Познавательно-исследовательская деятельность в работе кружка по экологическому воспитанию «Эколожка» (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего детского возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка и формирования ценностей здорового образа жизни.

На мой взгляд, в развитии творческого потенциала ребенка наиболее эффективно может происходить в кружковой работе: это деятельность, которую ребенок выбрал сам, это его предпочтение.

В нашем детском саду работает много бесплатных кружков. Я являюсь руководителем кружка "Эколожка" по экологическому воспитанию, в котором занимаются дети среднего возраста.

Кружок "Эколожка" имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Занимаясь в кружке "Эколожка", дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы, обогащают свой запас новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла программа Т.М. Бондаренко "Экологические занятия с детьми 4-5 лет", которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка:

Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

Работа кружка "Эколожка" призвана решать следующие задачи:

  • продолжать формировать представление о природных явлениях и их взаимосвязи, воспитывать бережное отношение к природе;
  • знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы, птицами;
  • продолжать знакомить с фруктами, овощами и ягодами, с грибами;
  • закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, знакомить со способами ухода за ними;
  • рассказывать о свойствах песка, глины и камня;
  • рассказывать об охране растений и животных.

Формы организации кружковой работы являются: экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, оформление гербария растений, коллекции семян, плодов, изготовление с детьми наглядных пособий.

Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе.

В средней группе мы с детьми действуем вместе, хотя приоритет принадлежит мне, что выражается в формуле: "Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!" Я обязательно отмечаю все достижения детей, хвалю их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Кружок "Эколожка" посещают 12 детей. В ходе занятий в работе кружка были использованы новые технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, песочная терапия).

С помощью познавательно – исследовательской деятельности в кружковой работе у детей развивается интерес к исследованиям, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).  

Очень эффективным методом при воспитании экологической культуры является наблюдение. Я разработала циклы наблюдений за растениями и животными на участке детского сада, за сезонными изменениями в природе ("Наблюдение за березой", "Наблюдение за дятлом", "Наблюдение за бабочкой", "Наблюдение за кошкой" и т. д.). Наблюдая за животными, дети замечают их разные состояния: страх, голод, боль. Отрадно, что они сопереживают, сочувствуют, а самое главное — стараются оказать им помощь, но при этом не забывают об осторожности: не бросаются их гладить, не трогают руками. Они уже знают, что животные могут укусить и оцарапать, что игры с животными могут привести к травмам (животные, защищая себя и своих детенышей, часто ведут себя агрессивно); что нельзя дразнить и мучить четвероногих (они слабее нас, но могут за себя и постоять, кто посильнее).

В процессе экспериментальной деятельности в уголке природы, работы с календарем природы развиваются и обобщаются знания детей по уходу за растениями, формируются представления о природных явлениях (солнечно, дождливо, снег, ветер, ветрено и т.д.). Дети заботятся о комнатных растениях, замечают изменения, которые происходят с ними. Они поливают и рыхлят землю, вытирают листочки, а так же ухаживают за растениями, которые были посажены зимой: бархатцами, петуньями. Когда у бархатцев появились настоящие листочки, мы вместе пикировали рассаду, прищипывали корень, потом высаживали в стаканчики с землёй. В результате дети убедились, что растительный мир – богатство человечества, без него жизнь на земле невозможна. 

В ходе занятия кружка по работе с природным материалом, дети припоминали, с какого дерева шишка, жёлудь, сухая веточка, листочки, какими они были раньше, зачем нужны деревьям, кому ещё необходимы. Дети с помощью красок передавали "настроение" природы. Если природа в "хорошем настроении", о ней заботились, её оберегали, то дети использовали яркие, живые краски. Если в "плохом настроении" - о ней не заботились, её загрязняли, дети использовали мрачные, тёмные цвета.

Составляющая формирования осознанного отношения к природе как познавательной ценности является применение приобретённых знаний о природе в разных видах деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

Пари организации кружковой работы часто использую музыкальное сопровождение, которое содействует проявлению чувств детей (шум воды, шелест листья, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например грибка, зайчика, цыплёнка,  капельки воды… Проведение праздников экологического характера также помогало детям ощутить себя частью природы.

Очень интересно прошло экспериментирование на тему "Воздух и его роль в жизни человека". Дети познакомились с понятием "воздух", с его свойствами и ролью в жизни человека, с удовольствием проводили разнообразные опыты, например: "Воздух везде есть": в таз с водой опускали стакан вверх дном, стакан держали прямо. Смотрели, что получалось, попадает ли вода в стакан? “Почему нет?” - обсуждали с детьми эти вопросы, выслушивали мнения, пришли к выводу: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Воздух есть везде. “Как мы его видим?”. (в виде пузырьков) При выполнении опыта "Как увидеть воздух" - дети опускали в таз с водой стакан, но теперь уже держали его не прямо, а немного наклонив. “Что появлялось в воде? (Были видны пузырьки воздуха). “Откуда они взялись?”. Воздух выходил из стакана, и его место занимала вода! Вывод: воздух прозрачный, его нельзя увидеть.

Так же детям понравилось занятие "Наблюдение за рыбками", в результате у детей развились знания о видах рыб, они познакомились с миром рыб: чем питаются, где живут,  какие растения и животные их окружают. Дети с интересом отгадывали загадки, рассматривали слайды и фотографии рыб, играли в дидактическую игру "Рыбная ловля". Познакомились с новой рыбкой, которая называется вуалехвост, сравнивали его с карасем. Похожи или не похожи эти рыбки? Чем отличаются друг от друга? Какой формы, цвета?

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что познавательно-исследовательская деятельность в работе кружка по экологическому воспитанию у детей  дошкольного возраста – важная, необходимая часть в воспитании и развитии дошкольников, актуальность которой диктуется современными условиями.

Литература.

1. Ануин М., Паркер Д., Хоус Н. Мир вокруг нас 2011

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия 5-7 лет - Воронеж: учитель, 2010

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию - Детство-пресс, 2012

4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду - Мозайка-синтез, 2011

5. Николаева С.Н. Юный эколог - Мозайка-синтез, 2010

6. Нищева Н..В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. “Детство-Пресс”, 2013.

7. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - Детство-пресс, 2011

8. http://www.labirint.ru/books/224482/point/gm/?gclid=CIyv6dSz0L4CFXLJtAodbk4AuQ

9. http://www.labirint.ru/books/60325/

27.01.2015