Промежуточный отчет по итогам экспериментальной деятельности за 2012–2013 учебный год

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство


1. Содержание отчета

Цель: Выявление, теоретическое обоснование модели и организационно-педагогических условий развития духовно-нравственной культуры у школьников в воспитательном пространстве казачьего класса, экспериментальной проверке технологии ее реализации.
Этап: Опытно-экспериментальный этап (2012-2016 гг.).

п/п
Задачи этапа и содержание деятельности Краткая характеристика результатов и формы их представления (пакет документов, аналитическая справка, методическое пособие и др.) Публикации результатов Форма обмена опытом: совещания, семинары по теме экспериментальной, инновационной работы (сроки)
1 Апробация модели развития духовно-нравственной культуры школьников в образовательном пространстве казачьего класса;

экспериментально проверить эффективность влияния созданного воспитательного пространства на процесс развития духовно-нравственной культуры.

С 1 сентября 2011 г. открыт казачий класс, в 2012-2013 учебном году учащиеся продолжают обучаться в режиме эксперимента.

Составлена воспитательная программа казачьего класса, начата ее реализация.

Апробируются программы дополнительного образования учащихся классов казачьей направленности на традициях терского казачества (10-16 лет).

“Вестник станицы Подгорной” №4 от 4 мая 2012 г.,

“Вестник станицы Подгорной” №9 от 10 октября 2012 г., “Вестник станицы Подгорной” №11 от 5 декабря 2012 г.,

“Вестник станицы Подгорной” №3 от 7 марта 2013 г.,

Выступление директора школы Поротовой Н.В. на краевом семинаре-практикуме для работников системы общего и дополнительного образования края по теме: “Внедрение регионального казачьего компонента в систему общего и дополнительного образования Ставропольского края” 20.11.2012 г.

2. Анализ проведения этапа экспериментальной работы.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых  и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д.  Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности  на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.

Поиск оптимальной модели образовательного процесса, которая приведет к сочетанию и взаимодействию всех видов деятельности в контексте духовно-нравственной культуры ученика стал целью работы районной экспериментальной площадки по проблеме “Создание образовательного пространства для эффективного формирования духовно-нравственной культуры школьников в условиях казачьего класса” (приказ отдела образования администрации Георгиевского муниципального района от 29.04.2011г. № 420).

Реализация программы осуществляется педагогическим, ученическим и родительским коллективами школы в тесном взаимодействии с общественными организациями и службами района и станицы. Исследовательскую работу по созданию и мониторингу результативности новых методик и технологий обучения и воспитания ведут учителя школы и педагог-психолог Просвирякова О.А..

Опытно-экспериментальный этап (второй этап) работы начат в 2012-2013 учебном году. Первый этап Поисково-теоретический был завершен с опережением в августе 2012 года. За это время было сделано следующее:

  1. Определена проблема исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза, обоснована методологическая база.
  2. Изучена соответствующая литература, разработана модель развития личности.
  3. Разработана рабочая программа исследования.
  4. Открыт казачий класс

2011-2012 учебный год можно назвать годом становления эксперимента. В течение года шёл поиск программно-методического обеспечения, решались организационные вопросы. К главным итогам года можно отнести изменения, произошедшие в сознании и отношении родителей и учащихся к данному эксперименту, появилась заинтересованность в результате.

К началу 2012-2013 уч.г. эксперимент выходит на более высокий уровень: начата основная работа по формированию духовно-нравственной культуры школьника.

На втором этапе эксперимента планируется

- выявление комплекса условий, обеспечивающих процесс развития духовно-нравственной культуры школьников;

- обоснование и апробация технологии реализации разработанной модели в образовательном пространстве казачьего класса;

- определение критериев и показателей развития духовно-нравственной культуры учащихся в условиях казачьего класса;

- реализация разработанной модели становления личности с духовно-нравственными качествами, эмоционально-ценностными отношениями к окружающей действительности;

- апробация комплекса программ, имеющих гуманитарную и профессиональную направленность;

- проведение диагностики интеллектуальной, волевой и деятельной сфер личности школьника и педагога.

С начала нового учебного года определены методы реализации концепции духовно-нравственного  воспитания учащихся:

- в учебном процессе  (уроков физиологического и психологического здоровья, элективных курсах эстетической направленности, тематических классных часах, участия в олимпиадах и конкурсах);

- во внеклассной работе (работе кружков и спортивных секций, общественно-полезном труде, благотворительной деятельности, экскурсионной деятельности, творческой деятельности, проведении праздничных мероприятий);

- в социальной работе школы и в деятельности школьного самоуправления,

- в исследовательской деятельности,

- в работе с родителями, казачьим обществом, объединениями.

Отличия казачьего класса от классов общеобразовательных

  Казачий класс Общеобразовательные классы
Учебный план Элективный курс “Казачество Ставрополья” Элективный курс “Азбука экономики”
Кружковая деятельность 100% занятость 70% занятость
Кружки: “Строевая подготовка”, “Рушники”, “Казачата” -

Общешкольные кружки и дополнительное образование

Форма Казачья со знаками отличия По Положению о школьной форме
Питание Двухразовое Горячие обеды

Особое место в воспитательной системе класса отводится классному руководителю. Психологи утверждают, что только успешные люди могут заинтересовать детей, дать им толчок для самосовершенствования. Классный руководитель казачьего класса - Гуцало Валентина Ильинична. Это творческий человек с активной жизненной позицией. Валентина Ильинична – учитель высшей категории, победитель конкурса ПНПО в 2010 году.

Приоритетные направления образовательной деятельности классного руководителя казачьего класса и учителей школы связаны с созданием оптимальных условий развития ученика и “мягким” управлением процессом самопознания и саморазвития личности каждого ребенка. Особенно важным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей. Результатом работы в рамках эксперимента должен стать молодой человек, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, на самопознание и самовоспитание, на вечные абсолютные ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.

Мониторинг результатов эксперимента ведется по нескольким направлениям.

3. Учебный процесс.

Обучение в казачьем классе осуществляется в соответствии с учебным планом для казачьего класса, куда помимо предметов Базового учебного плана введен и успешно апробируется новый учебный курс “Казачество на Ставрополье”/ авт. сост. В.Ф.Покасов, В.А.Черкасов: - Ставрополь: СКИПКРО.

На фоне общего снижения количества учащихся, занимающихся на “хорошо” и “отлично” при переходе из класса в класс в казачьем классе сохраняется положительная динамика качества.

Также увеличилось количество учащихся, участвующих в предметных олимпиадах и конкурсах с 25 до 56%.

Олимпиада/конкурс Количество участников Результат
Общероссийская олимпиада “Олимпус” (зимняя сессия) 11 3 диплома лауреатов
IX Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада “Наше наследие” 1 Сертификат участника
Основы православной культуры 4 Сертификаты участников
Игровой конкурс “ British Bulldog” 7 Сертификаты участников
Муниципальный этап всероссийского конкурса чтецов “Живая классика” 2 Победитель и призер
Международный конкурс “Славься и процветай казачество” 26 Ожидаются

4. Внеклассная работа.

Целенаправленно совершенствовалась система работы по воспитанию у школьников патриотических чувств, ответственности и правового сознания, культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе в соответствии с традициями и обычаями своего народа.

Учащиеся казачьего класса заняты в дополнительном образовании, тесно сотрудничают с храмом Иконы Казанской Божией Матери, казачеством станицы, Домом культуры станицы Подгорной.

Центром гражданско-патриотического воспитания станет школьный историко-краеведческий музей. В творческую группу по организации деятельности музея входят педагоги, родители учащихся казачьего класса. Деятельность музея выполняет образовательную и воспитательную задачи: изучение истории нашей станицы, школы, знакомство с жизнью и деятельностью интересных людей, изучение быта народа, культуры и традиций казачества.

Экскурсионная группа учащихся готовится к проведению тематических экскурсий по музею. Постоянно пополняется фонд музея (совсем недавно в музее появился кованый сундук, в котором казачки хранили одежду).

Особое место в воспитательной работе занимает организация праздников и поездок. Так за 2012-2013 год были организованы

- совместно с библиотекой станицы Подгорной “Казаки Ставрополья”;

- в рамках школы “Восьмое марта”, “Двадцать третье февраля”, “Троица”, “Святки”, “Крещение Господне”, “День героев России”, “День государственного флага России”.

С начала учебного года ученики 6Б класса совместно с классным руководителем посетили массу интересных мест:

Казачий центр – город Ессентуки, храм Николая Чудотворца.

Этнографический музей станицы Боргустанской.

Краевой праздник “День казачки” в станице Александрийской.

Концерт ансамбля “Слобода” в станице Александрийской.

Музей казачьей старины в Доме культуры г. Георгиевска.

Посещение службы епископа Гедеона.

Воспитанию трудолюбия, ответственности за выбор профессии посвящены тематические классные часы:

  • “Мои обязанности в семье”
  • “Профессии выпускников нашей школы”
  • “Руками молодых преображается Земля”

В ходе деятельности, направленной в целом на духовно-нравственное воспитание, каждый учащийся казачьего класса может реализовать свои способности.

Добиться высоких результатов, сохранить духовно-нравственный стержень личности может только здоровый человек, поэтому как одно из направлений воспитания мы выделяем необходимость воспитывать бережное отношение к здоровью. Об этом свидетельствуют следующие результаты посещаемости уроков.

В своей работе мы придерживаемся индивидуализации воспитания, что приводит к проявлению лучших черт и качеств учащихся. Вся воспитательная работа в классе казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей.

5. Социальная работа.

Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определенной мере стихийна. Уже с детских лет ребенок включается в определенные отношения с людьми, поэтому и работу с детьми надо начинать с организации свободного времени, с развития интересов и способностей детей.

Основа социализации казачат – активное участие в различных акциях, проводимых в школе, станице, районе.

Так, деятельность допризывной молодежи возглавляет клуб “Патриот”. Старшеклассниками были спланированы и проведены акции: “Отечество”, “Мы - граждане России”, Неделя мужества, месячник оборонно-массовой работы, Вахты Памяти. Учащиеся казачьего класса органично влились в работу школьного клуба и оказались одними из самых активных участников проведенных акций.

Сотрудничая с клубом “Патриот”, казачата ведут поисковую работу по изучению истории родного края, учатся хранить память поколений, возрождать традиции и создавать новые, пытаются мыслить и делать выводы.

Есть у учащихся и подшефные ветераны и труженики тыла: Труфан А.И., Середа П.И., Мухортов В.А., Шумаков П.Ф., Мордвинова Н.А. Ребята казачьего класса оказывают им посильную помощь, поздравляют с праздниками.

В рамках реализации Проекта “Моя любимая школа” были проведены акции по благоустройству школьной территории, очистке водоемов города, дни экологической безопасности, трудовые десанты по уборке территории. В целях формирования у подрастающего поколения чувства гражданской ответственности за судьбу малой родины, желания участвовать в решении ее экологических проблем, в школе ежегодно проводятся природоохранные акции “День птиц”, “Чистой речке – чистые берега”, “Берегите воду”, “Зеленый дом”.

Увеличилось количество школьников, регулярно участвующих в работе ученического самоуправления “Седьмой континент”, желающих сочетать общественные и личные интересы (1 учащийся в 2011-2012 учебном году и 3 – в 2012-2013 году).

Также в классе оказались самые активные избиратели при проведении выборов президента школьного самоуправления (100% участие).

6. Исследовательская деятельность.

Исследовательская работа учащихся развивает интеллектуальные способности, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю, способствует успешной социализации школьников.

В течение учебного года большое внимание уделялось созданию проектов и презентаций:

  • создана презентация “Формирование правовой культуры щкольников и их гражданской активности”;
  • Истории станицы посвящен проект “Тебя люблю, родимый край”;
  • буклет “Мы – патриоты России”.

Исследовательская работа Монакова В. “Я родом из детства” была опубликована в сборнике творческих работ учащихся Георгиевского района.

В новом году планируется продолжить поисковую работу, создать новые электронные ресурсы на темы: “Судьба моей семьи в истории станицы”, “Я славлю сельский труд”, “Школа, я и моя семья”.

7. Работа с родителями, казачьими обществами, объединениями.

За период эксперимента было проведено 9 встреч с атаманом хуторского казачьего общества Герасимовым А.С., во время которых ученики могли задать интересующие их вопросы, получить консультации по организации классного казачьего круга.

Родители на протяжении всего эксперимента активно сотрудничают со школой и классным руководителем. Если на начало экспериментальной работы в успешной реализации Программы создания образовательного пространства для эффективного формирования духовно-нравственной культуры школьников в условиях казачьего класса у 17% родителей были сомнения, то на сегодняшний день все родители уверены в правильности выбора для своих детей формы обучения в казачьем классе.

Анкетирование родителей в 2013 году показало 100% удовлетворенность ходом эксперимента. В частности было отмечено, что появились первые результаты: учащиеся казачьего класса становятся более рассудительными, дисциплинированными, пытаются самостоятельно искать пути решения возникающих конфликтов. Родители отметили, что в классе развивается чувство коллективизма, крепнет дружба между учащимися.

Подобное анкетирование прошли сами казачата:

На вопрос, что бы Вы хотели предложить для улучшения работы казачьего класса, учащиеся ответили:

Увеличить число кружков – 19%

Чаще ездить по местам казачьей славы – 92%

Курсы езды на лошади – 88%

Создать ансамбль казачьего танца – 42%

За два года экспериментальной работы создано богатое портфолио казачьего класса, куда вошли достижения учащихся, оформленные в виде грамот, публикации о казачьем классе, благодарственные письма. Также ведется портфолио на каждого ученика класса. Портфолио класса и учащихся продолжают пополняться.

Не менее важным стало развитие материально-технической базы казачьего класса:

1. За счет спонсорской помощи обновлена мебель в классе, где занимаются казачата.

2. Пошиты концертные костюмы.

Итак, определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося, а функционирование казачьего класса позволяет духовно-нравственное развитие осуществить.

В 2013-2014 учебном году второй этап эксперимента будет продолжен по следующим направлениям:

  1. Историко-культурная работа в классе казачьей направленности.
  2. Здоровьесбережение.
  3. Исследовательская деятельность учащихся.
  4. Социальное партнерство.