Методическая разработка урока по предмету «Информатика и ИКТ». Тема: «Файл и файловые системы». 8-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

Обучающие:

  • Научиться работе с файлами и папками в файловой системе,
  • стимулировать интерес воспитанников к данной теме и учебном процессе, в целом,
  • подготовиться к контрольной работе.

Развивающие:

  • развитие коммуникативно-технических умений,
  • развитие умения оценивать результаты выполненных действий,
  • развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности,
  • развитие умения пользоваться предложенными инструментами.

Воспитательные:

  • воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность,
  • уверенность в своих силах.

Тип урока:  урок получения новых знаний (комбинированный урок)

Вид урока:  урок самостоятельных практических работ.

Метод обучения:  метод упражнений.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение
  3. Актуализация знаний
  4. Решение задач
  5. Выполнение индивидуальных работ за Персональным компьютером
  6. Домашнее задание и подведение итогов

Оборудование: Intel Pentium Dual CPU E 2180, операционная система Windows 7 Pro, текстовый редактор “Блокнот”, файловый менеджер “Проводник”, конспект, карточки с практическим заданием.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (5 мин)

  • Подготовка учеников к уроку.
  • Приветствие.
  • Перекличка.

Объявление темы и задачи урока: познакомимся с объектами операционной системы “Файл” и “Файловые системы”, решим задачи, проделаем практическую работу.

II. Повторение (10 мин)

Файл – объект в виде совокупности данных, хранящихся во внешней памяти компьютера.

Файл и папка должны иметь ИМЯ. Полное имя файла и папки состоит из имени и типа (расширения), между которыми ставиться точка (рисунок 1).

Рисунок 1. Полное имя файла.

ИМЯ файла или папки может быть написано любым способом: русскими буквами, латинскими буквами, с пробелами или без пробелов, но 9 символов запрещено использовать в именах: \ / * ? : “ < > |.

Информация в файле хранится в закодированном виде, поэтому файлы различают по типу или расширению. Расширение файла отражает тип и назначение хранящихся данных в файле. Примеры основных типов файлов используемых в операционной системе MS Windows приведены в таблице 1.

Таблица 1. Расширения файлов.

Тип Назначение
DOCX Форматируемый текст
BMP Растровая графика, большого размера файла
AVI Видеоизображение
WAV Звук
JPG Растровая графика, компактного размера файла
EXE или COM Исполняемые файлы

Файловая структура представляет собой систему хранения файлов на запоминающем устройстве. Различают два типа файловых структур (Рисунок 2):

Рисунок 2. Файловая система.

Многоуровневая (иерархическая) система – это лестница в виде нескольких уровней (вложенных папок) (схема 1).

Схема 1. Многоуровневая система.

III. Актуализация знаний (10 мин)

Существует довольно много разных файловых систем, которые отличаются друг от друга внутренним устройством. Файловые системы различаются скоростью доступа, надёжностью хранения данных, степенью устойчивости при сбоях, некоторыми дополнительными возможностями. Современные операционные системы поддерживают по несколько типов файловых систем. Хотя для каждой операционной системы обычно есть одна “традиционная” файловая система, которая предлагается по умолчанию.

Существует несколько типов файловых систем, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2. Типы файловых систем.

ОС “Linux” ОС “Windows”
Название файловой системы Назначение Название файловой системы Назначение
Ext2 соблюдает обычные стандарты для файловых систем UNIX®-типа, является файловой системой по “умолчанию” FAT разработанную для небольших дисков и простых структур каталогов.
Ext3 соблюдает обычные стандарты для файловых систем UNIX®-типа, является усовершенствованной файловой системой Ext2, предназначена для дальнейшего развития, сохраняя при этом высокую отказоустойчивость и хорошую производительность. NTFS разрабатывалась с целью обеспечения скоростного выполнения стандартных операций над файлами (включая чтение, запись, поиск) и предоставления продвинутых возможностей, включая восстановление поврежденной файловой системы на чрезвычайно больших дисках.

Многоуровневая система в настоящее время применяется во многих операционных системах. Одной из программ отображения многоуровневой файловой системой является Проводник.

Проводник – это программа, которая отображает на экране монитора структуру вложенных папок и содержимое выделенной папки, позволяет найти любой файл или папку и выполнить над ними действия (копировать, вставить, вырезать, переименовать, создать, удалить).

Окно Проводника разделено на две части (Рисунок 3).

Рисунок 3. Программа Проводник.

В Левой отображается только папки, которые находятся на жестком диске компьютера. Знак напротив папки означает наличие в ней вложенной папки или папок. Знак означает папка закрыта, знак - папка открыта. Если напротив папок нет знака - папка не содержит вложенных папок, но она может содержать в себе файлы. В правой части отображается все содержимое папки (файлы и папки), выделенной слева.

IV. Решение задачи (5 мин)

Задача 1.[2] Дано дерево иерархической файловой системы на магнитном диске. Заглавными буквами обозначены имена папок, строчными – имена файлов (Рисунок 4):

Рисунок 4. Иерархическое древо файловой системы.

Перечислить папки 1-го, 2-го, 3-го уровня.

Задача 2. [2] Указаны пути от корневой папки к некоторым файлам, хранящимся на магнитном диске. Заглавными буквами обозначены имена папок, строчными – имена файлов:

\СТРАНА\РОССИЯ\москва.txt

\СТРАНА\РОССИЯ\ИНФО\строительство.txt

\СТРАНА\РОССИЯ\ИНФО\искусство.txt

Создать древовидную файловую структуру.

V. Выполнение индивидуальных работ за ПК (10 мин)

Ребята рассаживаются за компьютеры согласно номерам на партах. Им выдается карточка с самостоятельным заданием[2] (рисунок 5).

Рисунок 5. Карточка с самостоятельным заданием.

VI. Домашнее задание и подведение итогов (5 мин)

Учебник  параграфы 2.3 стр. 53, 55, 57. Задания для самостоятельного выполнения

Мы с вами познакомились с файловыми системами и дали определение “файла”. Решили задачи на данную тему, выяснив, что на одном уровне не может находиться файл или папка с одинаковым именем или расширением. Проделали самостоятельную работу и получили оценки .... Записали домашнее задание в дневники.

Список используемой литературы.

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса. – М.; Бином. Лаборатория знаний, 2009 год.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Том 1./ Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера – 5-е издание. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008 год.
  3. Информатика. 8 класс. Поурочное планирование по учебнику Н.Д. Угриновича “Информатика и ИКТ. 8 класс”/ Автор-составитель М.Г. Гилярова. – Волгоград: ИТД “Котофей”, 2010 год