Занятия по курсу ОРКСЭ по теме «Добро и зло». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.

Задачи:

  • формировать нравственную позицию учащихся;
  • учить видеть и анализировать поступки окружающих;
  • развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к предмету;
  • воспитывать коллективизм и умение работать в группе;
  • закрепить коммуникативные навыки.

Проблема: Что такое добро и зло?

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, дискуссия, творческая работа учащихся, защита проектов-рисунков.

Основные термины и понятия: добро, зло, добрый человек, злой человек.

Оборудование:

  • учебник “Основы светской этики” А.Я.Данилюк;
  • аудиозапись песни “Дорогою добра”;
  • выставка книг детских писателей о добрых людях и добрых поступках;
  • справочные материалы;
  • текст притчи (Приложение1);
  • анкета (Приложение 2)
  • Смарт-доска;
  • компьютерная презентация

Ход занятия

1. Организация деятельности учащихся.

2. Погружение в тему.

Учащиеся рассматривают на слайдах презентации рисунки, распределяют их в две группы. СЛАЙД №2

Учитель: Рассмотрите внимательно рисунки. В какие две группы вы можете их распределить?

Учащиеся: В одну группу рисунки, на которых изображены добрые, хорошие поступки, а в другую группу рисунки, на которых изображены плохие, злые поступки. СЛАЙДЫ № 3-4

Учитель: Дайте название каждой группе рисунков.

Учащиеся: Добро и зло. СЛАЙДЫ № 5-6

3. Постановка проблемы.

Беседа:

- Понятны ли вам слова “добро” и “зло”?

- Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми?

- Какое отношение вызывают у вас злые люди?

4. Формулирование темы урока и постановка задач учащимися.

Учитель: Давайте познакомимся с одной притчей. Мне было бы интересно узнать ваше мнение и поделиться своими мыслями о прочитанном.

Дети читают текст притчи (Приложение1)

Два волка.

Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель: Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а так много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло… Но одного без другого не бывает. Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

Учащиеся: Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни.

Учитель: На какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы? Какую задачу поставим перед собой?

Учащиеся: Что такое добро? Что такое зло? Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

5. Проектно-исследовательская работа в группах.

1) Учащиеся в группах работают со справочными материалами, с учебником:

- находят определение добра и зла;

- готовят примеры проявления добра и зла в жизненных ситуациях;

- подбирают синонимы к словам “добро” и “зло”;

2) Дискуссия:

- Многих ли знакомых вы можете назвать однозначно- добрыми людьми? Злыми людьми?

- А что вы скажете о себе?

- Добро и зло – понятия относительные. И нам с вами иногда очень тяжело сделать правильный выбор, не лгать, не завидовать. Прочитайте притчу ещё раз и скажите, в каких словах заключается главный смысл?

Учащиеся: В словах старика “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”.

Учитель: Что означает “кормить добро”?

Учащиеся: Совершать добрые поступки и не совершать плохие.

Учитель: Отрицательные поступки разрушают самого человека и тех, кто его окружает. Надписью над входом в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке является изречение Конфуция: “Не ненавистью уничтожается ненависть, но отсутствием ненависти уничтожается она”. А яркий борец за права чернокожих а Америке Мартин Лютер Кинг говорил: “Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, а любовь порождает любовь”. Недаром есть пословицы “Как аукнется, так и откликнется”, “Не рой другому яму – сам в неё попадёшь”. Ребята, назовите качества, которые вы цените в своих друзьях.

Учащиеся: Доброта, честность, взаимопомощь, справедливость, великодушие и пр.

Учитель: А как вы думаете, какими считают вас друзья?

Выслушиваются ответы детей.

- Видите, никто из вас не сказал, что хотел бы видеть рядом с собой жадного, лживого, завистливого и злого человека. Значит, нам всем хочется быть на стороне добра. Чем же нам кормить “доброго волка”?

Учащиеся: Совершать добрые поступки, помогать друзьям, любить семью, не лгать, не завидовать, не сквернословить. Воспитывать в себе лучшие качества: доброту, честность, справедливое отношение к своим и чужим поступкам. Надо научиться принимать ответственные решения и вовремя исправлять сделанные ошибки.

Учитель: Согласны ли вы, что каждый должен сам принять решение, каким человеком он хочет вырасти?

- Подберите пословицы, которые помогают формировать жизненные ценности.

Учащиеся подбирают пословицы из предложенных учителем СЛАЙД № 7

  • Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
  • Молодость плечами покрепче, старость головою.
  • С молоду учись – навек пригодится.
  • Пустой спор до ссоры скор.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Добро сеять, добро и пожинать.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Доброта без разума пуста.

3) Защита проектов – рисунков о добре и зле по прочитанным ранее литературным произведениям.

4) Обсуждение различных ситуаций из жизни детей СЛАЙД № 8

- Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.

- Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

- Мальчики бегут по коридору школы.

- Старшие ученики обижают младших.

- Ребёнок помогает маме в работе по дому.

6. Подведение итогов. СЛАЙДЫ № 9-10

- Чтение стихотворения:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то поможет
Улыбка твоя и твоя доброта
Ты счастлив, что день не
Напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.

- Обсуждение выставки книг о добре, добрых людях и их поступках. СЛАЙД № 11

- Написание синквейна на тему “Добро”

Правила построения синквейна.

1 строка – 1 ключевое слово (существительное) – тема синквейна.

2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка – 3 глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.

4 строка – короткое предложение из 4 слов, показывающее отношение автора к теме.

5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы.

Пример синквейна: Добро.

Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

7. Рефлексия.

Анкетирование учащихся (Приложение2)

- Какой я?

- Что мне нравится в себе?

- Что бы я хотел изменить в себе?

В конце урока звучит песенка “Дорогою добра” СЛАЙД №12

8. Домашнее задание.

Подготовить рисунок на тему “Мой добрый поступок” (в форме листьев дерева)

31.01.2015