, изучая данную тему? (дети ставят задачи урока, слайд 2.)

Построение проекта.

- Как же можно решить поставленные задачи? Где можно найти информацию о животноводстве?

Может уже кто-то скажет, что такое животноводство?

- Где более точно можно посмотреть толкование этого слова?

Работа со словарём Ожегова.

- Ещё нам потребуется знание термина “ порода”. Посмотрите, что означает это слово.

- Какими источниками информации вы можете пользоваться?

(Д.- учебники, справочная литература, энциклопедии) вся названная литература выставляется к доске.

Животноводство – это большая отрасль, и она делится на несколько областей. Об этом мы и продолжим наш разговор, познакомимся с различными отраслями животноводства. Работу будем вести в группах. Нам потребуется четыре группы, каждая получит своё задание.

  • 1-я группа изучает развитие крупного и мелкого рогатого скота;
  • 2-я группа- свиноводство и коневодство;
  • 3-я группа- птицеводство и кролиководство;
  • 4-я группа – рыбоводство и пчеловодство.

(Каждая группа получает карточку – название, план работы в группе и занимает своё место)

- Учебники у вас есть, справочную литературу я даю каждой группе, ещё можно посмотреть энциклопедии. (выставка у доски).

Вспомните работу в группе, распределите между собой обязанности и подготовьте отчёты о своей работе по плану:

- как называется отрасль

- какие животные входят в эту отрасль, их породы

- с какой целью разводит человек эту группу животных.

(Учащиеся работают по учебнику А.А.Плешакова “Окружающий мир” 4 класс.)

Физкультурная минутка.

Реализация построенного проекта.

- группы готовы представить свои отчёты. (Отчёт каждой группы сопровождается показом слайдов презентации и добавлениями учителя).

  • 1-я группа – слайды 3,4,5.
  • 2-я группа - слайды 6,7.
  • 3-я группа – слайды 8,9,10.
  • 4-я группа - слайд 11.

- Учитель: Животноводство - молодая отрасль сельского хозяйства:

Разведением коров начали заниматься 5 тыс. лет назад, овец – 8 тыс.лет, коз - 6,5 тыс. лет, пчёл- 4,5тыс. лет

Процесс получения новой породы – длительный процесс и направлен на улучшение качества продукции, необходимой человеку

- Скажите, все ли перечисленные вами отрасли животноводства можно разводить в нашей местности? Почему?

Обратите ещё раз внимание на карточки с животными, которыми пользовались в начале урока.

Можно ли в нашем крае разводить оленя? Почему?

А лису? (рассказ учителя о разведении чёрных лис).

- Какой сделаем вывод? От чего зависит животноводство? (В каждом крае животноводство имеет особенности, которые зависят от природных условий этого края)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа проводится по тетради на печатной основе стр. 73. (А.А.Плешаков. “Окружающий мир” . Рабочая тетрадь 4 кл.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Сейчас вы выполните мини-тест, проверите его по ключу и поставите себе оценку?

Каждый учащийся получает листок с тестом:

Что даёт животноводство людям?

А) мясо, молоко, яйца, шерсть

Б) фрукты, овощи, злаковые культуры

В) хлопок. Лён, кормовые травы.

2. Домашние сельскохозяйственные животные – это:

А) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые

Б) звери, птицы, земноводные, рыбы

В) пресмыкающиеся, рыбы, птицы.

3. Домашние птицы – это:

А) фазаны, куропатки, страусы.

Б) павлины, орлы, беркуты.

В) индейки, гуси, утки.

4. Пчёл разводят на:

А) ферме б) пасеке в) птицефабрике.

Ключ к тесту

1 2 3 4
а а в б
       

Включение в систему знаний и повторение.

(ответы на вопросы)

  • Какие же отрасли животноводства мы изучили?
  • От чего зависит животноводство в каждом крае?
  • Люди каких профессий заняты в животноводстве?
  • Как связаны животноводство и промышленность?

Рефлексия.

- Как вы считаете, мы выполнили задачи урока?

- Кому из вас пригодятся знания о животноводстве? Кто желает связать жизнь с животными?

По-вашему, это лёгкий труд?

Представьте себе, что вы фермер, занимаетесь производством молока. Как вы его будете реализовывать?

- Как вам работалось на уроке? Было ли комфортно?

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о животном, разводимом человеком. Пользоваться можно энциклопедиями из классной библиотеки.

9.02.2015