Нравственное воспитание в условиях ДОУ детей с задержкой психического развития (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Причины возникновения задержки психического развития у детей очень разнообразны. Исследованию этого явления посвящены труды многих видных ученых. Не смотря на разное происхождение задержки детям с ЗПР присущи некоторые общие черты. Это психическая неустойчивость, ослабление функции внимания и контроля, эмоционально-волевая незрелость. Не являясь умственно отсталыми в своем развитии, они находятся на более ранней возрастной стадии. Задача педагогов нашего детского сада, как и всех коррекционных учреждений, построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок к достижению им школьного возраста максимально приблизился к возрастной норме в развитии. Помимо решения образовательных задач много внимания педагоги уделяют социальной адаптации детей и нравственному воспитанию.

В программе дошкольного образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач всестороннего развития. Осуществляется нравственное воспитание через все виды деятельности.

В наш детский сад дети поступают с различными видами задержки в развитии. Плаксивость, легкая возбудимость, слабая переключаемость, агрессия - вот только некоторые проявления черт личности детей. Пребывание таких детей в условиях дошкольного учреждения требует от педагогического коллектива особого подхода и методов работы. Индивидуальный подход или работа с детьми в подгруппах по два-три человека являются наиболее результативными. Тем не менее, не следует умалять значение и пользу групповых занятий и общих бесед.

Один из методов влияния на поведение ребенка используемый в нашей работе – это коллективный разбор различных ситуаций, отрицательных примеров поведения. Обсуждая плохой поступок вместе со всеми детьми, педагог теоретически моделирует возможное отрицательное поведение или анализирует конкретный поступок ребенка, не называя при этом его имени. Большими помощниками в этой работе являются картинки с примерами хороших и плохих поступков, которые находятся в группе. Рассматривая “отрицательную” картинку мы в игровой форме предлагаем ребятам подобрать картинку с противоположным “положительным” примером и “оживить” ее показом. Дети охотно вступают в игру. Постепенно дети приучаются оценивать свои и чужие поступки. Таким образом, мы добиваемся критической самооценки собственного поведения ребенка.

Для достижения успеха очень важно обеспечивать при взаимодействии с ребёнком “обратную связь” - это первая задача достижения хорошего контакта с детьми. Он осуществляется при наблюдении за поведением ребенка в разных ситуациях, ненавязчивого контроля и при необходимости предложения варианта возможного выхода из конфликта.

Например:

Коля взял руль, чтобы играть. Подходит Саша и быстро отнимает игрушку. Начинается спор. Подхожу к детям и испрашиваю: “Кто взял руль?”.

Саша отвечает: “Коля. Но я тоже хочу!”.

Воспитатель: “Коля, иди, продолжай игру, а ты, Саша, останься. Представь себе, что ты взял руль, а Коля у тебя отнял, тебе понравиться?”.

Саша говорит: “ Нет!”.

Воспитатель: “Как ты думаешь, как надо поступить?” Саша пожимает плечами.

Воспитатель: “Предлагаю вам поиграть вместе. Кто-то будет шофер, кто-то пассажир, потом поменяетесь ролями.”. Игру продолжали вместе.

В процессе формирования личности важно не допускать проявления агрессивности у детей ( \характерно некоторым детям с ЗПР).

Например:

Ваня строит на улице крепость из снега. Украдкой подходит Егор и ломает. Ваня хватает Егора за воротник и толкает в снег. Подхожу к детям и провожу беседу. Даю возможность самостоятельно разобраться в своих поступках, добиваясь, чтобы дети поняли, что поступили неправильно. Предлагаю провести вместе “ремонт” крепости.

Безусловно, нужен контроль за поведением ребенка, но ненавязчивый. Не следует часто использовать слова и фразы: “Так нельзя, не полагается. Извинись! Уступи!”. Разрешая или запрещая что-либо делать ребенку, воспитатель должен обосновать свои требования. В то же самое время не надо надоедать ребенку постоянными проверками. Ребенку следует доверять, поощрять его хорошие поступки, вежливый тон. Постоянное давление лишает ребенка инициативы, возможности сделать ошибку и самостоятельно исправить ее . Детей лучше чаще хвалить, но за дело. При ежедневных тренировках в быту, вежливые поступки превращаются в полезные привычки.

Для вырабатывания и закрепления привычки употреблять вежливые слова создаю различные психолого-педагогические ситуации.

Например:

Встаю так, чтобы дети не могли пройти в дверь. Ребята начинают искать лазейку, но опять закрываю проход. Через некоторое время кто-либо из детей догадывается, что следует сказать, как поступить. При повторе ситуации практически все дети говорят “волшебное” слово.

Дошкольное детство, важнейший период в нравственном становлении личности. Оно происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям в процессе различной деятельности. Задача воспитателя учить детей, как вести себя не нарушая нормального течения жизни.

Многие дети старшего дошкольного возраста начинают заниматься в различных спортивных секциях. Занятия единоборствами вызывают желание у некоторых детей продемонстрировать свою силу и испробовать ее на более слабых. Задача воспитателя объяснить, что настоящий спортсмен не будет использовать свои приемы в повседневной жизни, а только в спорте. Предлагаю таким детям лучше демонстрировать и использовать свою силу во время трудовой деятельности, оказывать помощь физически слабым детям. В беседе с детьми обращаю внимание на “добрую” силу.

Большую роль в воспитании навыков культуры поведения имеют сюжетно-ролевые игры (“магазин”, “семья”, “библиотека”, “поликлиника”, “салон красоты” и т.д.). Обыгрывание различных ситуаций с подачи педагога а затем и самостоятельной игре приучают детей находить пути разрешения конфликтных ситуаций или вовсе их недопущение, кроме того способствуют укреплению дружеских взаимодействий и вежливому отношению друг к другу.

Неиссякаемым источником мудрости в вопросах нравственности была и остается книга. Педагоги нашего детского сада огромное внимание уделяют чтению художественной литературы. Сказка – любимый литературный жанр детей. В этом фантастическом, игровом жанре легче всего преподносить ребенку высокие нравственные истины. И если даже мораль сказки с первого раза не всегда понятна ребенку, читать нужно, ибо зерна народной мудрости падают на благодатную почву. Читая любое произведение, всегда следует вместе с детьми обсудить его, выделить моменты поведения и обговорить их. Обсуждая литературное произведение, дети правильно оценивают поступки героев. Тем не менее, не каждый способен поступать так же в реальности. Перенос модели поведения в повседневную жизнь ребенка и есть цель и задача воспитателя.

Педагоги детского сада широко используют в своей работе юмор. Очень важно учить детей понимать юмор, он всегда помогает в самооценке и сглаживает всякого рода конфликты.

Важную роль играет работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации, наглядная агитация. Помогают и психологические игры, тесты, тренинги предлагаемые психологом для детей и родителей.

Все это способствует положительным результатам в воспитании культуры поведения у детей с ЗПР.

Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии, что позволит ослабить и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, поможет вырастить человека способного активно участвовать в жизни общества.

Литература.

  1. Е. Стребелева, А. Закрепина “Дети с отклонениями в развитии”. Дошкольное воспитание №12-2013 г.
  2. И. Курочкина “Этикет в формировании личности и успешности ребенка”. Дошкольное воспитание №6-2014 г.
  3. Н. Заиграева, С. Гончарова. “Формирование у старших дошкольников, с нарушениями речи способности вербализации гендерных представлений”. Дошкольное воспитание №4-2014 г.
  4. В. Захаренкова “Заикающиеся дети”. “Театрализованные игры коррекции заикания”. Дошкольное воспитание №5-.2014 г.
  5. Е. Корягина, И. Парфененкова “О связи моторно- психологического речевого развития с общим недоразвитием”. Дошкольное воспитание 2014 г.
  6. Е. Стребелева, Институт коррекционной педагогики РАО “Подходы к созданию единой системы раннего выявления и корреции отклонений в развитии детей”. Дошкольное воспитание №1-2014г.
  7. Г. Остер Вредные советы”
  8. Ю.Г. Дорофеева “Уроки этики”
  9. Ф.Б. Шапиро “Уроки гостеприимства”. АСТ-ПРЕСС.
  10. Ю.Б. Гаппенрейтер “Общаться с ребенком, как?”. Москва-97г.
  11. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Адонькина “Как я расту”. Советы психолога родителям. 2010г.
  12. Т.Г. Любимова “ Учить не только мыслить, но и чувствовать”. “ Кино”. 2000 г.
  13. С. Шевченко “Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР”. “ Ника-ПРЕСС”.