Библиотерапия как одна из форм знакомства дошкольников с художественной литературой

Разделы: Работа с дошкольниками


“Жили-были ...”, “В некотором царстве ...” или “Давным-давно ...”. Ни один ребенок и даже взрослый не останется равнодушным услышав эти слова, а значит мы оказываемся в загадочном и волшебном мире сказок. Каждый день в утренние и вечерние часы работы мы с ребятами бываем в “гостях у сказки”, так богат и разнообразен чудесный и волшебный мир! Дети вслушиваются в каждое слово, переживают события вместе с героями сказок, оценивают положительные и отрицательные поступки персонажей. “Так хочется, чтобы сказка не заканчивалась, и все было как в сказке: по мановению волшебной палочки, сбывалось любое желание!” Не раз я слышала от детей такую фразу. Поэтому и считаю, что поставив перед собой ряд задач, направленных на художественно-эстетическое воспитание, а также познавательное и речевое развитие детей, то сказка – это и есть самое верное и продуктивное средство!

Свою работу с детьми по художественно-эстетическому развитию я планирую в соответствии с Программой ФГОС ДО, которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

С момента внедрения ФГОС ДО наблюдается более разнообразное комплексное использование различных методик, среди которых мне хотелось бы отметить арт-терапию. Мой практический опыт работы с использованием средств арт-терапии показывает ее положительное влияние на развитие у детей художественно-эстетических навыков, способствует развитию творчества, воображения, речи. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей в своей практике я активно использую разные виды арт-терапии: музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; литература, книга – библиотерапия.

Большее предпочтение я отдаю библиотерапии, что в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Библиотерапия особенно эффективна при работе с детьми дошкольного возраста. Я подбираю для прочтения детям произведения, соответствующие всем требованиям ФГОС ДО, ориентированных на восприятие художественной литературы. От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные эмоциональные состояния, свойства личности. Одной из разновидности библиотерапии является сказкотерапия. Я считаю, что сказкотерапия позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, что в наше время немаловажно.

Именно поэтому библиотерапия и сказкотерапия - это один из инструментов, на которых должен уметь играть педагог. На своих занятиях с применением элементов библиотерапии с целью ослабления эмоциональной напряженности, тревожности и других негативных состояний я предлагаю следующие задания с применением рисуночной арт-терапии: "Волшебные пятна", "Когда я счастлив (радуюсь, грущу и т.д.)", "Я - сейчас и я - в будущем", "Что я люблю", "Мое любимое занятие", "Мои друзья", "Рисунок по кругу" (дети рисуют на одном листе бумаги, передавая его по кругу). А также дети с удовольствием рисуют любимых персонажей из любимых сказок, я предлагаю сочинить самим сказку о своем, вымышленном сказочном герое. После завершения выполнения задания мы обсуждаем темы рисунков. Такой вид работы способствует не только совершенствованию речи детей, но и их нравственному развитию. Для себя я отметила, что элементы сказкотерапии в детской аудитории являются ведущими, потому что сказка – любимый детьми жанр, к ней они обращаются в раннем возрасте, когда идет активное развитие речи, выстраивается поведение.

Сказка несет в себе, как говорят сами дети, "любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она дает первые представления ребенку о возвышенном, прекрасном и безобразном. Сказка, раскрывая разные жизненные сценарии, формы поведения и взаимодействия героев, побуждает читателя делать самостоятельные выводы. Часто после прослушивания сказки дети сравнивают себя с положительным героем, разделяют добро и зло, правду и ложь.

В своей работе я практикую сочинение сказки вместе с детьми, одновременно драматизируя. А также предлагаю ребенку сочинять сказку самостоятельно о своей игрушке, либо о домашнем питомце. Больше всего детям нравится самим участвовать в сказке, обыгрывать ситуации, оказаться на месте персонажа (“Заяц Коська и ручей”, “Кот и лиса”).

Огромные возможности для душевного здоровья малышей имеет музыкальная сказка или сказка в музыке (М. Коваль, детская опера “Волк и семеро козлят”; С. Прокофьев, балет “Золушка”; П. Чайковский, балеты “Спящая красавица” и “Щелкунчик”; С. Прокофьев, симфоническая сказка “Петя и волк”; Р. Щедрин, балет “Конёк-горбунок”; Н. Римский-Корсаков, опера “Золотой петушок”; Э. Григ, сюита “Пер Гюнт” и другие). На праздниках можно осуществлять постановки музыкальных сказок. Таким образом, следует вывод:

  • предоставляя возможность ребятам как можно больше общаться с музыкой, сказкой, изобразительным искусством мы способствуем развитию эмоциональной отзывчивости ребёнка;
  • использование различных видов арт-терапии, не ограничиваясь каким – либо одним из них, позволяет накапливать художественно-творческий опыт общения детей с разными видами искусства.

Перед подготовкой к занятиям я ссылаюсь на ФГОС ДО, что позволяет мне продуктивно найти подход к каждому ребенку и результаты, поверьте, не заставляют себя ждать!

Литература.

1. Синявская Н. И. “Применение саказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста” г. Ленск: старший воспитатель, 2014 г.

2. Замыслова Т. А. Методическое пособие “Использование сказкотерапии в игровых макетах для дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи”. ИД “Первое сентября”, г. Москва: учитель-логопед, 2003-2014 г.

3. Ванинцева Наталья. Проект “Золотые Зерна Сказкотерапии” Санкт-Петербург: Педагог, 2012г. vk.com/club31186797

4. Ревина Т. В. “Сказкотерапия с особым ребенком”: методическое пособие. Томск: педагог, 2012г. elib.tomsk.ru/purl/1-5930

27.01.2015